«Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБ). Средства индивидуальной защиты»

Педагог: Кириллов С.П.

Место работы: «Региональный центр ДПМ»

Уровень образования: дополнительное

Целевая аудитория: учащиеся (студенты)

 

Цель урока: 

Дать учащимся знания об оружии массового поражения и способах защиты от него.

Задачи:

Образовательные:

изучение оружия массового поражения, знакомство с индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи от радиоактивных, химических и биологических веществ и умение пользоваться ими

Развивающие:

 развитие интереса к воинским специальностям

Воспитательные:

воспитывать у учащихся готовность действовать в условиях чрезвычайных ситуациях; воспитывать патриотизм, гражданственность, гордость за свою страну, готовность к её защите

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод:   словесный, наглядный, практический    

Форма обучения:  индивидуальная,  групповая

Технические средства обучения: компьютер, экран, ИСЗ — противогазы, ОЗК, Л-1.

 

Актуальность темы определяется усилением развития в странах НАТО и США исследований в области разработки оружия массового поражения, что ведёт к существенному повышению опасности войны с их применением.

 

Ход занятия

  1. Организационный этап. 1 мин.

Наличие учащихся, готовность к уроку, сообщение темы урока

  1. Актуализация знаний. 2 мин.

Обобщающая беседа. Проблемные вопросы, дополнение, готовность к новым знаниям.

 

Основополагающий вопрос: Что означает понятие «ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ» и каковы способы защиты от него?

 

Вопросы темы (разделов) учебной программы:

  1. Ядерное оружие (ЯО).
  2. Химическое оружие (ХО).
  3. Бактериологическое оружие (БО).
  4. Средства индивидуальной защиты

 

 

  1. Изучение новых понятий и знаний. 26 мин

1-й  учебный вопрос. Ядерное оружие(9 минут).

 

Оружием массового поражения (оружием массового уничтожения) принято считать ядерное, химическое и бактериологическое оружие.

Избирательное применение такого оружия невозможно — оно характеризуется большим количеством человеческих жертв (тысячи, миллионы погибших) со стороны противника.

Объектами поражения ОМП могут быть не только войска и военные объекты противника, но и сотни тысяч мирных граждан: люди, материальные ценности, природная среда.

 

Развитие исследований в области разработки оружия массового поражения привело к существенному повышению опасности войны как для стран участниц, так и для всего мира.

Чем более силён поражающий эффект оружия, тем меньше он поддаётся контролю. Энергии, доступные человечеству достигли такого уровня, что могут поставить под угрозу целостность земного шара.

Запрещение разработки оружия массового поражения — необходимая для охраны человечества мера.

 

Деление ядра урана было впервые произведено немецкими учеными в 1939г. Однако, в силу ряда причин, им пришлось покинуть Германию. Во время Второй мировой войны они уже работали в США. И уже в 1945г. Штаты обладали первой в истории атомной бомбой. Впервые же ядерное оружие было применено в августе 1945г. над японскими городами Хиросима и Нагасаки. Мир увидел чудовищную разрушительную силу нового оружия.

  • В начале 40-х гг. XX века в США разработаны физические принципы осуществления ядерного взрыва.
  • Первый ядерный взрыв произведен в США 16 июля 1945г.
  • В августе 1945г. 2 атомные бомбы (20 кт) сброшены на Японские города Хиросима и Нагасаки. В Хиросиме погибло >140 тыс. человек, в Нагасаки- около 75 тыс. человек.
  • В СССР первое испытание атомной бомбы проведено в августе 1949г. на Семипалатинском полигоне мощностью в 22 кт.
  • В 60-х годах XX века ЯО внедряется во все виды ВС СССР.
  • Кроме СССР и США ЯО появляется: в Англии (1952г.), во Франции (1960г.), в Китае (1964г.). Позже ЯО появилось в Индии, Пакистане, в Северной Корее.

Показ видеосюжета – ядерный взрыв.

Ядерным оружием (ЯО) называется оружие, поражающее действие которого основано на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепной реакции деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза ядер легких изотопов водорода

 

Далее, раскрывает каждый поражающий фактор ядерного оружия и способы защиты от них.

Показывая слайды педагог раскрывает такие вопросы, как:

  • виды ядерного взрыва;
  • контроль облучения и радиационные приборы;
  • средства доставки ядерного оружия;
  • соотношение ядерных сил России и США;
  • мероприятия по защите от ЯО.

 

2-й учебный вопрос. Химическое оружие. (9 минут).

