Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры для развития детей»

Стрела Любовь Васильевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 21 «Земляничка» города Димитровграда Ульяновской области»

 

Общепринято считать, что игра имеет чрезвычайно важное значение для умственного и нравственного развития ребенка, для формирования его способностей и становления личности. Однако известно и другое: бурно расцветая на определенных ступенях детского развития, игра впоследствии затухает, уступая место другим видам деятельности. Этому факту можно найти объяснение: на более старших возрастных ступенях дети включаются в. другие виды деятельности, которые вытесняют предыдущие, во-первых, в силу большей обязательности, а во-вторых— большей привлекательности. Однако почему ныне в дошкольных учреждениях всемерно »способствуют», включению детей в сюжетно-ролевые игры? Почему сами дети охотно включаются в такие игры?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вычленить те компоненты игровой деятельности, которые связаны с самостоятельным выбором детей, с их интересом. Я наметили несколько: выбор игрушек; выбор сюжета и его варьирование; выбор партнеров по игре и распределение ролей. Рассмотрим подробнее каждый.

Выбор игрушек.

Интерес к игрушке у ребенка проявляется очень рано — уже на первом году жизни. Однако на протяжении дошкольного периода интерес этот претерпевает характерные изменения. Первоначально малыша привлекают внешние признаки: яркость, красочность, размер, звучание. Затем игрушку он связывает с такими простейшими операциями, как бросание, хватание, катание. В дальнейшем происходит дифференциация. Так называемая дидактическая игрушка (в эту же цепочку входят и различные технические игрушки) вызывает интерес только тогда, когда операции достаточно усложнены; сюжетно-ролевая, когда возможно развитие сюжета.

Первоначально сюжетную игрушку ребенок связывает с действиями по созданию игровых ситуаций, отображающих реальные действия и реальные предметы. (мебельные наборы, наборы типа «Доктор Айболит», различный строительный материал, с помощью которого можно имитировать дом, сад, гараж и т. д. Постепенно место реальных игрушек начинают занимать символические, т. е. те, с помощью которых лишь обозначаются те или иные сюжетные коллизии. Теперь дети с легкостью употребляют одни игрушки в функции других. Однако интерес к игрушке, как таковой, даже не включенной в тот или иной сюжетный контекст, сохраняется надолго. Порой этот интерес носит престижный характер: ребенок хочет иметь такую же игрушку, как у товарища, поскольку она придает ему вес в глазах других, вызывает интерес у партнеров по играм и т. п.

Выбор той или иной игрушки, осуществляемый в ситуации сюжетно-ролевой игры — яркий индикатор уровня детского развития. Мои наблюдения позволили наметить два уровня. Первый— дети выбирают игрушку до игры и независимо от замысла. В этом случае игрушка определяет направление развитиясюжета, но сюжетные действия крайне ограниченны и бедны. Второй— игрушку выбирают целенаправленно, в зависимости от принятого сюжета или параллельно с его формированием. Сознательный отбор и группировка первых предметов, классификация их по ситуативным признакам — позволяют ребенку реализовать игровой замысел.

Задача воспитателя—установить, к какому уровню относятся действия ребенка. Если к первому, необходимо поднимать на второй, чтобы подвести ребенка к умению формулировать свой замысел и подбирать игрушки для реализации сюжета.

Выбор сюжета и его варьирование.

Сюжетно-ролевая игра подразумевает совместную деятельность двух и более детей, поэтому она предполагает исходную включенность в заранее оговоренный контекст. Иной раз приходится наблюдать картину, когда дети начинают играть, предварительно не договорившись. Это происходит либо потому, что они повторяют уже известные им шаблоны развития сюжета, либо потому, что не знают, вo что играть, и готовы

подчиниться инициотиве стихийно сложившегося лидера.

