Конспект урока по теме: «Рисование фруктов по представлению»

Булдакова Светлана Тимофеевна, педагог дополнительного образования, ДТД и М «Гармония»

 

Цель занятия: показать разнообразие форм обучения на современном занятии по изобразительной деятельности.

Задачи:

Развивать у учащихся эстетическое отношение к окружающей действительности, умение видеть красоту повседневных предметов.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость при  просмотре репродукций живописи.

Повторить правила композиции при рисовании одного предмета.

Закрепить навыки аккуратность работы  кисточкой, гуашевыми красками (правильное разведение красок, использование оттенков оранжевого, зеленого, коричневого).

Оборудование занятия:

(для учителя)

Телевизор, видеомагнитофон, CD со слайдами «Жанры изобразительного искусства», «Натюрморт — фото, картины художников». Аудио запись «Письмо от Марии Ивановны Морковкиной», большой красочный конверт. Муляжи фруктов, на листах бумаги поэтапное рисование фрукта, детские рисунки с изображением фруктов.

(для учащихся)

Гуашь (четыре цвета – желтый, синий, красный, белый). Лист белой плотной бумаги. Карандаш и ластик. Палитра, вода, кисти, зажим для крепления бумаги, доска, тряпочка. 

Ход занятия:

1.Организационный момент.

а). Проверка группы по списку.

б). Подготовка рабочих мест. Правильная посадка за столом.

  1. Повторение

а). Работа с аппаратурой (DVD-магнитофон, телеаппаратура)

На экране телевизора учащиеся просматривают изображение картин художников (пейзаж, натюрморт, портрет) и по очереди отвечают жанры.     

      Слайд – шоу «Жанры изобразительного искусства»   

б). Сюрпризный момент:

 Сообщить учащимся о том, что сегодня передали для учащихся студии конверт, а он где-то затерялся. Учащиеся помогают его найти (конверт с аудио записью стоит на подставке у доски). Педагог предлагает учащимся прослушать запись.      

Здравствуйте, мои дорогие ребята!

С вами говорит зайчиха Мария Ивановна Морковкина из дальнего леса, ближайшей опушки. Дошел до нашего леса слух, что есть такое объединение в котором занимаются умелые и добрые ребята!! Вот и решила я к вам обратиться с маленькой просьбой!  Наша заячья семья большая, шесть зайчат, а  седьмой младшенький Морковкин – Федотка, большой сластена! Кроме морковки ну ничего не ест! А ведь ему нужно кушать витамины, чтобы шубка пушистая росла, да лапки быстрыми были!  Вот прошу вас нарисовать, угадайте что???

Если видишь на картине 

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это –————-(натюрморт).

Отгадали? Молодцы! Надеюсь, что вы нарисуете красивый и вкусный натюрморт. Повешу я его над столом, и может быть, глядя на него, станет мой Федотка кушать и яблоки и груши и апельсины.

Буду ждать!

Да, совсем забыла! За натюрмортом к вам отправлю свою соседку лису Патрикеевну. Пришлю ее с лукошком сладенькой морковки. Кушайте на здоровье! 

  1. Беседа по основному материалу занятия

 а). Работа с аппаратурой (DVD-магнитофон, телеаппаратура):

Предложить учащимся откликнуться на просьбу Марии Ивановны и чтобы справиться с заданием, показать на экране телевизора фотографии и картины художников, выполненные маслом, гуашью.

В процессе просмотра обратить внимание на красоту и цвет предметов, на их расположение на картине. 

Учащиеся перечисляют, какие цветом предметы и какими их изображают художники.

 Слайд – шоу «Натюрморт — фото, картины художников»

  1. Объяснение выполнения задания с показом последовательности рисования фрукта.

Беседа по содержанию:

— Понравились работы художников?

— Что особенно понравилось?

Полный показ:

Закрепить листы с нарисованными фруктами, объяснить, как рисовать яблоко

а).  Правильное расположение листа бумаги на доске.

б). Нахождение места для фрукта на листе бумаги (композиция)

в). Определение края стола на бумаге (пересечение горизонтальной и вертикальной линии)

г).  Рисование фрукта при помощи геометрических фигур

д). Стирание «лишних» линий

е). Работа гуашью. Показать, как правильно работать кистью. Прокладывание общего цвета фрукта

ж). Прописывание тени изображения фрукта

з). Соединение света и тени на яблоке.

 Предложить каждому учащемуся выбрать цвет и форму яблока, которое он хотел бы подарить зайчонку Федотке. На следующем занятии, когда детские работы высохнут, каждый вырежет свой фрукт и приклеит его на общий лист бумаги, чтобы получился натюрморт из яблок.

  1. Физкультминутка.

Педагог вместе с учащимися выполняет простые упражнения: наклоны туловища,   вращательные упражнения рук и туловища.

Проверка правильной посадки, подготовки рабочего места учащимися.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся рисуют натюрморт гуашевыми красками по представлению — фрукты, лежащие на столе.

Приемы руководства:

Педагог наблюдает за ходом выполнения задания,

обращает внимание группы на часто встречающиеся ошибки,

предлагает их исправить,

по необходимости делает дополнительный показ отдельным детям.

  1. Подведение итогов занятия.

Задать вопросы:

— Чем сегодня на занятии мы занимались?

— Какие фрукты научились рисовать?

— С чего нужно начинать рисовать натюрморт?

  1. Выставка работ учащихся.

Каждый учащийся по очереди крепит свою работу на общий демонстрационный стенд. Работы просматриваются и оцениваются самими учащимися.

  1. Уборка кабинета.

Каждый убирает за собой рабочее место.

       Источники информации:

  1. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. «Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия». Москва, Издательство «Просвещение», 1989 г.
  2. Сокольникова Н. М., Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студ. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  3. Письмо зайчихи составлено и записано педагогом на домашнем компьютере.
  4. Фото и картины художников взяты из Интернета.