Урок  по теме: «Слагаемые. Сумма»

Ибрагимова Милена Алексеевна, учитель  начальных классов, МБОУ СШ №11, г.Белгород.

 

Открытый урок по математике.

Педагогическая цель: познакомить с новыми математическими терминами «слагаемые», «сумма».

Планируемые результаты (предметные): уметь прибавлять и вычитать в пределах 10; знать название чисел при сложении.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку и работу в парах.

Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Личностные: организовывают исследовательское пространство.

Тип урока: изучение нового материала.

                                               

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Психологический настрой.

— К нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их.

— Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пожелайте хорошего настроения. Я смотрю на ваши лица и вижу маленькие солнышки, которые озарились лучистыми улыбками. Вы улыбаетесь. Это замечательно. Свои улыбки вы дарите мне и друг другу.

-Проверяем готовность к уроку. (Дежурный называет принадлежности, а дети хлопают в ладоши)

-Начинаем урок.

  1. Самоопределение к деятельности.

-Ребята, посмотрите на доску.

 

7+1

 

 

10-1

 

                                                                

                      

 

-Что вы видите? (разные фигуры, а в них примеры)

— Найдите лишнюю фигуру.

— Какая фигура по вашему мнению лишняя и почему? (круг- лишняя фигура, потому что здесь все многоугольники)

— А какая же еще лишняя? (прямоугольник)

— Почему? (потому что везде написано вычитание, а на прямоугольнике сложение)

— Давайте решим эти примеры. Поиграем в молчанку. Приготовьте веер цифр.

— Прочитайте первое выражение. Покажите ответ на веере цифр.

— Кто из вас знает как называются числа при сложении?

-Давайте подтвердим свои знания информацией из учебника. 

  1. Постановка цели и определение темы.

-Откройте учебник на странице 86.

— Рассмотрите картинку. Что вы видите?

-Сколько кубиков у девочки? (3)

— А сколько кубиков у мальчика? (2)

-Ребята, а что мы можем узнать? (сколько всего)

-А каким действием? (сложением)

-Найдите в учебнике как называется число 3? (первое слагаемое)

-Как называется число 2? (второе слагаемое)

-А как называется выражение 3+2? (сумма)

-Посчитайте сколько кубиков всего у ребят? (5)

-А как называется число 5 при сложении? Найдите и прочитайте в учебнике. (результат сложения или сумма)

На доске запись 3+2=5

Давайте правильно прочитаем. (Сумма чисел 3 и 2 равна 5)

-Ребята, что нового мы узнали? (3-слагаемое, 2-слагаемое, 3+2-сумма, 5-результат сложения или сумма)

-Мы с вами сообща определили тему урока.

-Какая же тема урока?

-Как вы думаете, чему мы будем учиться? (составлять, читать и записывать суммы)

  1. Физкультминутка.
  2. 5. Работа по теме урока.

Работа по учебнику на странице 86 №1.

— Прочитайте задание.

— Прочитайте правильно первое выражение 4+2=… (4-первое слагаемое, 2-второе слагаемое)

-Покажите на веере цифр результат сложения. (6)

-Давайте же посмотрим в учебники. Что видите? (4 синих круга, 2 желтых)

Сколько всего? (6)

— Прочитайте второе выражение 3+1=… (3-первое слагаемое, 1-второе слагаемое)

 — Покажите на веере цифр результат сложения. (4)

— Прочитайте второе выражение 5+1=… (5-первое слагаемое, 1-второе слагаемое)

— Покажите на веере цифр результат сложения. (6)

Работа в печатной тетради.

-Прочитайте задание. Что нужно сделать? (подчеркнуть равенства в которых пропущены слагаемые и вычислить)

Работа в паре.

-Что обозначено зелеными квадратами? (сколько книг было)

-Что обозначено желтыми квадратами? (сколько книг подарили)

— Ответьте на вопрос задачи. (У Васи стало 8 книг)

— Как вы узнали? (6+2=8)

-Прочитайте запись разными способами. (6-первое слагаемое, 2-второе слагаемое, 8-сумма; сумма чисел 6 и 2 равна 8)

  1. Физкультминутка.
  2. 7. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику на странице 87 №4.

-Прочитайте задачу. Что известно в задаче? (У Лены было 3 собачки. Она подарила подруге 1 собачку)

-Что нужно узнать? (Сколько собачек осталось у Лены)

-Объясните схему. (Было 3 собачки — они обозначены кругами. Лена подарила 1 собачку – 1 круг зачеркнули. Осталось 2 собачки)

-Как это записать? (3-1=2)

-Ответьте на вопрос задачи? (У Лены осталось 2 собачки)

  1. Итог урока.

-Чему сегодня мы с вами должны были научиться?

-С какими новыми словами познакомились?

-Что называется слагаемыми?

-Что называется суммой?

  1. Рефлексия.

— А теперь я вам даю очень трудное задание «Задание — загадку».

— Я задумала первое слагаемое, второе слагаемое 5, получилась сумма 10.

— Ребята, подумайте какое первое слагаемое я задумала? Покажите на веере цифр.

— А как догадались? (из 10 вычесть 5 получится 5; пять плюс пять будет 10)

— Молодцы, я вижу, что материал вами усвоен.