Предлагая детям самостоятельно выбрать тот или иной игровой сюжет, я обнаружили, что они чаще всего выбирают такие, как «дочки-матери», «больница. «детский сад», или игры на военные сюжеты — последним, разумеется, отдают предпочтение мальчики. Однако бывает, что мнение собравшихся расходится. Например, договариваются трое. Девочки предлагают играть в «дочки-матери., а третий, мальчик, — в войну. Но девочки не соглашаются, и ему приходится подчиниться. Или договариваются четверо: двое девочек и двое мальчиков. Девочки предлагают играть в школу, а мальчики — в пограничников. Однако девочки, не обращая внимания на последних, начинают разыгрывать бытовой сюжет, в который незаметно втягиваются и мальчики. Иными словами, побеждает та сторона, которая сразу же переходит к активным игровым действиям.

Как правило, дети охотнее всего самостоятельно выбирают знакомые, неоднократно проигранные сюжеты. Если не вмешиваться в их игры, они могут бесконечно готовить обед, кормить детей, укладывать их спать, лечить и т. п. Всякие новшества принимаются неохотно. И если воспитатель предлагает им поиграть в почту, в зоопарк или в какую-нибудь другую игру, ребята не отказываются, однако, не умея развернуть соответствующий сюжет, тотчас возвращаются к старому.

Постоянный выбор одних и тех же сюжетов не просто ограничивает кругозор. Достаточно жесткие схемы проигрывания одних и тех же сюжетов вырабатывают у некоторых ребят негативное отношение к тем, кто пытается внести разнообразие в игру, предлагает новый вариант. А способность навязывать свое лидерство — довольно рано складывающаяся — фактически ограничивает круг играющих, лишает всех, кто входит в ту или иную малую группу, обмениваться игровым поведением. Доказательство тому рассмотрим один сюжет. Играют четверо: Оля, Настя, Саша и Валера.

Оля. Будем играть в школу. Садитесь за парты. Здравствуйте.

Дети. Здравствуйте.

Оля. Не надо говорить: «Здравствуйте». Нужно молча встать, а потом сесть. (Дети выполняют требование Оли.)

Оля. Я сейчас буду на доске мелом рисовать лису. (Девочка долго рисует на коробке, которая заменяет доску. Детям это неинтересно, они начинают между, собой разговаривать.) Саша, возьми тряпку и сотри со стола. Дети, рисуйте лису. Видите, как у меня. Не разговаривайте.

Попробуем на роль учительницы ввести Настю. Дети соглашаются.

Настя. Дети, я сейчас буду на доске рисовать, и вы рисуйте за мной. (Рисует на коробке, потом стирает тряпкой, потом снова начинает рисовать.) Дети, не разговаривайте, а рисуйте.

Поскольку игра далее опять не развертывается, на этот раз на роль ведущего назначает Сашу. Но и Саша повторяет все те же действия и слова, изначально заданные Олей.

Именно в такого рода ситуациях чрезвычайно важна роль воспитателя. Видя, что игра «заклинилась», что дети повторяют одни и те же реплики, производят одни и те же действия, воспитатель должен ввести разнообразие, предложить новые варианты развития сюжета и всемерно поддерживать новшества, идущие от самих детей. При этом он обращает внимание играющих на узловые моменты развития сюжета — включение нового персонажа, новой ситуации. Например,» столь любимая игра в «дочки-матери» может включать музыкальные занятия в домашних условиях, чтение книжки, уход за животными и т. п. Или игра в больницу. Не сами больные приходят в приемное отделение, а их привозит «скорая помощь» или они едут городским транспортом, и при этом пассажиры Сочувствуют больному, уступают ему место и т. д. Подобного рода вариации разбивают стойкие стереотипы, постепенно приучают всех играющих занимать активную ролевую позицию, обмениваться ролевым поведением на равных условиях.

Выбор партнеров по игре и распределение ролей.

Выше было сказано: распределение ролей у детей происходит стихийно и почти одномоментно. Как правило, ведущую роль занимает наиболее активный игрок, остальным партнерам, разумеется, достаются второстепенные. Иногда на этой почве возникают конфликты, в результате чего игра так и не начинается. В условиях, когда воспитатель пытаются ввести правила, регулирующие детскую деятельность, конфликты удается урегулировать, но на первых порах игра принимает чрезвычайно занятное течение. Представьте ситуацию: договариваются играть трое — Оля, Маша и Юля. Воспитатель спрашивает у Оли:«Во что вы хотите играть?» — «В «дочки-матери». — «А кто будет мамой?» — «Я». — «Лучше посчитайтесь. Вы ведь знаете считалки. На кого выпадет, тому и быть».

