Холмогорова Наталья Георгиевна, музыкальный руководитель МОУ д/с№ 336 г.Волгограда.
В русских хороводах заложено много педагогических возможностей. Они содержат пространственно – формообразующий элемент. Постоянная смена направления движения способствует осознанию пространства, помогает детям увереннее ориентироваться в нём. Некоторые дошкольники слабо осознают своё тело и боятся двигаться, но, держась за руки, они чувствуют себя увереннее и лучше сохраняют равновесие. Тот, кто обычно стремится избежать контакта, легко и естественно берёт соседей за руки в танцевальном кругу. Тесный контакт позитивно влияет на развитие чувств.
Подбирая хороводы, я руководствуюсь тем, чтобы дети чувствовали не только общий характер музыки, но и средства музыкальной выразительности: ритмический рисунок, интонации, выразительные мелодии, фразировку, динамику и т.д. Русский хоровод в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии его просты, логичны, в них ярко выражена фразировка.
Знакомя детей с русским хороводом, я одновременно решаю три задачи:
- учу ребят слышать и понимать музыкальную речь;
- приучаю детей выразительно передавать характер музыки в движениях;
- прививаю детям любовь к народной музыке.
В процессе обучения использую метод художественного движения, в котором все движения и упражнения представляют собой и воспринимаются ребёнком как законченный «художественно – смысловой образ». Средствами метода являются музыка, слово, движение. Движение – определяющее средство данного метода. Его задача перевести звук на язык движений. Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр,тема.
В своей работе, я стараюсь научить детей свободному владению грамматикой, техникой движения, добиваясь того, чтобы пластика тела каждого ребёнка становилась одухотворённой и выразительной. Главными компонентами хороводов являются: Движение, Музыка, Игра и Сюжет. Поэтому в работе с дошкольниками использую следующие приёмы народной хореографии:
- Сюжетно – образные движения вызывают живой интерес у детей. Они создают своеобразную игровую ситуацию и являются ценным моментом развития воображения дошкольников. Перед детьми ставятся творческие задания, которые позволяют им выполнять движения имитации разнообразных трудовых процессов, повадок животных и птиц. Своеобразная игровая ситуация, побуждает детей к творчеству и, следовательно, способствует его развитию. А разнохарактерность персонажей не даёт возможности детям подражать друг другу, (ведь тяжеловесный медведь не может двигаться также как грациозная лиса), это побуждает каждого ребёнка самостоятельно искать выразительные движения.
- Танцевальные упражнения обладают особой выразительностью. Это не сумма технических приёмов, а нечто более содержательное и осмысленное. Каждая «единица» языка движений несёт какую-либо информацию, т.е. имеет некоторое значение. Внешняя форма упражнений может видоизменяться, за счёт этого смысл движения приобретает разнообразную выразительность.
- Хороводные игры (игровые хороводы). В игровых хороводах главным является — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях отражающих жизнь и быт народа. Рисунок игровых хороводов проще, чем в орнаментальных, поэтому они более доступны для детей младшего дошкольного возраста.
- Хороводные построения (орнаментальные хороводы). Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуют свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Но это доступно только детям старшего – дошкольного возраста, т. к. они имеют накопленный опыт хороводных построений и их выразительные движения, жесты и мимика подкрепляются воздействием музыки, текстами хороводов и образными движениями, которые в свою очередь являются носителями эмоционально — нравственного воспитания.
Таким образом, начиная в младшем возрасте с образно – игровых движений и танцевальных упражнений, я формирую основную базу музыкально – ритмических движений детей, используя их в игровых хороводах, что является первым звеном хороводной цепи и позволяет мне в старшем возрасте обучать детей хороводным построениям, выходя в итоге к орнаментальным хороводам.
Это видно из перспективного плана работы, разработанного по квартально, для всех возрастных групп, в который я включила русские народные хороводы и хороводные игры в обработке композиторов, чьё творчество обращено к детям (М.Иорданского, С.Бондаренко, И.Арсеева, Н.Метлова, Т.Попатенко и др.).
В младшем возрасте пока дети привыкают держать круг (вставать в круг, браться за руки, сохранять круг неразрывным и ровным), желательно участие в хороводе нескольких взрослых, стоящих напротив друг друга. На первых этапах это значительно облегчает адаптацию к новой деятельности. После того как дети освоились на танцевальных занятиях, ввожу «Три правила фольклорных танцев»:
1.Когда держишься за руки, правая рука «открыта» (повёрнута ладонью вверх), левая — «закрыта» (повёрнута ладонью вниз).
2.С кем оказался рядом, с тем и танцуешь.
- «Не теряй улыбку».
Эти правила отражают базовые социальные принципы: умение «брать и отдавать», принимать любого человека в общее дело и выражать своё доброе отношение к людям.
Русский хоровод отличается самобытным, ярким национальным колоритом, позволяет «заразиться» силой и свободой движения, даёт возможность почувствовать себя частицей единой стройной системы – и в результате получить огромный положительный эмоциональный заряд. Таким образом, хоровод является одним из средств не только эстетического, нравственного, но и патриотического воспитания дошкольников.
Результатом постоянных и систематических занятий с детьми является проявление их детской активности на праздниках и развлечениях с элементами фольклора. Эти праздники очень любимы детьми, сотрудниками и родителями. Детей они привлекают всем: русским народными хороводами, яркими костюмами, оформлением зала в народном стиле. Готовясь к таким праздникам, я много рассказываю детям о народных традициях, обрядах, о красоте родной природы, о том, как бережно и трепетно нужно относиться к ней, стараюсь, чтоб в сценарии каждому ребёнку была выделена какая-либо роль, соответственно возрасту и творческим возможностям.
Практика показывает, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребёнка к фольклору. Народное творчество, благодаря своим замечательным свойствам, даёт ни с чем не сравнимые возможности для накопления музыкально-звуковых впечатлений, представлений об искусстве русского хоровода и приобщению детей к истокам народной культуры.
- Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с родителями «Музыка, песок и камни» (50%)
- Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе по теме: «Вместе весело играть с Шипелочкой, Свистелочкой и Рычалочкой» (50%)
- Развлечение «Осень в гостях у ребят» (для детей подготовительной группы) (50%)
- Проект «Театральная неделя» для старшей и подготовительной группы (50%)
- Конспект родительского собрания «День за днем говорим и растем! » по форме семинара – практикума «Артикуляционная гимнастика – основа постановки звуков» (50%)
- Сценарий народного праздника «Пасха» (RANDOM - 50%)