Развитие интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Лазаренко Вера Владимировна, учитель – логопед, МБДОУ № 166 «Детский сад комбинированного вида», Кемеровская область, г. Кемерово.

 

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая речь легко воспринимается, если она только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна.  Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше чем слова.

Интонация — это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств.
Мелодика — повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.
Темп — ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
Ритм — равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.
Фразовое ударение — выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.
Логическое ударение — выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.
Тембр речи — звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т.д.

Благодаря интонации мысль приобретет законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное значение, не имеющее его основного смысла. Интонация же иногда и изменяет смысл высказывания. Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания. При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка.

  1. Работа над речевым дыханием

Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция является основой для звучного голоса.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции  проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов.

Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные ( но ритмические ) фразы, когда речь начинает улучшаться.

  1. Работа над развитием мелкой моторики (куклы би – ба – бо)

Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности и согласованности речевой моторики способствуют многообразные мелкие движения пальцев рук.

Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

Куклы позволяют незаметно исправлять запинки, так как замечание делаются не ребенку, а его кукле.

  1. Инсценировки

Это способность к перевоплощению, присуща всем людям, а детям в особенности, широко используется в работе с дошкольниками собщем недоразвитием речи. Возможность для перевоплощения представляется в различных играх – драматизациях. В этих играх отрабатываетсянавык правильной выразительной речи и умеренного общения в коллективе.

Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи.

Для инсценировки необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают совместно со взрослыми.

Распределяя роли в игре –драматизации, педагог должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период логопедической работы. Важно дать ребёнку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя.

 

 

  1. Логопедическая ритмика

Музыкально – двигательные упражнения помогают коррегированию общей моторики, а двигательные упражнения в соответствии с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка.

Формы музыкально – ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танца, речевой игры и т.д.

  1. Произнесение скороговорок с разной интонацией.

Произнесение скороговорок с разным темпом (медленно, быстро) или с разной интонацией (радостно, ласково, весело, требовательно)

Н-р: Жук – жучок,

         Желтый бочок,

        На лугу не лежи-

         Полетай, пожужжи.

  1. Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие)и интонациями (ласково, требовательно, весело и т.д)

Н – р:  Шепчет ласково лисица:

— Пусть зайчишка не боится,

Очень добрая  я стала,

Очень редко ем и мало.

Итак. Нами предложено несколько направлений работы с дошкольниками с общем недоразвитием речи по развитию у них выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими рас­стройствами: Учебное пособие/Под ред. Е. А. Ло­гиновой. — СПб.: Издательство «Союз», 2005. — 192 с. (Коррекционная педагогика)
  2. Шевцова Е.Е., Л.В. Забродина Технология формирования интонационной стороны речи: учебное пособие.- Издательство «Астрель», 2009. – 224с.
  3. Логопед № 3 2013 г .