Дети соглашаются. Роль мамы достается Юле.

Маша: Оля, все равно ты будешь мамой.

воспитатель: Нет, так Нельзя. Раз выпало мамой быть Юле, она и будет.

Дети соглашаются и на такой вариант: Юля — мама, Оля и Маша — дочки.

Оля: Сейчас будем обедать.

Девочки усаживаются за стол. Все поели? Собирайте посуду. (Обращаясь к Юле.) Скажи: «Дочка, помой посуду». Юля: Помой, Оля, посуду.

Оля: Теперь мы откроем магазин, а мама будет покупать нам игрушки. (Девочки оборудуют магазин.) Теперь ты, Юля, иди и покупай нам игрушки, а мы посидим дома, покушаем.

Маша: Юля, ну, что ты так стоишь просто? Давай покупай игрушки.

Оля: Ну, звони, говори: «Вот я вам купила.»

Юля: Вот я вам купила.

Оля (воспользовавшись заминкой Юли). Ну- ну, дальше? Что ты купила?

Маш а. А я пойду играть.

Оля. Мама пришла усталая, а ты хочешь играть. Ее же надо накормить яичницей и блины печь.

Маша подчиняется.

Наблюдения свидетельствуют:несмотря на предложение воспитателя, фактически игру ведет Оля. Именно она диктует Юле, а затем и Маше действия и реплики. И дети не только мирятся с этим обстоятельством, но как бы наперед знают, что так оно и будет. Свидетельство тому — реплика Маши, поданная до начала игры: «Оля, все равно ты будешь мамой».

Вероятно, опыт прошлых игр напоминает об активной позиции того или иного игрока и дети готовы добровольно уступить ему первенство.

Меня заинтересовало: в силу каких же обстоятельств дети уступают наиболее активные роли своим сверстникам? Существует ли у них избирательность по отношению к партнерам? Если да, то насколько она устойчива? Мотивирован ли каким-нибудь образом в этом возрасте выбор партнеров?

Наблюдения показали: в старших группах намечается довольно постоянный характер выбора. В условиях свободной игры дети группируются примерно в одном и том же составе. Известные вариации, конечно, имеют место, однако они бывают связаны либо с отсутствием в группе постоянного партнера, либо с его занятостью каким-либо другим видом деятельности.

Обычно в группе имеется несколько ребят, с кем хотят играть почти все, и те, которых избирают ограниченно. Чтобы уточнить мотив выбора, мы спрашивали: «А почему ты хочешь играть с Сашей (Олей, Галей?» Ответы в основном были стереотипные: «Потому что он хороший мальчик», «Потому что он хорошо играет», «Потому что мы всегда вместе играем» и т. д.

Я полагаю, что знание этих моментов чрезвычайно важно для воспитателя. Оно несомненно поможет на практике осуществлять дифференцированный подход к детям, уточнять педагогические средства, приемы управления механизмами становления личностных структур в дошкольном детстве.

 

 

Родительское собрание на тему «Сюжетно – ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей»

