Кружковая деятельность в подготовительной к школе группе по теме «Книжный дизайн»

Шулятьева Елена Валентиновна,  воспитатель,  МДОУ «Увинский детский сад №2», поселок Ува Удмуртская Республика

 

Актуальность темы  обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы кружка с требованиями жизни. Учитывая то, что мы живем в спроектированной среде, ребенку необходимо дать элементарные знания о дизайне, который сейчас называют «символом современной цивилизации».

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.

Новизна программы состоит в том, что предлагается ознакомление детей с книжным дизайном, что способствует в процессе кружковой деятельности получить знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведения, композиции, декоративной стилизации форм, красоте природы.

 Целью  является развитие творческого потенциала у каждого ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Сопутствующая цель: развитие  устойчивого  интереса  к книге, а также бережного отношения к ней.

Основные задачи:

— развивать эстетическое восприятие предметов окружающего мира как эстетические объекты;

— развивать художественно-творческие способности детей в продуктивных видах детской деятельности;

— воспитать художественный вкус и чувство гармонии;

— ознакомить детей с основами книжной графики в среде  дошкольного учреждения и библиотеки;

-приобщать к художественной литературе.

Форма работы: программа предполагает проведение одного занятия в две недели, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год – 16. Возраст детей 6-7 лет, количество детей – 23 человека, длительность – 25-30 минут.

Особенностью является совместная с детской библиотекой организация некоторых занятий с целью приобщения детей к художественной литературе.

Специфических критериев отбора детей в группу не выделяется, так как предлагаемая программа построена на основе таких форм работы, которые обеспечивают комфортное пребывание ребенка в детском саду и независимо от уровня развития по изо-деятельности, такая форма работы необходима для всех детей, посещающих дошкольное учреждение.

Основные методы:

  • Объяснительно — иллюстративные (демонстрация разных видов детских книг)
  • Создание игровой ситуации
  • Репродуктивные (работа по образцам)
  • Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)
  • Словесные, наглядные, практические, игровые методы

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все образовательные области:

Планируемые результаты:

  • — у детей сформированы первоначальные представления о книжном дизайне;
  • — у ребенка достаточно хорошо развиты умения, дающие возможность создавать предметы окружающего мира по законам красоты;
  • — дети знают некоторых художников-иллюстраторов;
  • — у них достаточно хорошо развито чувство ритма, симметрии, цвета;
  • — обладает творческим мышлением;
  • — ребенок способен  к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа;
  • -знаком с произведениями детской литературы.

Перспективное планирование

месяц

Тема, литература

Задачи

Метод. приемы

Материалы оборуд-ние

Работа с родителями, социумом

 

октябрь

1.«Загадочный мир книги»

 

Дать элементарные представления об истории и  производстве книг;

Беседа, рассматривание разных видов книг

Виды детских книг

Посещение детской районной библиотек

 

2.»Красная книга» (коллективная работа)

 

Создать книжку-картинку на основе детских рисунков животных, занесенных в Красную книгу. Научить объединять свои странички общим узором. Обогащать словарь (книжная графика, иллюстрация).

Рассматривание Красной книги животных;

Беседа об основных частях книги, работа по сборке книги, оформление обложки

Готовые рисунки детей, выполненные с родителями или в самостоятельной деятельности, клей, кисти, дырокол,

Совместное творчество детей и родителей «Животные Красной книги»;

Участие в конкурсе

 

ноябрь

 

3,4.Знакомство с книжной графикой на примере творчества И.Я.Билибина. (книжки-картинки)

№2 стр.160

Познакомить с творчеством художника-иллюстратора детских книг И.Я.Билибина. Уточнить предс тавления о структуре книжки -картинки. Вызвать интерес к оформлению книжек-самоделок по замыслу. Развивать вообра жение. Воспиты вать интерес к книжной иллюст рации, бережное отношение к книгам.

