Ухинова Елена Романовна, воспитатель, г. Улан-Удэ
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный — 1 неделя.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность: Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям — любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Участие детей в проекте «Книжкина неделя» позволит максимально обогатить знания и представления о книге, ее значимости, развить связную речь, творческие способности детей, пополнить словарный запас. А родителям хотелось бы помочь найти детям книги, которые им помогут приобрести радость общения. Очень важно показать, что книга – верный друг.
Цели проекта: формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Задачи проекта:
- Художественно — эстетическое развитие:
- Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
- Стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
- Развивать восприятие художественных произведений и музыки.
- Познавательное развитие:
- Развивать любознательность и познавательную мотивацию;
- Развивать воображение и творческую активность;
- Формировать представления о социально – культурных ценностях нашего народа;
- Речевое развитие:
- Продолжать знакомство с книжной культурой, детской литературой и понимание на слух текстов художественных произведений;
- Формировать владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащать активный словарь;
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Предполагаемый результат: Дети должны знать виды книг; уметь составлять рассказ о книге; знать из чего делают книгу; уметь совместно с родителями выполнять «Книжку-малышку».
Этапы работы:
1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Опрос детей «Моя любимая книга», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
Формы организации работы 2 этапа:
— Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми.
Тематические беседы:
— Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь книгу?»
— Беседа: «Из чего состоит книга?»
— Беседа «История книги». Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций: глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок.
— Беседа на тему «Что такое библиотека?»;
— Беседа «Важно ли уметь читать?»
— Беседа «Путешествие по полочке умных книг». Цель: познакомить с пользой книг – энциклопедий, учить находить ответы на вопросы в книгах, расширять естественно — научные представления.
— Сказки от вопроса: “Что было бы, если бы…” (сочинить новый сюжет к известной сказке)
— Цветные сказки. Придумывание сказки, в которой все предметы одного цвета.
— Показ презентации-викторины «Угадай сказку».
— Опрос детей: «Моя любимая книга».
Знакомство с пословицами:
Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится;
Испокон века книга растит человека;
Кто читает, тот много знает.
— Эмоционально-речевая разминка «ПОСЛОВИЦЫ». (Дети произносят пословицы о книгах с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно).
Чтение художественной литературы:
Знакомство с книгами – юбилярами
— Маршак Самуил Яковлевич «Багаж» 90 лет (1926);
— Милн Алан А. «Вини Пух» 90 лет (1926);
— Михалков Сергей Владимирович «Дядя Стёпа! 80 лет (1936);
— Михалков Сергей Владимирович «А что у вас?» 80 лет (1936);
— Пушкин Александр Сергеевич «Сказка о царе Салтане» 185 лет (1831);
— Родарри Джанни «Приключения Чиполлино» 65 лет (1951);
— Толстой Алексей Николаевич «Золотой ключик, или Приключения Буратино» 80 лет (1936) — просмотр мультфильма;
Писатели – юбиляры: Агния Львовна Барто (Волова, 1906-1981) – 110 лет.
Слушание песен на сказочную тематику.
Художественно – продуктивная деятельность:
— лепка «Мой любимый герой сказки»;
— аппликация «Закладка для книг»;
— рисование «Мои любимые книжные герои»;
— рисование «Обложка любимой книги».
Консультации для родителей:
«Как научить ребёнка любить книги», «Читаем ребёнку вслух», «Чтобы ребёнок любил читать. Советы психолога В. С. Юркевич»
Дидактические игры: «Собери сказку», «Закончи предложение», «Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», «Как вести себя с больным?»; Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой?».
Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин».
Конструирование с использованием математических наборов: «Собираем книжную полку, шкаф»; из конструктора: «Строим библиотеку».
Подвижные игры: «Путаница». «Кто быстрее». «Найди и промолчи». «Мы веселые ребята»;
Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница».
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» предполагаемые результаты были достигнуты:
— В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей;
— Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов;
— Были организованы для детей тематические выставки;
— Дети научились ремонтировать книги;
— Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям;
— Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.
- «ОГОНЬ – НАШ ДРУГ, ОГОНЬ – НАШ ВРАГ» (Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)
- Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
- Проект «Хочу всё знать» (50%)
- Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Земля-наш общий дом» (50%)
- Проект по социально-личностному развитию дошкольников, посвященный космонавтике «Навстречу звездам» (50%)
- Проект на тему «Развитие творческих способностей у детей с ЗПР посредством нетрадиционного рисования» (RANDOM - 50%)