Шулятьева Елена Валентиновна, воспитатель, МДОУ «Увинский детский сад №2», поселок Ува Удмуртская Республика
Актуальность темы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы кружка с требованиями жизни. Учитывая то, что мы живем в спроектированной среде, ребенку необходимо дать элементарные знания о дизайне, который сейчас называют «символом современной цивилизации».
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
Новизна программы состоит в том, что предлагается ознакомление детей с книжным дизайном, что способствует в процессе кружковой деятельности получить знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведения, композиции, декоративной стилизации форм, красоте природы.
Целью является развитие творческого потенциала у каждого ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Сопутствующая цель: развитие устойчивого интереса к книге, а также бережного отношения к ней.
Основные задачи:
— развивать эстетическое восприятие предметов окружающего мира как эстетические объекты;
— развивать художественно-творческие способности детей в продуктивных видах детской деятельности;
— воспитать художественный вкус и чувство гармонии;
— ознакомить детей с основами книжной графики в среде дошкольного учреждения и библиотеки;
-приобщать к художественной литературе.
Форма работы: программа предполагает проведение одного занятия в две недели, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год – 16. Возраст детей 6-7 лет, количество детей – 23 человека, длительность – 25-30 минут.
Особенностью является совместная с детской библиотекой организация некоторых занятий с целью приобщения детей к художественной литературе.
Специфических критериев отбора детей в группу не выделяется, так как предлагаемая программа построена на основе таких форм работы, которые обеспечивают комфортное пребывание ребенка в детском саду и независимо от уровня развития по изо-деятельности, такая форма работы необходима для всех детей, посещающих дошкольное учреждение.
Основные методы:
- Объяснительно — иллюстративные (демонстрация разных видов детских книг)
- Создание игровой ситуации
- Репродуктивные (работа по образцам)
- Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)
- Словесные, наглядные, практические, игровые методы
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все образовательные области:
Планируемые результаты:
- — у детей сформированы первоначальные представления о книжном дизайне;
- — у ребенка достаточно хорошо развиты умения, дающие возможность создавать предметы окружающего мира по законам красоты;
- — дети знают некоторых художников-иллюстраторов;
- — у них достаточно хорошо развито чувство ритма, симметрии, цвета;
- — обладает творческим мышлением;
- — ребенок способен к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа;
- -знаком с произведениями детской литературы.
Перспективное планирование
месяц |
Тема, литература |
Задачи |
Метод. приемы |
Материалы оборуд-ние |
Работа с родителями, социумом |
|
октябрь |
1.«Загадочный мир книги»
|
Дать элементарные представления об истории и производстве книг; |
Беседа, рассматривание разных видов книг |
Виды детских книг |
Посещение детской районной библиотек |
|
2.»Красная книга» (коллективная работа)
|
Создать книжку-картинку на основе детских рисунков животных, занесенных в Красную книгу. Научить объединять свои странички общим узором. Обогащать словарь (книжная графика, иллюстрация). |
Рассматривание Красной книги животных; Беседа об основных частях книги, работа по сборке книги, оформление обложки |
Готовые рисунки детей, выполненные с родителями или в самостоятельной деятельности, клей, кисти, дырокол, |
Совместное творчество детей и родителей «Животные Красной книги»; Участие в конкурсе |
|
|
ноябрь
|
3,4.Знакомство с книжной графикой на примере творчества И.Я.Билибина. (книжки-картинки) №2 стр.160 |
Познакомить с творчеством художника-иллюстратора детских книг И.Я.Билибина. Уточнить предс тавления о структуре книжки -картинки. Вызвать интерес к оформлению книжек-самоделок по замыслу. Развивать вообра жение. Воспиты вать интерес к книжной иллюст рации, бережное отношение к книгам. |
1.Анализ иллюстраций, рассказ о художнике И.Я.Билибине, рисование обложки задуманной книги; |
Книжки с иллюстрац И.Я.Билибина, Листы А4 – 2 шт., сложен ные пополам и скреплен ные), фломастеры, цв.карандаши, карточка со словом «Сказки» для приклеивания, клей, кисточки |
