Конспект НОД по развитию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи

 Учитель – логопед  Ванаг Татьяна Сергеевна

 МДОУ  № 240 «Ручеек», Волжского района, г. Саратова

 

Тема  «Страна цвета»

Цель: Расширить  представления детей о многообразии  цвета.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить умения различать цвета;
  • упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе;
  • закрепить умение делить слова на слоги на примере слова «разноцветный».

Развивающие:

  • развивать связную речь, логическое мышление, фантазию, творческое воображение;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • формировать вкусовые образы;
  • развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

  • создать условия для эмоционально – положительного настроя детей;
  • продолжать развивать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Предметы разного цвета на подносе у логопеда. Модели (квадраты из картона белого, чёрного, красного, голубого цвета). Цветок «Цветик – семицветик», цветные карандаши, разноцветный мяч, магнитофон, доска, конфеты. Коробка с конфетными фантиками.

Предшествующая работа: ознакомление с цветом, чтение сказки «Цветик – семицветик», заучивание слов: «Лети, лети, лепесток..»

 

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет предмет и его цвет (синий шар, красный клубок)

Логопед: Какие еще цвета вы знаете? (дети называют).

Сообщение темы занятия.

 Сегодня мы совершим необычное путешествие, путешествие в страну цвета.

Логопед: Зачем нужны разные цвета?

Дети: Чтобы мир был интересным, ярким, красочным.

Логопед: Представьте себе, что на земле исчезли бы все краски, кроме белой и черной. Какое настроение вызывает черно – белый мир? (однообразие, грусть).

— Я вам расскажу сказку о том, как появился разноцветный мир (моделирование).

  — Давным — давно, когда весь мир был только белым и черным, жили на Земле две могущественные феи: фея Тьмы и фея Света. Фея Света озаряла весь мир. Когда наступала ночь, приходила фея Тьмы, и все предметы становились черными – пречерными. Так они сменяли друг друга долгие годы. Но всему на свете бывает конец. Фея Света решила подарить Земле краски. Она взмахнула своим волшебным лучом, и предстали перед ней цветные феи. Одна фея была голубой, другая красной. Фей было много: всех цветов и оттенков.

— Дорогие феи, — сказала фея Света, — вам предстоит нелегкая работа: осветить своими цветными лучами Землю и сделать разноцветной, нарядной и радостной. Взмахнула Голубая Фея голубым лучом, и посыпались на Землю голубые искры света — заголубели васильки и незабудки, вода в реках, небо над Землей. Взмахнула Красная Фея своим лучом, и полились на Землю красные потоки света и покраснели щеки у детей, розы в садах. Славно потрудились все феи. С той поры преобразилась Земля, расцвела  яркими  красками. 

— Что интересного вы узнали из этой сказки?  Ответы детей.

Гимнастика для глаз

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели

Глазки все повеселели

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок

Отыщи там уголок.

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз-

 

Лучше будет видеть глаз.

 

Глазки нас благодарят,

 

Поморгать нам всем велят.

 

Плавно глазками моргаем,

 

Потом глазки закрываем,

 

Чтобы больше было силы,

 

К ним ладошки приложили.

 

Логопед: Молодцы!

Представьте себе, что вы художники. Карандаш, какого цвета вы бы выбрали для рисования и почему?

— Я взял карандаш голубого цвета, потому что это цвет неба и воды, этот цвет успокаивает.

— Я взял карандаш красного цвета, потому что это цвет силы, воли, огня и жажды жизни.

— Я взял карандаш оранжевого цвета, потому что это цвет радости и тепла.

— Я взял карандаш желтого цвета, потому что это цвет солнца, тепла и энергии.

— Я взял карандаш зеленого цвета, потому что это цвет природы, спокойствия и надежды.

— Я взял карандаш синего цвета, потому что это цвет покоя и преданности.

— Я взял карандаш фиолетового цвета, потому что это цвет загадочности, соединяет два цвета: синий и красный.

— Я взял карандаш розового цвета, потому что это цвет доброты, соединяет два цвета: красный и белый.

 

  1. Физминутка.

    Если б в поле расцвели                      ходьба на месте

    Только желтые цветы,                                        

    Мы б с тобой скучать не стали         повороты туловища вправо-влево

    От подобной красоты!

