Статья «Методы освоения русского народного хоровода детьми дошкольного возраста»

Холмогорова Наталья Георгиевна, музыкальный руководитель МОУ д/с№ 336 г.Волгограда.

 

В русских хороводах заложено много педагогических возможностей. Они содержат пространственно – формообразующий элемент. Постоянная смена направления движения способствует осознанию пространства, помогает детям увереннее ориентироваться в нём. Некоторые дошкольники слабо осознают своё тело и боятся  двигаться, но, держась за руки, они чувствуют себя увереннее и лучше сохраняют равновесие. Тот, кто обычно стремится избежать контакта, легко и естественно берёт соседей за руки в танцевальном кругу. Тесный контакт позитивно влияет на развитие чувств.

Подбирая  хороводы,  я  руководствуюсь  тем,  чтобы  дети  чувствовали  не  только  общий  характер  музыки,  но  и  средства  музыкальной  выразительности:  ритмический  рисунок,  интонации,  выразительные  мелодии,  фразировку,  динамику  и  т.д. Русский  хоровод  в  большинстве  случаев  отвечает  этим  требованиям.  Мелодии  его  просты,  логичны,  в  них  ярко  выражена  фразировка. 

Знакомя  детей  с  русским  хороводом,  я  одновременно решаю  три  задачи: 

  • учу ребят  слышать  и  понимать  музыкальную  речь; 
  • приучаю детей выразительно  передавать  характер  музыки   в движениях;
  • прививаю детям  любовь  к  народной  музыке.

В процессе обучения  использую метод художественного движения, в котором все движения и упражнения представляют собой и воспринимаются ребёнком как законченный «художественно – смысловой образ». Средствами метода являются музыка, слово, движение. Движение – определяющее средство данного метода. Его задача перевести звук на язык движений. Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр,тема.

В своей работе,  я  стараюсь  научить  детей  свободному  владению  грамматикой,  техникой  движения,  добиваясь  того,  чтобы  пластика  тела  каждого  ребёнка становилась  одухотворённой  и  выразительной.   Главными  компонентами  хороводов  являются:  Движение,  Музыка,  Игра  и  Сюжет. Поэтому в работе с дошкольниками использую следующие приёмы народной хореографии:

  • Сюжетно – образные движения вызывают живой интерес у детей. Они создают своеобразную игровую ситуацию и являются ценным моментом развития воображения дошкольников. Перед детьми ставятся творческие задания, которые позволяют им выполнять движения имитации разнообразных трудовых процессов, повадок животных и птиц. Своеобразная игровая ситуация, побуждает детей к творчеству и, следовательно, способствует его развитию.  А разнохарактерность персонажей не даёт возможности детям подражать друг другу, (ведь тяжеловесный медведь не может двигаться также как грациозная лиса), это побуждает каждого ребёнка самостоятельно искать выразительные движения.
  • Танцевальные упражнения обладают особой выразительностью. Это не сумма технических приёмов, а нечто более содержательное и осмысленное. Каждая «единица» языка движений несёт какую-либо информацию, т.е. имеет некоторое значение. Внешняя форма упражнений может видоизменяться, за счёт этого смысл движения приобретает разнообразную выразительность.
  • Хороводные игры (игровые хороводы). В игровых хороводах главным является — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях отражающих жизнь и быт народа. Рисунок игровых хороводов проще, чем в орнаментальных, поэтому они более доступны для детей младшего  дошкольного возраста.
  • Хороводные построения (орнаментальные хороводы). Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуют свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Но это доступно только детям старшего – дошкольного возраста, т. к. они имеют накопленный опыт хороводных построений и их выразительные  движения,  жесты  и  мимика   подкрепляются  воздействием  музыки,  текстами  хороводов и  образными  движениями,  которые  в  свою  очередь  являются  носителями  эмоционально —  нравственного  воспитания.  

Таким образом, начиная  в младшем возрасте с образно – игровых движений и танцевальных упражнений, я формирую основную базу  музыкально – ритмических движений детей, используя их в игровых хороводах, что является первым звеном хороводной цепи и позволяет мне в старшем возрасте обучать детей хороводным построениям, выходя в итоге к орнаментальным хороводам.   

Это видно из перспективного плана работы, разработанного по квартально, для всех возрастных групп, в который я включила русские народные хороводы и хороводные игры в обработке композиторов, чьё творчество обращено к детям (М.Иорданского, С.Бондаренко, И.Арсеева, Н.Метлова, Т.Попатенко и др.).          

В младшем возрасте   пока  дети  привыкают  держать  круг  (вставать  в  круг,  браться  за  руки,  сохранять  круг  неразрывным  и  ровным),  желательно  участие  в  хороводе  нескольких  взрослых,  стоящих  напротив  друг  друга.  На  первых  этапах  это  значительно  облегчает  адаптацию  к  новой  деятельности.  После  того  как  дети  освоились  на  танцевальных  занятиях,  ввожу  «Три  правила  фольклорных  танцев»:

1.Когда  держишься  за  руки,  правая  рука  «открыта»  (повёрнута  ладонью  вверх),  левая —  «закрыта»  (повёрнута  ладонью  вниз).

2.С  кем  оказался  рядом,  с  тем  и  танцуешь.

  1. «Не теряй улыбку».

Эти  правила  отражают  базовые  социальные  принципы:  умение  «брать  и  отдавать»,  принимать  любого  человека  в  общее  дело  и  выражать  своё  доброе  отношение  к  людям.

Русский хоровод отличается самобытным, ярким национальным колоритом, позволяет «заразиться» силой и свободой движения, даёт возможность почувствовать себя частицей единой стройной системы – и в результате получить огромный положительный эмоциональный заряд. Таким образом, хоровод  является  одним  из  средств  не  только  эстетического,  нравственного,  но  и  патриотического  воспитания  дошкольников.

Результатом  постоянных и систематических занятий  с детьми является  проявление их детской активности на праздниках и развлечениях с элементами фольклора. Эти праздники очень любимы детьми, сотрудниками и родителями. Детей они привлекают всем: русским народными хороводами, яркими костюмами, оформлением зала в народном стиле. Готовясь к таким праздникам, я много рассказываю детям о народных традициях, обрядах, о красоте родной природы, о том, как бережно и трепетно нужно относиться к ней, стараюсь, чтоб в сценарии каждому ребёнку была выделена какая-либо роль, соответственно возрасту и творческим возможностям.    

Практика показывает, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребёнка к фольклору. Народное творчество, благодаря своим замечательным свойствам, даёт ни с чем не сравнимые возможности для накопления музыкально-звуковых впечатлений, представлений об искусстве русского хоровода и приобщению детей к истокам народной культуры.