Выставка книг с иллюстрациями И.Я.Билибина; Чтение р.н.с. «Иван-царевич и Серый волк» |
|
2.(продолж) рисование сюжета сказки; Организация выставки «Книжки-картинки» |
||||||
Посещение детской библиотеки |
||||||
декабрь |
5. «Жар-птица» (иллюстрация с сюрпризом) №2 стр.162 |
Вызвать интерес к самостоятельному поиску выразительных средств для создания образа сказочной птицы. Учить сочетать в одном образе аппликативные, графические и живописные элементы. Продолжать осво ение художествен ного приема «наложение». Воспитывать художественный вкус. |
Показ и пояснение способа создания аппликативного образа; Описание пера жар-птицы; создание образа по своему замыслу. |
Книжки-самоделки с рисунками детей к сказке «Иван-царевич и Серый волк» цв.бумага, бумажные прямоугольники разного размера и цвета, краски ножницы, клей, клее вые кисти, цв.каранд, фломастеры. |
информационный стенд «Художники-иллюстраторы детских книг»; |
|
6.Коллективная работа «Новогодняя книга стихов» (форма снежинки, снеговика или др.) |
Вызвать интерес к созданию коллективной книги; Учить рисовать буквицы (первая буква своего новогоднего стихотворения), оформлять страницу общей книги одним стилем. Воспитывать умение работать в коллективе для общей цели. |
Декламирование стихов к новогоднем утреннику; Рассматривание буквиц в детских книгах, оформление странички, сборка книжки-самоделки. |
Детские книги с красивыми и буквицами; обложка книги (на выбор), клей готовый текст стихотворения ребенка, изобразительные материалы на выбор,. |
Презентация готовой книги родителям и сотрудникам ДОУ |
|
|
январь |
7.«Сказка-ложь, да в ней намек» (Книжка-образ)
|
Познакомить с новым видом книжек- книжки-образы. Учить анализировать готовые книжки-образы, определять каким способом она создана. Закрепить знания о народных сказках, главных героях. Прививать интерес к чтению сказок. |
Показ способа изготовления, показ разных книжек-образов, анализ и объяснение, пояснение, рассказывание сказки |
шаблон колобка (большой круг желтого цвета), картинки героев сказки, клей, фломастеры, цветные карандаши, клеевые кисти. |
Акция «Подарок маленьким детям» (книжки-самоделки) |
|
8.»Оттиски и отпечатки» (поля книжки) №2 стр.164 |
Создать условия для экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений или элементов декора способом «принт» (печать), графическими и пластическими средствами. Вызвать интерес к «оживлению» полученных форм. Развивать творческое воображение. |
Рассказ «фиолетовой» истории про Мальчика; беседа; Обощение ответов, показ способов печатания, экспериментирование, оформление полей книжек-самоделок |
Краски, старые зубн ые щетки, срезы овощей, губки, тряпочки, газеты для сминания и штамповки, пробки и др.бытовые предметы, трубочки для коктейля, Пластические материалы, стеки, зубо чистки, соломинки, колпачки фломастеров |
Привлечение родителей к сбору бросового материала; Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами» |
|
|
февраль |
9.«Мои первые стихи» (17.02. день рождения А.Барто) (книжка-раскладушка) |
Познакомить с видом книг – книжка-раскладушка. Учить анализиро вать готовые книжки-образы. Показать приемы оформле ния страниц в одном стиле (орнамент на полях); Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книгам, интерес к творчес тву А.Барто. |
Беседа о творчестве А.Барто, показ книжек-раскладушек, анализ и объяснение, показ и пояснение способа ее изготовления. |
Длинный прямоугольный лист бумаги, иллюстрации к стихам А.Барто, изобразительные материалы. |
Выставка книжек-самоделок в детской библиотеке;
Презентация книжек детям младшей группы. |
|
10.«Живые закладки» №1 стр.52 |
Уточнить представления детей о закладках как функциональном предмете и его вариантах. Вызвать интерес к конструир ованию закладки с динамичным элементом |
Беседа о закладках, показ «живых закладок», пояснение способа изготовления, изготовление закладок детьми |
Полоски картона двух размеров (для закладки и бегунка). Фломастеры, ножницы, клей. |
Инфомационный лист «История закладок»; «Как превратить чтение в удовольствие», |
||
март |
11.Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецовым и Е. И. Чарушиным
|
