Проект «Книжкина неделя» (старшая группа)

Ухинова Елена Романовна, воспитатель, г. Улан-Удэ

 

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный — 1 неделя.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность: Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям — любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Участие детей в проекте «Книжкина неделя» позволит максимально обогатить знания и представления о книге, ее значимости, развить связную речь, творческие способности детей, пополнить словарный запас. А родителям хотелось бы помочь найти детям книги, которые им помогут приобрести радость общения. Очень важно показать, что книга – верный друг.

Цели проекта: формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

Задачи проекта:

  1. Художественно — эстетическое развитие:
  • Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
  • Стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
  • Развивать восприятие художественных произведений и музыки.
  1. Познавательное развитие:
  • Развивать любознательность и познавательную мотивацию;
  • Развивать воображение и творческую активность;
  • Формировать представления о социально – культурных ценностях нашего народа;
  1. Речевое развитие:
  • Продолжать знакомство с книжной культурой, детской литературой и понимание на слух текстов художественных произведений;
  • Формировать владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащать активный словарь;
  • Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Предполагаемый результат: Дети должны знать виды книг; уметь составлять рассказ о книге; знать из чего делают книгу; уметь совместно с родителями выполнять «Книжку-малышку».

Этапы работы:

1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Опрос детей «Моя любимая книга», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.

2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.

Формы организации работы 2 этапа:

— Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)

Формы работы с детьми.

Тематические беседы:

— Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь книгу?»

— Беседа: «Из чего состоит книга?»

— Беседа «История книги». Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций: глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок.

— Беседа на тему «Что такое библиотека?»;

— Беседа «Важно ли уметь читать?»

— Беседа «Путешествие по полочке умных книг». Цель: познакомить с пользой книг – энциклопедий, учить находить ответы на вопросы в книгах, расширять естественно — научные представления.

— Сказки от вопроса: “Что было бы, если бы…” (сочинить новый сюжет к известной сказке)

— Цветные сказки. Придумывание сказки, в которой все предметы одного цвета.

— Показ презентации-викторины «Угадай сказку».

— Опрос детей: «Моя любимая книга».

Знакомство с пословицами:

Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится;

Испокон века книга растит человека;

Кто читает, тот много знает.

— Эмоционально-речевая разминка «ПОСЛОВИЦЫ». (Дети произносят пословицы о книгах с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно).

Чтение художественной литературы:

Знакомство с книгами – юбилярами

— Маршак Самуил Яковлевич «Багаж» 90 лет (1926);

— Милн Алан А. «Вини Пух» 90 лет (1926);

— Михалков Сергей Владимирович «Дядя Стёпа! 80 лет (1936);

— Михалков Сергей Владимирович «А что у вас?» 80 лет (1936);

— Пушкин Александр Сергеевич «Сказка о царе Салтане» 185 лет (1831);

— Родарри Джанни «Приключения Чиполлино» 65 лет (1951);

— Толстой Алексей Николаевич «Золотой ключик, или Приключения Буратино» 80 лет (1936) — просмотр мультфильма;

Писатели – юбиляры: Агния Львовна Барто (Волова, 1906-1981) – 110 лет.

Слушание песен на сказочную тематику.

Художественно – продуктивная деятельность:

— лепка «Мой любимый герой сказки»;

— аппликация «Закладка для книг»;

— рисование «Мои любимые книжные герои»;

— рисование «Обложка любимой книги».

Консультации для родителей:

«Как научить ребёнка любить книги», «Читаем ребёнку вслух», «Чтобы ребёнок любил читать. Советы психолога В. С. Юркевич»

Дидактические игры: «Собери сказку», «Закончи предложение», «Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», «Как вести себя с больным?»; Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой?».

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин».

Конструирование с использованием математических наборов: «Собираем книжную полку, шкаф»; из конструктора: «Строим библиотеку».

Подвижные игры: «Путаница». «Кто быстрее». «Найди и промолчи». «Мы веселые ребята»;

Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница».

3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.

В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» предполагаемые результаты были достигнуты:

— В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей;

— Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов;

— Были организованы для детей тематические выставки;

— Дети научились ремонтировать книги;

— Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям;

— Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.