Доклад по теме: «Значение квиллинга в развитии мелкой моторики у детей»

Войтенко Елена Михайловна, воспитатель, ОГБУ ДО «Центр «Алые паруса», село Крестово Городище.

 

     Развитие ребёнка во многом зависит от уровня развития его мелкой моторики. Это доказано учеными.   Известный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

     Мелкая моторика — это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным — важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

     Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

     Одним из нетрадиционных способов развитие мелкой моторики у детей является занятие квиллингом.  В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому первый шаг — незаметно заинтересовать увлечь их самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.

    Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя — долгая и кропотливая работа. Чтобы добиться результата, недостаточно показать и объяснить, как это сделать. Нужно делать вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая. Очень важно создать атмосферу, в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.

   Квиллинг или бумагокручение – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Они и являются строительным материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, бижутерии.
  В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — творческим  человеком.
    Квиллинг — старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Развитие мелкой моторики рук — одна из актуальных проблем. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Решить эту проблему можно с помощью моделирования полосок из бумаги — квиллинга.                                        

   Этот вид искусства идеально подходит для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, младшего и среднего звена школьников. Это занятие замечательно развивает мелкую моторику, чувство цвета, гармонии, объема, перспективы, усидчивость, терпение. Квиллинг хорош тем, что позволяет создавать композиции как плоские, так и трехмерные, объемные, например, фигурки животных, корзиночки, украшения для елки. При помощи композиций из крученой бумаги создают объемные картины, открытки, элементы интерьера, игрушки, магнитики на холодильник, елочные игрушки, многофигурные композиции. Это будет отличный подарок друзьям и знакомым, который сразит их своей оригинальностью.

    Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

    Квиллинг способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Дети совершают путешествие в удивительный мир природы (растений, животных, сказочных цветов) .

    Кроме того занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.

Принцип создания поделок из бумаги прост: необходимо намотать полоску бумаги на стержень шила (или зубочистку), закрепить конец полоски клеем,

а затем создается форма лепестка, капли, либо какая-то другая. Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем — используя свою фантазию можно  придумывать

новые элементы квилинга.

    В результате освоения данной техники руки детей приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.У детей формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.

    Для первых шагов в этом рукоделии нужны полоски бумаги, клей ПВА (или любой другой достаточно густой клей), ножницы. Основной вид деятельности в квиллинге — это закручивание бумажных полосок. Накручивать их можно на что угодно, главное чтобы диаметр вашего инструмента был как можно меньше. Для этих целей можно использовать зубочистки, спицы для вязания, стержень от шариковой ручки. Удобнее всего работать со специальным инструментом для квиллинга, который можно приобрести в специализированных магазинах.  Подобный инструмент имеет вилочку на конце, между зубчиками вставляется конец полоски и скручивается рулончик. С помощью такого инструмента работается легко и быстро. Можно его изготовить и самостоятельно из имеющихся подручных материалов.
   Чаще всего в работе используются полоски шириной 3-4 мм. Хотя, есть и очень узкие – 1,5 мм и широкие до 1 см. Наборы для бумаги бывают одноцветными и разноцветными, с плавным переходом от светлого к темному. Бумагу можно самим нарезать на полосы из двусторонней цветной бумаги для принтера или пастели или приобрести готовые полоски в магазинах.
    Красота будущей композиции будет зависеть от аккуратности исполнения. Так, лепестки у цветочка должны быть одинакового размера. Добиться этого можно при помощи офицерской линейки, или специальной линейки – шаблона с отверстиями разного диаметра, позволяющие создавать элементы точно заданного размера. Выберите круг нужного диаметра, вставляйте в него скрученную полоску бумаги и формируйте ее окончательный размер.
   Бумажная основа для контурного квиллинга должна быть плотной. Тогда она не провисает под весом композиции.

  Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук  опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.