Артюхина Ирина Степановна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ Д/с «Золотой ключик» г. Анадырь.
Система работы по реализации гражданско-патриотического воспитания в рамках апробации программы «Маленькие патриоты большой страны»
«Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное и сохранённое
предшествующими поколениями,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом»
С. Михалков
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи и является логическим продолжением, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Её основные проектно-программные ориентиры сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан в контексте инновационных процессов развития российского общества.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ((Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г.) отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Обусловлено это, прежде всего тем, что дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать, для педагогов ДОУ — это время благодатной почвы, но встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, творческой группой педагогов нашего дошкольного учреждения, разработана программа «Маленькие патриоты большой страны», цель программы: обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Особенностью программы является то, что она призвана решать задачи патриотического воспитания детей с опорой на национально-региональные традиции родного края. Патриотическое воспитание многогранно по содержанию, и мы свою работу строим в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, через интеграцию образовательных областей и различных видов детской деятельности, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей воспитанников, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, что способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае.
Гражданско-патриотическое воспитание детей осуществляется через следующие формы работы: досуги, театрализованные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в конкурсах различного уровня, организованная образовательная деятельность, экскурсии, подготовка и проведение патриотических праздников.
Организация гражданско-патриотического воспитания опирается на следующие принципы:
- ориентация на зону ближайшего развития;
- системно-деятельностная организация воспитания;
- единство согласованности и преемственности, признания самоценности и саморазвития;
- наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать).
Проект программы предполагает взаимодействие следующего кадрового состава:
Программа «Маленькие патриоты большой страны» включает в себя 5 блоков:
|
|
|
|
Ожидаемые результаты проекта программы «Маленькие патриоты большой страны». Научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. |
|||
|
|
|
|
«Культура и история страны» |
Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита. |
||
|
|
|
«Родная страна»
|
Осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России |
|||
|
«Родная природа» |
Дать представление о природе и ее законах, научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее. |
|||||
|
«Детский сад» |
Помочь ребенку осознать себя воспитанником детского сада. |
|||||
«Я и моя семья»
|
Сформировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери.
|
||||||
Формы и методы реализации
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя гражданином, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. Всё это реализовывается в педагогическом процессе в организованных формах (организованная образовательная деятельность, дидактические игры, беседы, экскурсии, праздники, развлечения), а также и в самостоятельной деятельности детей.
По каждой теме программы проводится комплекс мероприятий. При изучении лексических тем во время организованной образовательной деятельности предусматривается включение и задач гражданско — патриотического воспитания. Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, используем такие инновационные технологии:
- личностно — ориентированный подход к детям;
- личностно — деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач);
- интегрированная система;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые методы и приемы.
Модель организации гражданско-патриотического воспитания в ДОУ включает в себя:
- Создание предметно-развивающей среды.
- Методическую работу с кадрами.
- Педагогическое просвещение родителей.
- Целостный образовательный процесс.
- Досуговую деятельность.
- Дополнительное образование.
- Взаимодействие с социумом.
Ожидаемые результаты освоения детьми программы «Маленькие патриоты большой страны», их социальная и воспитательная значимость.
- В учреждении, как в образовательной системе:
- создание системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко — краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке закрепляется и совершенствуется достигнутое ребенком на предыдущей. В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе и той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Ожидаемые результаты освоения детьми программы «Маленькие патриоты большой страны», их социальная и воспитательная значимость.
- В учреждении, как в образовательной системе:
- создание системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко — краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Эффективность созданной и апробируемой программы «Маленькие патриоты большой страны» подтверждается следующей результативностью.
- Увеличилось количество творческих работ педагогических работников, методических материалов:
- сценарии праздников;
- конспектов;
- консультаций;
- проектов
- Педагоги и дети МБДОУ активнее и результативнее участвуют в выставках и конкурсах разного уровня:
- Сертификат участника Окружного конкурса на лучшую постановку работы по формированию патриотических и гражданских качеств подростков и молодёжи в 2012-2013 учебном году.
- Грамота за активное участие в конкурсе детского рисунка, посвящённого Дню военного разведчика и 10-летию образования воинской части 90099.
- Диплом участника акции «Всероссийский урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» прошедшей под эгидой Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества».
- Благодарность за активное участие и проведение детского рисунка, посвящённого Дню защитника Отечества.
- Публикация материала на сайте «Портал образования» свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77-67159 по теме «Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании детей».
Таким образом, все мероприятия, проводимые в детском саду, в рамках программы по гражданско — патриотическому воспитанию способствуют сближению родителей с детьми, создают положительную эмоциональную атмосферу, которая способствует развитию у детей интересов к национальной культуре Чукотки.
Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ (50%)
- «Социальное партнерство – залог подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена» (50%)
- ФГОС НОО: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (50%)
- Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (50%)
- Формирование у детей гуманного отношения к природе (50%)
- Методические рекомендации «Диагностика одаренности. Формы и методы» (RANDOM - 50%)