Расширять представление о творчестве художников-иллюстраторов Ю. Васнецова и Е. Чарушина. Развивать умение различать особенности рисунка этих художников. Упражнять в умении рисовать приёмом «тычка». Обогащать словарь детей: книжная графика, иллюстрации, художники-иллюстраторы. Воспитывать интерес к творчеству художников-иллюстраторов. |
Рассматривание иллюстраций художников-иллюстраторов, сравнение, беседа, практическое упражнение |
гуашь клеевые кисти, смятая бумага, баночки с водой, тряпочки, влажные салфетки, фоны с контуром кошки, аудиозапись классической музыки, модели характерных особенностей техники рисования художников-иллюстраторов, портреты Ю. Васнецова и Е. Чарушина.) |
Консультация для родителей «Значение изготовления книжек-самоделок для развития детей»
Акция «Вместе почитаем» (детям младших групп) |
|
12.«Кто-то смотрит к нам в окошко» (Книжки с глазками) |
Познакомить с видом книг – книжка с глазками. Вызвать желание изготовить книжку-самоделку. Учить анализировать готовые книжки-образы, опреде лять каким способом она создана. Учить рисовать живот ное, ориенти руясь на готовую часть (глазки); Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, любовь и бережное отношение к книгам. |
Показ и пояснение способа изготовления книжки с глазками, практическое упражнение рисования животных , использование нетрадиционных техник рисования |
Готовые книжки-шаблоны с прорезями для глаз, фабричные глазки, схемы рисования животных, книги-образцы, пр.карандаши, цв.карандаши, фломастеры, губки, газеты, краски, кисти, пастель, баночки с водой. |
Помощь в приобретении материала (глазки);
Выставка готовых книжек-самоделок,
Презентация сотрудникам и детям ДОУ |
|
|
апрель |
13.«У лукоморья дуб зеленый…» (книжка-схема) |
Вызвать желание изготовить книжку по мотивам стихотворения А.Пушкина, закрепить знание стихотворения с помощью опорных схем, учить рисовать схемы-подсказки. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книгам, интерес к творчеству А.Пушкина. |
Декламирование стихотворения, рассматривание иллюстраций к стихотворени, схематичное рисование схем-подсказок, |
Листы плотной бумаги А6 по 6-8 шт., изобразительные материалы, дырокол, отрезки ленточки для сборки книги, |
Выставка книг А.С.Пушкина; Посещение детской библиотеки «Творчество А.С.Пушкина». |
|
14.«Времена года» (объемная книжка-дерево) |
Вызвать желание изготовить книжку-самоделку по временам года. Развивать творчество детей, самостоят-ть, ручную умелость. Закрепить симмет ричный способ вырезания, обведение по контуру. |
Д/и «Времена года»; отгадывание загадок, симметричное вырезание, пояснение способа выполнения |
Цветная бумага, образец объемной книжки-дерева, клеевые карандаши, фломастеры |
Организация выставки в группе. |
|
|
май Май (педагогическая диагностика) |
15.Фотокнижка «Мои игрушки» |
Познакомить с видом книг – фотокнижка. Вызвать желание изготовить книжку-самоделку. Развивать самостоят-сть, инициативность, художественный вкус. Воспитывать у детей любовь и бережное отноше ние к книгам, игрушкам. |
Рассказ ребенка о своей игрушке; пояснение, практическая работа
|
Фото с игрушкой; Сказка (стих-е) напечатанная о игрушке, листы цветного картона, дырокол, лента, клей, материалы для декорирования |
подготовка материала (фото ребенка со своими игрушками), а также сочинение рассказа о своей любимой игрушке. |
|
16. «До свидания, детский сад!» (книжка-альбом) |
Вызвать желание у детей создать книгу-альбом о жизни в детском саду; выявить умения по изготовле нию книжек-самоделок, сформиро ванность представлений о книжном дизайне. |
Беседа, обсуждение формата книги (размер, стиль, вид книги) |
Фотовыставка «Наш детский сад!», различные изобразительные материалы, плотный лист бумаги А4, дырокол, лента, печатки, кисти, |
Презентация детских работ для родителей, сотрудников и детей ДОУ |
|
- Конспект занятия по теме «Использование программ-аниматоров. Работа с Ulead Gif Animator» по программе «Юный мультипликатор» первый год обучения (50%)
- Экологический проект по теме «Зеленый островок (50%)
- Современные формы организации занятий по робототехнике в дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (50%)
- Сценарий открытого мероприятия по правилам дорожного движения «К движению – с уважением!» (50%)
- Педагогический опыт «Создание обучающимися электронного учебно-технологического комплекса» (50%)
- Повышение эффективности обучения английскому языку, личностное развитие и социальная адаптация «проблемных» детей старшего дошкольного возраста (RANDOM - 50%)