Середняк Галина Васильевна
ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа –интернат №14
с. Константиновское
«Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать». Н. Толстой
В современном образовании вопрос создания условий для творческой самореализации школьников стоит наиболее остро. Ведь именно школа призвана явиться безопасной средой, создающей атмосферу, в которой исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и энергия ребенка тратится не на тревогу или борьбу, а на учебную и творческую деятельность. Современный человек должен уметь творчески подходить к каждой жизненной ситуации, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Но готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях воспитания, обучения растущего ребёнка – как нормально развивающегося, так и ребёнка с проблемами психического развития.
Социализация личности ребёнка – одна из главных задач, поставленных перед учреждениями интернатного типа. Задача очень сложная. И здесь необходимо выделить два взаимосвязанных направления: развитие личности ребёнка и коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни. Как правило, дети, воспитывающиеся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуются тревожностью, вялостью эмоциональной сферы, недостатком произвольной регуляции поведения, потребительским отношение к взрослым, низкой активностью, неуверенностью в своих ценностных ориентирах, преобладанием защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, в недобросовестном отношении к учебной деятельности и т. д.
Истинная цель обучения — это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют. И на нас, учителях лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы человек состоялся как личность. Для того чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведущая идея моей работы — развитие творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочное время.
В своей педагогической деятельности учителя начальных классов большое внимание уделяют именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Каждый ребенок имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. С этой целью в нашем детском доме работают несколько кружков творческого направления. Дети занимаются пением, живописью, художественным чтением, хореографией, различными видами прикладного искусства. Важным принципом в работе кружковых объединений является принцип добровольности .Задача педагогов – заинтересовать детей, чтобы каждый из них чувствовал, что работают именно с ним, замечают его успехи и маленькие победы .
Младшим школьникам хочется активно участвовать во всех мероприятиях. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, выставки .Воспитание устойчивого интереса к творческому труду, к развитию творческого потенциала приводит систематическая творческая деятельность детей на протяжении длительного времени .
Учителями начальных классов проводятся факультативные занятия трудового направления. Начатая работа успешно продолжается в старших классах, что способствует более успешной социализации личности ребенка. На занятиях руководители часто используют современные технологии в процессе обучения, проводят занятия с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, показ презентаций, видеоматериалов). Практикуем использование зрительных образов (изготовленный образец, рисунок или фото изделия), поэтических творений (стихи о временах года, о животных, образы которых нужно претворить в жизнь, о профессиях и т.д.), игровых ситуаций (загадки). Широко используется ИКТ. На факультативных занятиях трудового направления дети работают с природными материалами – выполнение аппликационных работ, объёмных изделий из листьев и растений, шишек, желудей, семян и т.п.; занимаются вышиванием, работают с мелкими предметами (пуговицами, стразами, бисером, ракушками, спичками, лепят из гипса и глины фигурки животных, рамки, знакомятся с техникой оригами и фриволите.
Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Мы принимаем участие в школьных , краевых и всероссийских конкурсах и выставках рисунков, поделок . Это тоже способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, истории родного края. Дети всегда активно и с удовольствием участвуют во всех мероприятиях. Регулярно мы проводим выставки детских работ и рисунков. Хорошей традицией стало проведение совместных праздников. Мы с ребятами с удовольствием выполняем посильную работу: убираем территорию школы, сажаем деревья и цветы, ухаживаем за комнатными растениями в школе. Помогаем ветеранам и пожилым людям. Дети с удовольствием делают подарки работникам школы и ветеранам на праздники.
Лучшие результаты за 2015-2016 год показали следующие ученики:
№п/п |
Название мероприятия |
Участник |
место |
1.Всероссийский творческий конкурс « Рыжий кот» |
Кокурс рисунков « В декабре, в декабре все деревья в серебре» 2016г |
Бушаева Алла(1кл) Дурова Виталина (2 кл) Бендиков Мурат(3кл) Свиридович Максим(3кл) Игнатенко Алексей (3кл) Булгаков Олег(4кл |
2 3 1 2 2 1 |
1.Всероссийский творческий конкурс « Вопросита» |
Олимпиада по русскому языку « Путешествие по стране звуков и букв» 2016г
|
Бендиков Мурат( 3кл) Ольховская Евгения(3кл) |
2 1 |
.Всероссийский творческий конкурс « Созвездие» |
Номинация « Детские презентации» « Стенгазета» 2016г |
Свиридович Максим3кл Игнатенко Алексей(3кл)
|
1 2 |
Всероссийский творческий конкурс « Рыжий кот» |
Конкурс рисунков « В гостях у лета» 2016г Конкурс поделок « В гостях у лета» 2016г |
Свиридович Максим
Ольховская Евгения |
1 1 |
Каждый ребенок-это личность. Нет детей неодаренных. Все они талантливы, каждый в своем. Надо только обнаружить и развить в нем его творческие способности. Считаю это главной задачей современного учителя.
- «Совершенствование начального общего образования в условиях гуманизации образовательного процесса» (50%)
- Открытый показ образовательной деятельности по физической культуре по теме «Посуда» (50%)
- Авторская методическая разработка по литературному чтению для 2-4 классов «Электронное учебное пособие «Читалка» (50%)
- Внеклассное чтение. Тема: В. Катаев Цветик- семицветик (50%)
- Разработка занятия по теме: «Штукатурные работы: назначение, виды, классификация в зависимости от применяемых материалов» (50%)
- Урок - соревнование «Олимпийцы, на старт!» (RANDOM - 50%)