 Цель: Выявление условий правильного воспитания детей в игре, оказания конкретной помощи семье. Текст выступления педагога: Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомится со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет ( например, кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки. В игровой роли он подражает не только действиями, но и отношениями, чувствами, переживаниями взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия. Всё это происходит в том случае, если игры младшего дошкольника находятся под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то у четырехлетнего ребенка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнером. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. В младшем дошкольном возрасте игра становится в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых ( родителей, бабушки и т. д.) с ребенком. В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его нравственный опыт, накопленный в детском саду и в семье. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры. Важным педагогическим условием, способствующим направленному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает ребенка на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по – разному: возить строительный материал (например кубики); превратить в кровать для больного мишки или для его прогулки; использовать какчемодан для кукольной одежды и т. п. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи». Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек, тем разнообразнее его игры. Покупая игрушки, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость. Главное при покупке игрушки — их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить у ребенка, для каких игр понадобится игрушка. Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Но наблюдения показывают, что даже при наличии отдельной детской комнаты детям не выделяют игровой уголок. Игрушки обычно хаотично хранятся в ящиках или узлах. Если игрушки ребенка не находятся в поле зрения , он не может начать игру, создать игровую ситуацию, так как не умеет ещё планировать игру. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что ребенок может играть только здесь. Он стремиться играть там, где находятся старшие члены семьи. Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из – за того, что, наигравшись, ребенок отказывается их убирать. Рассмотрим такой пример. Квартира четырехлетней Машеньки. Игра закончена. Как не хочется после себя убирать игрушки! Каждый раз Машенька чуть не со слезами на глазах проводит в порядок свое игровое хозяйство. — Ну – ка, кто быстрее наведет порядок у себя: ты или я? – предлагает мама дочке. — Ты соберешь свои игрушки, а я вымою тарелки и уберу со стола. Договоримся, чтобы все было сделано как следует, аккуратно. Этот прием не раз выручал маму, и дело обходилось без капризов дочери. С помощью игры можно развить любую игровую ситуацию. Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка становится неинтересной. Подскажите ребенку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя ,играя с игрушкой, проследите ролевое поведение ребенка, его отношение к игрушке. Играя с ребенком , следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера влияет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.

АНКЕТА « Игра в жизни вашего ребенка»

1 Какие условия созданы для игр ребенка? (наличие игрового уголка, набор игрушек, соответствие их возрасту ребенка) ________________________________________________________________________

 2 Где и как хранятся игрушки? Как вы приучаете их беречь? _________________________________________________________________________

3 Если у ребенка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

4 Кто и как часто покупает игрушки? По какому поводу их покупают? __________________________________________________________________________

 5 Часто ли ребенок ломает игрушки и как вы поступаете в таких случаях? __________________________________________________________________________

 6 Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются? Какие темы игр используются в семье, каковы их сюжеты? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ __

 7 Какие вы применяете методы в руководстве сюжетно – ролевыми играми детей? __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

8 Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры? _________________________________________________________________________

 9 Разрешаете ли вы друзьям приходить к вашему ребенку? __________________________________________________________________________________

 10 Наблюдаете ли вы, как дети играют ? Помогаете ли вы налаживать отношения между детьми? __________________________________________________________________________________

                                   «Советы родителям»

Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно – образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта), двигательные

( различные каталки, коляски, спортивные игрушки), строительные наборы

 ( деревянные объёмные геометрические формы), дидактические ( разборные башенки, пирамидки, мазаики и т. п.), игрушки- забавы, полуготовые игрушки (которые можно доделать самому ребенку). Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки, конструктор. Если сын не приучен с ранних лет играть сюжетно – образными игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта, матроса, а дочери – техническую игрушку. Отведите удобное ребенку место для игр, найдите время поиграть с ним. Включаясь в игру детей, старайтесь ненавязчиво советовать, подсказывать сыну, дочери, во что и как играть, как выполнять взятую на себя роль. Участие взрослых в игре и их отношение к кукле, мишке – пример поведения и отношений к ним ребенка. Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, ещё лучше – отдельный игровой уголок. Книги, пластилин, карандаши – не игрушки. Выделите для них особое место для занятий ребенка дома. Эти учебные пособия развивают детское мышление, приучают к систематическим занятиям, усидчивому труду. Купив новую игрушку, покажите ребенку, как с ней можно играть, подскажите ,как её использовать в сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игр с ней. Например, устройте для куклы комнату, «пригласите» все игрушки на « день рождения». Поиграйте вместе с ребенком, пригласите по возможности сверстников или детей, близких по возрасту. Помогите им распределить игровые роли, составьте простой игровой сюжет, следите за взаимоотношениями детей, учите их правилам общения. Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой. Взрослым игры помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся личности дошкольника