 

Химическое оружие – это ОМП, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ.                            

Для записи учащимся:

  • 22 апреля 1915г. (Первая мировая война) в боях у Ипра германские войска применили химическое оружие (хлор). Это была первая в мире газовая атака.
  • В 30-е годы XX века фашистская Италия применила ХО во время колониальной войны против Эфиопии (1936г.)
  • В годы Второй мировой войны немецко-фашистские части применили ХО против партизан на советско-германском фронте (Керченские каменоломни).
  • После войны полиции некоторых стран стали широко применять ОВ раздражающего действия (слезоточивый газ) при разгоне массовых демонстраций, прекращения беспорядков и в антитеррористических операциях.
  • Так что, история ХО продолжается!

Очаг химического поражения – территория, в пределах которой в результате воздействия ХО произошли массовые поражения людей и сельскохозяйственных животных.

Зона химического поражения – территория, подвергшаяся непосредственному воздействию ХО, и территория, над которой распространилось облако зараженного воздуха в поражающих концентрациях.

 

3-й учебный вопрос: Бактериологическое (биологическое) оружие (БО).   (7минут).

 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ (БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ) ОРУЖИЕ — оружие массового поражения, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств боевых биологических средств. Его эффективность определяется малой инфицирующей дозой, возможностью скрытного применения на значительной территории, трудностью обнаружения и избирательностью действия только на человека, животных и других живых существ, а также сильным психологическим воздействием на противника и трудностью защиты войск, населения и ликвидации последствий. Б.о. запрещено Женевским протоколом 1925 г. Однако в Первую мировую войну его пыталась применить Германия путем заражения лошадей возбудителем сапа, а во Второй мировой войне — Япония. Разработка Б.о. велась и в США. Его применение является преступлением против человечества. По инициативе СССР и др. стран в 1972 г. ООН приняла Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении, которая вступила в силу в 1975 г.

Признаками применения БО являются:

  •  глухой звук разрыва снарядов и бомб;
  •  наличие в месте разрыва крупных осколков и частей боеприпасов;
  •  появление капель жидкости или порошкообразных веществ на местности;
  •  необычное скопление насекомых и клещей в местах падения контейнера;
  •  массовые заболевания людей и животных.

 

 

4-й учебный вопрос: Средства индивидуальной защиты.(7 минут.)

 

ПРОТИВОГАЗЫ

Назначение противогазов:

Фильтрующие противогазы  ГП-5   применяются  для  защитыорганов дыхания,  глаз и лица от отравляющих,  радиоактивных веществ ибактериальных средств.

 Принцип защитного  действия  противогазов  основан  на  том,  чтоиспользуемый для дыхания зараженный воздух предварительно очищается отвредных примесей при помощи специальных фильтров.

Устройство:

     Противогаз состоит из противогазовой коробки и лицевой  части. Лицевая часть предохраняет органы дыхания от попадания в них зараженного воздуха, а также защищает глаза и лицо от воздействия вредных, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей. Вкомплект  противогаза  входят  также сумка.

Правила надевания:

При использовании  противогаз может находиться в трех положениях:в «походном», «наготове» и в «боевом».