    Хорошо, что есть ромашки,             руки вверх, покачивание рук в стороны

    Розы, астры, васильки.

    У ромашки  белый цвет,                   правая рука вперед

    У гвоздики – красный.                       левая рука вперед

    Цвет зеленый у листвы          руки вниз – в стороны, покрутить кистями рук

 

    Это так прекрасно!                     руки через стороны вверх и опустить  вниз

 

  1. Упражнение «Цветик – семицветик»

Логопед: Посмотрите, это волшебный цветок. Почему он считается волшебным? (выполняет желания, помог мальчику вылечиться) Кто знает название этого цветка? Какого цвета лепестки? Нам лепестки этого цветка помогут научиться лучше говорить, нужно подуть на них длительно и плавно. Лепесток держим на уровне рта. Вдох делаем носом, выдох — ртом. Выдыхая чуть- чуть втягиваем в себя животик. Надо только оторвать лепесток и сказать волшебные слова: «Лети, лети, лепесток…»

Загадайте желание и оторвите лепесток от волшебного цветка. Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него. (Дети отрывают лепестки).

— Молодцы, хорошо. Когда – нибудь ваше желание обязательно сбудется. Положите лепестки в коробку, а на прогулке вы еще раз загадаете желание, отпустите лепестки и  это желание обязательно сбудется.  

 

  1. Упражнение «Раз – но – цвет — ный»

— У волшебного цветка все лепестки разных цветов. Как одним словом можно сказать про его цвет?

— Правильно, он разноцветный. Это длинное слово. Чтобы его легко произнести, поделим это слово на части (дети проговаривают слово вместе с логопедом, отхлопывая его части, подсчитывают количество частей в слове).

Дети встают в круг, перебрасывают разноцветный мяч друг другу и по слогам произносят это слово 3-4 раза.

  1. Сказка «Дождь в городе» (магнитофонная запись)

Однажды в волшебном городе дождем посыпались конфеты. Конфеты были как волшебные градины, но не белые, а разноцветные. Один мальчик взял в рот зеленую конфету и обнаружил, что она мятная. А другой – попробовал красную. Оказалась, что конфета земляничная.

— Да это настоящие конфеты, самые настоящие, — обрадовались дети и стали набивать ими карманы. Но сколько они не собирали, конфет меньше не становилось, они по – прежнему дождем сыпались с неба. Дождь шел не долго, но все улицы были покрыты душистыми конфетами. Это был великолепный праздник! До сих пор люди ждут, что с неба опять посыплются конфеты, но облако, из которого они сыпались дождем, больше не появлялось.

— Что вам больше всего понравилось в сказке?

  1. Упражнение «Мою руки»

— Кто из вас хотел бы оказаться в таком месте, где с неба падают конфеты?

Все? Замечательно.

— Что – то мне подсказывает, что скоро над нами появится разноцветное конфетное облако. Давайте подготовимся и на всякий случай «помоем руки».

Мыло бывает                             дети намыливают руки

Разным – преразным:

Синим,                                       соединяют подушечки указательных пальцев                    

Зеленым,                                    — средних пальцев

Оранжевым,                              — безымянных пальцев

Красным …                               — мизинцев

Но не пойму,                             отображают эмоцию удивления: поднимают

Отчего же всегда                      вверх брови, округляют глаза

Черной – пречерной                 приподнимают плечи, разводят в стороны руки

Бывает вода?                             

  1. Упражнение «Конфеты» ( сидя на ковре, скрестив ноги).

— Неожиданно появились тучи,  и пошел дождь. Закройте глаза и послушайте шум дождя. (магнитофонная запись). Расслабьтесь, вытяните руки вперед, подставьте ладошки, под разноцветный конфетный дождь. (Кладу в ладони конфеты в разноцветных фантиках). Какого цвета конфета упала в ваши руки?

— В мои руки упала конфета зеленого цвета. (Спросить 3-4 детей).

— Какая она будет на вкус? (Сладкая, вкусная, шоколадная, ароматная, душистая).

Итог: В какой стране мы побывали?

Вы большие молодцы. Занятие закончено, спасибо.