1.Анализ иллюстраций, рассказ о художнике И.Я.Билибине, рисование обложки задуманной книги;

Книжки с иллюстрац И.Я.Билибина,

Листы А4 – 2 шт., сложен ные пополам и скреплен ные), фломастеры, цв.карандаши, карточка со словом «Сказки» для приклеивания, клей, кисточки

Выставка книг с иллюстрациями  И.Я.Билибина;

Чтение р.н.с. «Иван-царевич и Серый волк»

 

2.(продолж) рисование сюжета сказки;

Организация выставки «Книжки-картинки»

 

Посещение детской библиотеки

 

 

декабрь

5. «Жар-птица» (иллюстрация с сюрпризом) №2 стр.162

Вызвать интерес к самостоятельному поиску выразительных средств для создания образа сказочной птицы. Учить сочетать в одном образе аппликативные, графические и живописные элементы. Продолжать осво ение художествен ного приема «наложение». Воспитывать художественный вкус.

Показ и пояснение способа создания аппликативного образа;

Описание пера жар-птицы; создание образа по своему замыслу.

Книжки-самоделки с рисунками детей к сказке «Иван-царевич и Серый волк» цв.бумага, бумажные прямоугольники разного размера и цвета, краски ножницы, клей, клее вые кисти, цв.каранд, фломастеры.

информационный стенд «Художники-иллюстраторы детских книг»;

 

6.Коллективная работа «Новогодняя книга стихов» (форма снежинки, снеговика или др.)

Вызвать интерес к созданию коллективной книги; Учить рисовать буквицы (первая буква своего новогоднего стихотворения), оформлять страницу общей книги одним стилем. Воспитывать умение работать в коллективе для общей цели.

Декламирование стихов к новогоднем утреннику; Рассматривание буквиц в детских книгах,

оформление странички,

 сборка книжки-самоделки.

Детские книги с красивыми и буквицами; обложка книги (на выбор), клей готовый текст стихотворения ребенка, изобразительные материалы на выбор,.

Презентация готовой книги родителям и сотрудникам ДОУ

 

январь

7.«Сказка-ложь, да в ней намек» (Книжка-образ)

 

Познакомить с новым видом книжек- книжки-образы. Учить анализировать готовые книжки-образы, определять каким способом она создана. Закрепить знания о народных сказках, главных героях. Прививать интерес к чтению сказок.

Показ способа изготовления, показ разных книжек-образов, анализ и объяснение, пояснение, рассказывание сказки

шаблон колобка (большой круг желтого цвета), картинки героев сказки, клей, фломастеры, цветные карандаши, клеевые кисти.

Акция «Подарок маленьким детям» (книжки-самоделки)

 

8.»Оттиски и отпечатки» (поля книжки)

№2 стр.164

Создать условия для экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений или элементов декора способом «принт» (печать), графическими и пластическими средствами. Вызвать интерес к «оживлению» полученных форм. Развивать творческое воображение.

Рассказ «фиолетовой» истории про Мальчика; беседа;

 Обощение ответов, показ способов печатания, экспериментирование, оформление полей книжек-самоделок

Краски, старые зубн ые щетки, срезы овощей, губки, тряпочки, газеты для сминания и штамповки, пробки и др.бытовые предметы, трубочки для коктейля,  

Пластические материалы, стеки, зубо чистки, соломинки, колпачки фломастеров

Привлечение родителей к сбору бросового материала;

Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами»

 

февраль

9.«Мои первые стихи» (17.02. день рождения А.Барто) (книжка-раскладушка)

Познакомить с видом книг – книжка-раскладушка. Учить анализиро вать готовые книжки-образы. Показать приемы оформле ния страниц в одном стиле (орнамент на полях);

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книгам, интерес к творчес тву А.Барто.

Беседа о творчестве А.Барто, показ книжек-раскладушек, анализ и объяснение,  показ и пояснение способа ее изготовления.

Длинный прямоугольный лист бумаги, иллюстрации к стихам А.Барто, изобразительные материалы.

Выставка книжек-самоделок в детской библиотеке;

 

Презентация книжек детям младшей группы.

 

10.«Живые закладки»

№1 стр.52

Уточнить представления детей о закладках как функциональном предмете и его вариантах. Вызвать интерес к конструир ованию закладки с динамичным элементом

Беседа о закладках, показ «живых закладок», пояснение способа изготовления, изготовление закладок детьми

Полоски картона двух размеров (для закладки и бегунка). Фломастеры, ножницы, клей.