 В «походном»  положении  противогаз носится при отсутствии угрозынападения.Для того   чтобы  привести  противогаз  в  «походное»  положение,необходимо: — надеть   сумку  с  противогазом  через  плечо  так,  чтобы   находилась на левом боку и клапан ее был обращен от себя (в поле); — подогнать  с помощью передвижной пряжки длину лямки так,  чтобыверхний край сумки был на уровне поясного ремня;- отстегнуть клапан противогазовой сумки;- вынуть шлем-маску (маску) и проверить состояние стекол очков  ивыдыхательных клапанов,  а также положение деревянных вкладышей на днепротивогазовой сумки; грязные стекла очков протереть;- сложить и уложить шлем-маску (маску) в сумку, застегнуть клапанпротивогазовой сумки;- сдвинуть противогаз немного назад, чтобы при ходьбе он не мешалдвижению руки;  при необходимости противогаз может быть  закреплен  натуловище с помощью тесьмы. В положение  «наготове»  противогаз   переводится   по   сигналам»Воздушная  тревога»  и  «Угроза  радиоактивного заражения».  При этомнеобходимо   противогаз   передвинуть   вперед, расстегнуть   клапанпротивогазовой  сумки,  закрепить  противогаз  на  туловище  с помощьютесьмы.  В «боевое» положение противогаз переводится по команде «Газы», посигналам   «Химическое    нападение»,    «Радиоактивное    заражение»,»Бактериальное  заражение»,  а  также  самостоятельно  (без  команды исигналов) при обнаружении признаков радиоактивных, отравляющих веществи  бактериальных  средств  в  воздухе  или на местности.  Противогаз в»боевое» положение может переводиться как из  «походного»,  так  и  изположения «наготове». При переводе из «походного» положения противогазпервоначально   передвигается   вперед   и    расстегивается    клапанпротивогазовой сумки.Для перевода противогаза в «боевое» положение необходимо:     — задержать дыхание и закрыть глаза; — снять головной убор и зажать его между коленями;- при  противогазе  ГП-5  — вынуть шлем-маску из сумки,  взять ееобеими руками за утолщенные края у нижней  части  так,  чтобы  большиепальцы рук были с наружной стороны,  а остальные — внутри шлема-маски,подвести шлем-маску к подбородку и резким движением рук вверх и  назаднатянуть ее  на  голову  так,  чтобы не было складок,  а очки пришлисьпротив глаз; — сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание;- надеть головной убор.Противогаз снимается по команде «Противогазы снять».  Чтобы снятьшлем-маску  (маску)  с  головы,  необходимо  правой  рукой  приподнятьголовной убор,  а левой взяться за клапанную коробку,  слегка оттянутьшлем-маску  (маску)  вниз  и  движением  руки вперед и вверх снять ее,тщательно протереть и уложить в сумку.

 

Для записи учащимся (основные понятия).

  • Дезактивация – удаление радиоактивных веществ с зараженной (загрязненной) поверхности.
  • Дегазация – удаление или разрушение (обезвреживание) ОВ.
  • Санитарная обработка – удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление ОВ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также СИЗ, одежды и обуви.
  • Дезинфекция– удаление бактериальных средств и химическое разрушение токсинов.
  • Дезинсекция – мероприятия по уничтожению насекомых.
  • Дератизация – мероприятия по уничтожению грызунов.
  • Обсервация–специально организуемое медицинское наблюдение за населением в очаге бактериологического поражения, включающее мероприятия по своевременному выявлению и изоляции заболевших.
  • Карантин – это система наиболее строгих изоляционно- ограничительных противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных заболеваний из очага поражения и ликвидации самого очага.

 

  1. Учебно-тренировочный этап (практический) (14 мин)

Подборка шлем-маски. Выполнение норматива по надеванию противогаза. Пользование неисправным противогазом.

 

  1. Этап закрепления новых знаний (13 мин.)

 Вопросы для закрепления темы: «РХБ защита».

  1. Какие   виды   оружия   относятся   к   оружию   массового   поражения?
    Фугасные   авиабомбы,   артиллерийские   снаряды,   мины.   Реактивные   установки залпового   огня   «Град».   Ядерное,   химическое   и   бактериологическое   оружие (правильный ответ).
  2. Воздействие   какого   поражающего   фактора   ядерного   взрыва   может вызвать ожоги кожи, поражение глаз и пожары?

Проникающая радиация. Световое излучение (правильный ответ). Электромагнитный импульс.

  1. Воздействие   какого   поражающего   фактора   ядерного   взрыва   может разрушить здания, сооружения?

Ударная волна (правильный ответ). Световое излучение. Проникающая радиация.

  1. От чего зависит стойкость химического заражения?

От токсичности ОВ и направления ветра. От площади разлива и рельефа местности. От свойств отравляющих веществ, погоды и условий местности (правильный ответ).

  1.    Что такое дезактивация?

Удаление радиоактивных веществ с зараженных поверхностей (правильный ответ). Обеззараживание отравляющих веществ. Уничтожение или устранение болезнетворных микробов во внешней среде.

  1. В первую мировую войну впервые была проведена газовая атака с
    использованием хлора. Где, кто, когда осуществил ее?

22 апреля 1915г. на западном фронте, Германия.

7.Название средства индивидуальной защиты органов дыхания, которые являются самыми эффективными как по полноте защиты, так и по ее длительности  противогазы ,противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки ,респираторы .

  1. Назовите часть противогаза, в которой происходит очистка воздуха, поступающего в органы дыхания.

 очковый узел, фильтрующе-поглощающая коробка, лапанная коробка,                          клапан вдоха

  1. Противогаз был изобретен в 1915 году русским химиком…

 Г.Головиным, Н.Зелинским, Д.Менделеевым , М.Луховицким

 

  1. Заключительный тап. (9 мин)

Рефлексия. Подведение итогов