«Разработка индивидуальной исследовательско-коррекционной программы педагога ДОУ с конкретным ребенком, имеющим проблемы с поведением»

Коррекционная  педагогика в ДОУ. Беглянина Алла Александровна, воспитатель, ГБОУ Школа №1980 г. Москва

 

Использование ВПД (воспитательного плана  действий) в практике собственной работы.

     Очень часто я, как педагог   задумываюсь о причинах плохого поведения детей. «Что заставило его так поступить?» – недоумеваю. Порой  склоняюсь  искать причины плохого поведения в желании сделать назло, в глупости, лени, в отсутствии честолюбия, в неправильном воспитании и т.д.; все это предположения, а не истинная причина. Для того чтоб как-то в этом разобраться, на протяжении определенного времени я решила понаблюдать за  Таней  3,6 лет, воспитанница второй младшей группы. Таня очень непростой ребенок, я бы сказала даже трудный,  в силу своего характера и поведения. Я осознаю тот факт, что пока ребенок учится постигать мир взрослых, он неизбежно делает ошибки. Для него самого это трудная задача — понять, что ждет от него общество в целом и воспитатель в частности.  Несомненно, каждый поступок ребенка имеет подсознательную цель. Нарушая дисциплину,  ребенок – дошкольник чаще всего понимает, что ведет себя неправильно, но не понимает, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей – привлечение внимания, месть, протест и избегание. Какая именно цель руководит моей воспитанницы, постараюсь понять из собственных  наблюдений.

 

 

День

Время

Что происходит с ребенком

Мои чувства

1

12:00

Толкала детей на лестнице.

Напряжение

2

8:20

Села завтракать без игрушки, опрокинула тарелку с кашей.

Напряжение

3

15:30

Ударила, а потом укусила Катю.

Ярость

4

11:30

Сломала постройку и унесла модуль.

Раздражение

5

14:40

Проснулась раньше времени и захотела выйти.

Раздражение

 

 Описываемые  ситуации, позволяют определить поведения Тани именно как « привлечение внимания». То, что моя воспитанница преследует именно эту цель, а не какую-либо другую мне помогла оценка собственного состояния. Чаще всего её  действия вызывали во мне чувства  раздражения.  С большой долей вероятности можно предположить, что в те  моменты Танюша  боролась за моё внимание.

 Несомненно, каждый ребенок нуждается во внимании. Но некоторые, похоже, хотят получать его все время. Ошибочно предполагая, что он значим только тогда, когда является центром внимания, ребенок проявляет завидную изобретательность в обрабатывании механизмов его привлечения. Он использует все способы, чтобы другие были заняты им. Ребенок может быть очаровательным, остроумным, блестящим, милым, скромным, застенчивым. Нет конца списку «уловок» его поведения. Главное, что какую бы «уловку» он ни применил, его цель – завоевать внимание, а вовсе не проявить сотрудничество. Если милые средства достижения внимания не работают, то ребенок прибегает к менее приятным. Он может ныть, канючить, дразниться, «тянуть резину», рисовать на стенах, разлить молоко, или испробовать еще тысячи других, вызывающих внимание, приемов. По крайней мере, когда взрослые начинают его ругать, порицать, он уверен, что те знают, что он существует, он – здесь! У такого ребенка неверное восприятие самого себя.

К сожалению, в короткой статье невозможно описать то, что происходит за период работы в группе. Ведь это – целый процесс: сначала осознание – затем изменение. В нашем, с Таней случае, на замечания и реакцией с моей стороны, она реагировала по — разному. Добившись моего внимания к себе, Таня временно переставала мне мешать. На её истерики, приступы агрессии я реагировала спокойно, порой, ничего не говоря, давала ей понять легким поглаживанием по головке, что люблю её, приступая к действию сразу, как только она начинала истерику. Конечно, Таня своим поведением считает, что только так её заметят, с ней будут считаться, полюбят и конечно получит внимание. В дальнейшем  предстоит нелегкая работа — научить Таню привлекать к себе внимание должным образом.

Итак, резюмируя, я повторю, что ошибочное  поведения ребенка, все эти способы предназначены для того, чтобы получить  любовь воспитателя. Но в зависимости от того, что это за способ, он требует получения любви в определенном варианте – внимании, признании его важности, учитывая ошибочные цели указанные выше.

В любом случае, если я подхожу  к вопросу воспитания своих детей или своих любимых с этой позиции, я делаю их сильнее. А второй очень важный момент – я  научусь  управлять своими собственными эмоциями, выходить из порочного круга автоматического реагирования на события (обидеться, накричать, вступить в спор) и начинаю управлять своим поведением, становясь  мудрее, а мой партнер —  развитее и больше верить в себя.