Консультация по теме: «Особенности грамматического строя речи младших школьников с ЗПР»

Бондаревская Наталья Викторовна, учитель-логопед МБОУ «ЦДиК»

Кемеровская обл., город Берёзовский.


    
Исследование детей с задержкой психического развития является актуальной проблемой в наше время. Это объясняется тем, что в современном социуме количество детей, которые с трудом справляются со школьной программой, неуклонно возрастает. Большую часть этих детей составляют дети с задержкой психического развития. Только речь, построенная в соответствии с грамматическими нормами, служит надёжным средством общения и познания окружающей среды. Овладение грамматическим строем языка — обязательное условие формирования полноценного речевого общения. По мере развития ребёнок обнаруживает некое нормативное чувство языка, он научается определять, является ли высказывание правильным, относительно некоторого языкового стандарта. Количество работ, направленных на исследования грамматического строя речи учащихся с ЗПР, невелико, хотя известно, что этот компонент речевой системы страдает у аномальных детей многих категорий. У большого количества школьников младших классов преобладает значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. Наиболее характерными видами ошибок в высказываниях детей младшего школьного возраста с ЗПР в высказываниях являются: пропуски или избыточность членов предложения, ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении служебных слов, ошибки в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания. Известно, что речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

       Речь не является врожденной способностью, развивается в процессе онтогенеза, параллельно с умственным, физическим развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речь ребенка формируется под влиянием социума и зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения. Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав слова и грамматический строй. Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка. Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития анализа и синтеза. При ЗПР формирование грамматического строя речи происходит с качественным своеобразием. Ошибки, которые могут быть допущены при воспроизведении:  Пропуск отдельных слов или фрагментов без искажения смысла- предложения. (В березовом лесу, за рекой мы собирали грибы — В лесу за рекой мы собирали грибы);  Пропуск слов или фрагментов с искажением смысла предложения (Мама- сказала, надеть Коле шапку, потому что на улице холодно — Мама сказала Коле, что холодно). При верификации предложений  отмечается выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуски, перестановки, нарушение порядка слов), но можно столкнуться и  с невозможностью найти ошибку. При составлении предложений из слов наблюдаются пропуски, замены слов. Задание на образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах тоже вызывает трудности у детей.

 Замена менее употребительных форм на формы с окончанием –ов (курица —- курицов, ухо — ухов);  Замена правильной словоформы на форму с нулевым окончанием (ухо — ух);-  Отсутствие чередования при образовании новой формы (тарелка — тарелк).- При назывании детенышей животных и птенцов неправильное использование суффикса (коза — козочек; мышь — мышечка);-  Замена словообразования словоизменением (кошка — кошки);-  Использование сразу нескольких суффиксов (волк — волчононочек). Ошибки в задании на образование названий профессий:  Использование суффиксов с другим значением (пианист — пианичик,- хоккеист — хоккейник);  Замена формы другими словами, с опорой на звуковые или семантические- ассоциации (писатель — поэт, спасатель — пожарный, писатель — библиотекарь, дрессировщик — зверинец);  Неусвоение грамматического значения рода (хоккеист — хоккейница,- гитарист — гитарница);  Замена существительного прилагательным (танцор — танцливый).

 В результате можно проследить своеобразие грамматического строя речи детей с задержкой психического развития, связанное с трудностями в словообразовании, словоизменении и построении предложений.

     Допущенные ошибки детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития проявляются, главные образом:

— В преобладании немотивированного (случайного) формообразования и словообразования с использованием морфем, существующих в языке;

-В использовании морфем, не представленных в языке;

-В замене морфем, семантически далеких, не входящих в парадигму морфем данного значения;

 -В отсутствии правил и закономерностей функционирования языковых единиц и их обобщение в процессе продуцирования речи;

 -В языковой асимметрии, т. е. ярко выраженном отступлении от единообразия в строении и функционировании языковых знаков.

     Явные особенности обосновывают необходимость комплексной работы по формированию грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Особенно важно вовремя заметить эти нарушения, поставить правильный диагноз и провести качественную коррекционную работу по устранению речевой патологии. 

     Литература: Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 303 с.

Лебедева П. Д. Коррекционно-логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. —СПб.: Образование, 2004 г. —176 с.

 Фотекова Т. А. Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников. —М.: Айрис-пресс, 2002. —42 с.