Молчанова Ирина Сергеевна, Инструктор по физической культуре, МБДОУ детский сад «Росинка»
Мяч – это удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в тоже время интересного – пока еще люди не придумали.
Мяч воспринимается ребенком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть подвижным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть, еще не научившись ходить, и можно наблюдать, как люди весьма почтенного возраста с упоением гоняют мячик.
Всем известно, как велико значение подвижной игры для ребенка – это школа управления собственным поведением, формирование положительных взаимоотношений со сверстниками, благополучное эмоциональное состояние. Игры с мячом занимают особое место среди подвижных игр.
Мяч – это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, ни имеющая не начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов XIXвека Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений».
Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного (тактильного) анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий.
Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.п., что способствует развитию глазомера, двигательных координационных функций.
По данным Л. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снижает агрессию, помогает избавиться от мышечного напряжения.
Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета.
Теплые цвета (красный, оранжевый) повышает активность, усиливают возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами.
Холодные цвета (синий, фиолетовый) успокаивают, их обычно выбирают дети с флегматическими чертами.
Желтый и зеленый способствуют проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека.
В разделе физического воспитания в детском саду действия детей с мячом включены в образовательную программу начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет усложнения заданий и способов их выполнения.
Дети должны уметь:
в 3 года – катать мячи со сверстниками или со взрослыми на расстоянии 2 м; прокатывать их между предметами; бросать и ловить мяч двумя руками одновременно при обязательном зрительном контроле;
в 4 года – бросать и ловить мяч двумя руками снизу, от груди, из-за головы с расстояния 1,5-2 м; попадать мячом (d6-8 см) в корзину, поставленную на пол.
Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают ориентировку в пространстве.
в 5 лет – метать мяч в цель одной рукой; отбивать мяч от пола не менее 10 раз; бросать мяч вверх, а после удара мяча об землю уметь ловить руками (выполнять не менее 10 раз подряд);
в 6 лет – свободно отбивать мяч от пола на месте и с продвижением; перебрасывать мяч друг другу и уметь ловить его стоя, сидя и разными способами; овладеть элементарными приемами волейбола и баскетбола; метать мяч в горизонтальную и вертикальные цели с расстояния 3-4 м.
Упражнения с мячами различного веса и размера развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
Игры с мячом коллективного характера воспитывают положительные нравственно-волевые черты у детей: приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Ребенок постепенно усваивает, что не он один хочет действовать с мячом, что его действия должны способствовать успеху всей команды.
В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности своих действий.
- Викторина о спорте (50%)
- План – конспект общешкольного спортивного мероприятия «Единый день здоровья» для 2-9 классов (50%)
- Сценарий спортивного мероприятия для младших школьников по теме" Игры народов Севера" (50%)
- План-конспект урока по физической культуре № 11 в 9 классе (50%)
- План-конспект урока по физической культуре в 7 классе (50%)
- Конспекта урока по физической культуре (RANDOM - 50%)