Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников».

Егорова Наталья Николаевна старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Росинка» комбинированного вида» Кемеровской области.

 

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться  этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

   В настоящее время понятие «экология» из сугубо научного превратилась в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей. Даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку». Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, вырубленные леса, опустевшие деревни – вот наше наследство.

    Если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Полеты в космос показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем, — нашей планетой, на которой есть уникальное для Вселенной чудо под названием жизнь.

     Равновесие – один из основных законов природы. Ведь в животном мире равновесие в огромной степени поддерживают хищники, уничтожая больных и слабых зверей.

     За миллионы лет, в течение которых развивалась жизнь на нашей планете, все виды растений, животных, микроорганизмов, удивительно приспособились друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый живет за счет или с помощью другого и связан с окружающей средой сложной системой взаимоотношений. Исчезнут два- три вида животных или растений – и невозможно предсказать, какие за этим последуют нарушения.

   Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – экологическое воспитание. Велико значение природы для воспитания всей гаммы человеческих чувств: чувства прекрасного чувства доброты и сострадания  более слабым. Для воспитания сознательного отношения  природе дошкольникам также необходимы знания о природе, о роли человека в ней.

    Процесс воспитания начал экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволит воспитать социально – активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относится.

   Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль принадлежит художественной литературе. Сколько поэзии, подлинной любви  природе содержат замечательные «миниатюры» В.Бианки, М.Пришвина, Е. Чарушина, К.Ушинского!

      Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать. Уже при первой встрече с весенними цветами напоминайте детям о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать, топтать. Цветы будут радовать своей красотой других людей.

   Прочитайте рассказ В. Берестова:

   «Этот яркий желтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной вместе с подснежниками. ……….»

  Напоминайте, что нельзя рвать без надобности цветы и траву:

Если я сорву цветок,

Если мы сорвешь цветок,

Если все: И я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Учите детей любить, щадить природу, любоваться ею, подавайте пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащайте ребенка впечатлениями, используя художественную литературу.

    Одним из залогов успешного воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного животного организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

   Например:   сложи картинку – цель игры: закрепить знание детей о животном и растительном мире. Упражнять детей в составлении целого из частей.

Оборудование: разрезные картинки с изображением растений и животных.

     Назови имя – цель: уточнить знания детей о внешнем виде и повадках животных (имитировать повадки животных молча).

      Каждый грибок в свой кузовок – цель игры: научить детей различать и называть съедобные и несъедобные грибы (картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов) и т.д.

 В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу.

 

                 

 

Литература:

1.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с.

  1. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.

3.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).