Инфомационный лист «История закладок»;

«Как превратить чтение в удовольствие», 

 

март

11.Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецовым и Е. И. Чарушиным

 

Расширять представление о творчестве художников-иллюстраторов  Ю. Васнецова и Е. Чарушина.

Развивать умение различать особенности рисунка этих художников.

Упражнять в умении рисовать приёмом «тычка». Обогащать словарь детей: книжная графика, иллюстрации, художники-иллюстраторы.

Воспитывать интерес к творчеству художников-иллюстраторов.

Рассматривание иллюстраций художников-иллюстраторов, сравнение, беседа, практическое упражнение

гуашь клеевые кисти, смятая бумага, баночки с водой, тряпочки, влажные салфетки, фоны с контуром кошки, аудиозапись классической музыки, модели характерных особенностей техники рисования художников-иллюстраторов, портреты Ю. Васнецова и Е. Чарушина.)

Консультация для родителей «Значение изготовления книжек-самоделок для развития детей»

 

 

Акция «Вместе почитаем» (детям младших групп)

 

12.«Кто-то смотрит к нам в окошко» (Книжки с глазками)

Познакомить с видом книг – книжка с глазками. Вызвать желание изготовить книжку-самоделку. Учить анализировать готовые книжки-образы, опреде лять каким способом она создана. Учить рисовать живот ное, ориенти руясь на готовую часть (глазки); Воспитывать интерес к книжной иллюстрации,

любовь и бережное отношение к книгам.

Показ и пояснение способа изготовления книжки с глазками, практическое упражнение рисования животных , использование нетрадиционных техник рисования

Готовые книжки-шаблоны с прорезями для глаз, фабричные глазки, схемы рисования животных, книги-образцы, пр.карандаши, цв.карандаши, фломастеры, губки, газеты, краски, кисти, пастель, баночки с водой.

Помощь в приобретении материала (глазки);

 

Выставка готовых книжек-самоделок,

 

Презентация сотрудникам и детям ДОУ

 

апрель

13.«У лукоморья дуб зеленый…» (книжка-схема)

Вызвать желание изготовить книжку по мотивам стихотворения А.Пушкина, закрепить знание стихотворения с помощью опорных схем, учить рисовать схемы-подсказки.

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книгам, интерес к творчеству А.Пушкина.

Декламирование стихотворения, рассматривание иллюстраций к стихотворени, схематичное рисование схем-подсказок,

Листы плотной бумаги А6 по 6-8 шт., изобразительные материалы, дырокол, отрезки ленточки для сборки книги,

Выставка книг А.С.Пушкина;

Посещение детской библиотеки «Творчество А.С.Пушкина».

 

14.«Времена года» (объемная книжка-дерево)

Вызвать желание изготовить книжку-самоделку по временам года. Развивать творчество детей, самостоят-ть, ручную умелость. Закрепить симмет ричный способ вырезания, обведение по контуру.

Д/и «Времена года»; отгадывание загадок, симметричное вырезание, пояснение способа выполнения

Цветная бумага, образец объемной книжки-дерева, клеевые карандаши, фломастеры

Организация выставки в группе.

 

      май                                                                            Май (педагогическая диагностика)

15.Фотокнижка «Мои игрушки»

Познакомить с видом книг – фотокнижка. Вызвать желание изготовить книжку-самоделку. Развивать самостоят-сть, инициативность, художественный вкус. Воспитывать у детей любовь и бережное отноше ние к книгам, игрушкам.

Рассказ ребенка о своей игрушке; пояснение, практическая работа

 

Фото с игрушкой;

Сказка (стих-е) напечатанная о игрушке, листы цветного картона, дырокол, лента, клей, материалы для декорирования

подготовка материала (фото ребенка со своими игрушками), а также сочинение рассказа о своей любимой игрушке.

 

16. «До свидания, детский сад!» (книжка-альбом)

Вызвать желание у детей создать  книгу-альбом о жизни в детском саду; выявить умения по изготовле нию книжек-самоделок, сформиро ванность представлений о книжном дизайне.

Беседа, обсуждение формата книги (размер, стиль, вид книги)

Фотовыставка «Наш детский сад!», различные изобразительные материалы, плотный лист бумаги А4, дырокол, лента, печатки, кисти,

Презентация детских работ для родителей, сотрудников и детей ДОУ