«Работа по социализации детей с ОВЗ в начальных классах»

Середняк Галина Васильевна

ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа –интернат №14

с. Константиновское

 

 

«Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать». Н. Толстой

  В современном образовании вопрос создания условий для творческой самореализации школьников стоит наиболее остро. Ведь именно школа  призвана явиться безопасной средой, создающей атмосферу, в которой исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и энергия ребенка тратится не на тревогу или борьбу, а на учебную и творческую деятельность.        Современный человек должен уметь творчески подходить к каждой жизненной ситуации, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Но готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях воспитания, обучения растущего ребёнка – как нормально развивающегося, так и ребёнка с проблемами психического развития.

    Социализация  личности ребёнка – одна из главных задач, поставленных перед учреждениями интернатного типа. Задача очень сложная. И здесь необходимо выделить два взаимосвязанных направления: развитие личности ребёнка и коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни. Как правило, дети, воспитывающиеся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуются тревожностью, вялостью эмоциональной сферы, недостатком произвольной регуляции поведения, потребительским отношение к взрослым, низкой активностью, неуверенностью в своих ценностных ориентирах, преобладанием защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, в недобросовестном отношении к учебной деятельности и т. д.

    Истинная цель обучения — это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.  Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.  И на нас, учителях лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы человек состоялся как личность. Для того чтобы  творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведущая идея моей работы — развитие творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочное время.

    В своей педагогической деятельности учителя начальных классов большое внимание уделяют именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы.  Каждый ребенок имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. С этой целью в нашем детском доме работают несколько кружков творческого направления. Дети занимаются пением, живописью, художественным чтением, хореографией, различными видами прикладного искусства. Важным принципом в работе кружковых объединений является принцип добровольности .Задача педагогов – заинтересовать детей, чтобы каждый из них чувствовал, что  работают именно с ним, замечают его успехи  и маленькие победы .
  Младшим школьникам хочется активно участвовать во всех мероприятиях. Ребятам интересны конкурсы, праздники, сорев­нования, выставки .Воспитание устойчивого интереса к творческому труду,  к развитию  творческого потенциала приводит систематическая творческая деятельность детей на протяжении длительного времени .

   Учителями начальных классов  проводятся факультативные занятия трудового направления. Начатая работа успешно продолжается в старших классах, что способствует более успешной социализации личности ребенка. На занятиях руководители часто используют современные технологии в процессе обучения, проводят занятия с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, показ презентаций, видеоматериалов).   Практикуем использование зрительных образов (изготовленный образец, рисунок или фото изделия), поэтических творений (стихи о временах года, о животных, образы которых нужно претворить в жизнь, о профессиях и т.д.), игровых ситуаций (загадки). Широко используется   ИКТ.  На факультативных занятиях трудового направления  дети работают  с природными материалами – выполнение аппликационных работ, объёмных изделий из листьев и растений, шишек, желудей, семян и т.п.;  занимаются  вышиванием,  работают  с мелкими предметами (пуговицами, стразами, бисером,  ракушками, спичками, лепят из гипса и глины фигурки животных, рамки, знакомятся с техникой оригами и фриволите.

    Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Мы принимаем участие в школьных , краевых и всероссийских  конкурсах и выставках рисунков, поделок . Это тоже способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, истории родного края. Дети всегда активно и с удовольствием участвуют во всех мероприятиях. Регулярно  мы  проводим  выставки детских работ и рисунков. Хорошей традицией стало проведение совместных праздников. Мы с ребятами  с удовольствием выполняем посильную работу: убираем территорию школы, сажаем деревья и цветы, ухаживаем за комнатными растениями в школе. Помогаем ветеранам и пожилым людям. Дети с удовольствием делают подарки работникам школы и ветеранам на праздники.

Лучшие результаты за 2015-2016 год показали следующие ученики:

№п/п

Название мероприятия

Участник

место

1.Всероссийский творческий конкурс « Рыжий кот»

Кокурс рисунков « В декабре, в декабре все деревья в серебре» 2016г

Бушаева Алла(1кл)

Дурова Виталина (2 кл)

Бендиков Мурат(3кл)

Свиридович Максим(3кл)

Игнатенко Алексей (3кл)

Булгаков Олег(4кл

2

3

1

2

2

1

1.Всероссийский творческий конкурс

« Вопросита»

Олимпиада по русскому языку « Путешествие по стране звуков и букв» 2016г

 

Бендиков Мурат( 3кл)

Ольховская Евгения(3кл)

2

1

.Всероссийский творческий конкурс

« Созвездие»

Номинация « Детские презентации»

« Стенгазета»  2016г

Свиридович Максим3кл

Игнатенко Алексей(3кл)

 

1

2

Всероссийский творческий конкурс « Рыжий кот»

Конкурс рисунков  « В гостях у лета» 2016г

Конкурс поделок « В гостях у лета» 2016г

Свиридович Максим

 

Ольховская Евгения

1

1

 

Каждый ребенок-это личность. Нет детей неодаренных. Все они талантливы, каждый в своем. Надо только обнаружить и развить в нем его творческие способности. Считаю это главной задачей современного учителя.