НОД по теме «Лесные загадки»

Корельская Елена Витальевна,

воспитатель МБДОУ Детский сад №148 г. Архангельск

 

Цель: формировать у детей интерес к окружающему миру,  реалистическое представление об окружающей природе, желание стать другом природы, беречь ее и охранять;

— расширять представления и знания детей о лесе, его обитателях;

— развивать речь детей, внимание, умение анализировать содержание вопросов, загадок и давать полный содержательный ответ на них; активизировать прилагательные, развивать умение образовывать прилагательное от существительного;

— воспитывать экологическую культуру;

Материал:

Плоскостные изображения листьев (берёза, рябина, осина, ива, дуб, клён),

изображения грибов, цветов.

Куклы бибабо Незнайка и Лесовичок.

Знаки, обозначающие правила поведения в природе.

Запись музыки «Звуки леса», «Времена года», фонограмма песни из кинофильма «Приключения Красной шапочки». Магнитофон.

Мяч, мусор, 2 веника, корзина с фруктами.

(дети под песню из кинофильма «Приключения Красной Шапочки» входят в зал и садятся на стульчики)

Придумано кем-то и просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро»

-Здравствуйте! – скажем, и солнцу и птицам,

— Здравствуйте! – милым улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым

Пусть доброе «Здравствуйте» слышно и вечером.

(звучит запись музыки «Звуки леса»)

— Ребята! Посмотрите, какая красота вокруг: все цветет и зеленеет. Я приглашаю вас всех в лес, ведь сегодня в лесу праздник – День рождения леса. Давайте поздравим всех обитателей леса с этим праздником. Как красиво в лесу! А вот и березка – красавица, здесь кто-то сидит, но кто же это? Кто вы, дедушка?

(под деревцем сидит Лесовичок)

Лесовичок: — Я – старичок Лесовичок, охраняю этот лес. С чем вы пожаловали ко мне с добром или злом? (ответы детей). Это хорошо, а то есть дети, которые ломают ветки, рвут цветы, обижают птиц и лесных зверей.

Ведущий: — Лесовичок, пропусти нас в лес, в это волшебное, зеленое царство. Мы пришли поздравить всех обитателей леса с праздником.

Лесовичок: — Я пропущу вас в лес, только тогда, когда узнаю, что вы любите лес и много о нем знаете.

Ведущий: — Хорошо, послушай стихотворение о лесе.

«Здравствуй, лес! »

  1. Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

  1. Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

  1. Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы свои.             (С. Погореловский).

Воспитатель: — А еще наши дети знают пословицы и поговорки о лесе.

Невысок лесок – а от ветра защита.

Срубил дерево – посади два.

Зеленое царство – лучшее лекарство.

Рощи да леса – всему свету краса.

Больше снега – больше хлеба.

Больше леса – больше снега.

По лесу ходи – под ноги гляди…

Лесовичок: — Молодцы, ребята! И стихотворения, и пословицы о лесе. А вот послушайте загадку. Отгадаете ее – пропущу вас в свое царство.

 «Кто на зиму раздевается, а на лето одевается? »   (Дерево)

 Д/и «С какого дерева лист»

(дети под музыку гуляют, когда музыка остановится, подходят к листьям, называют дерево, образуют прилагательное «какой лист»)

Лесовичок: — Ай да молодцы! Никому никогда не удавалось так быстро загадку мою отгадать. Теперь я расскажу о трех правилах, которые надо знать тем, кто к нам в лес приходит.

1 правило – не сори!

2 правило – не шуми! Будите шуметь — распугаете птиц, они останутся голодными и перестанут петь свои песенки.

3 правило – не губи! В лесу ничего лишнего нет. Не рви цветы, не ломай, не бросай камни в лягушку, не дави муравьев. Все живое связано между собой.

Повторите эти правила со мной, хорошенько запомните их и можете идти в лес. (дети повторяют 2 раза «Не шуми, не губи, не сори! »)

Ведущий: — Давайте еще раз повторим правила поведения в природе.

Д/и «Правила поведения в природе»

(дети должны рассказать, что обозначает знак, обозначающий правила поведения в природе)

Лесовичок: — Справились вы с этим заданием.

Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем!

— Добро пожаловать в волшебное царство леса! А мне пора свои владения обходить, за порядком следить (Лесовичок уходит)

Ведущий: — Как красиво в лесу! Шумят осинки и березки.

По волшебному пути,

В сказку можем мы войти.

Музыка сейчас раздастся,

В сказку нам попасть удастся. (звучит музыка из альбома «Времена года»)

 — Посмотрите, как красиво в лесу, вот на лесной полянке расцвели цветы. Разноцветные цветы: желтые и белые, голубые и красные. А как они называются, вы знаете?

Загадки о цветах

  1. В беленьких платьицах, желтые глазки.

Ты назовешь их без всякой подсказки.    (ромашки)

  1. Цветок с лепестками различной окраски,

С красивым названием …..        (анютины глазки)

  1. Видел я такой цветок: золотистый ободок,

Долго он в траве сидел, стал седым и улетел.     (одуванчик)

  1. С синевою неба дружат эти милые цветы.

Я их знаю, знает Ксюша, ну а знаешь ли их ты?     (незабудки)

  1. Белые фонарики на зеленой ножке.

Я их летом встретил на лесной дорожке (ландыши)

(Дети отгадывают загадки, находят изображение цветка)

Лес – это дом не только для деревьев, цветов, но и для лесных обитателей.

Д/и «Кто живет в лесу? »  (с мячом)

 (дети называют животных и птиц, насекомых, обитающих в лесу)

Ведущий: — Справились вы с этим заданием. Слышите, кто-то в лес пожаловал.

(Раздается музыка, появляется Незнайка. Он ест конфеты, бросает фантики, пьет воду из бутылочки и тоже ее бросает)

Незнайка: — Посмотрите, как у вас на полянке грязно, а мусора-то!

Ведущий: — Ты зачем, Незнайка, намусорил на лесной полянке?

Незнайка: — Это не я, это они! (показывает на детей)

(появляется Лесовичок)

Лесовичок: — Ох – ох! Ч то же это делается? Это кто намусорил в моем лесу, на лесной полянке и не убрал за собой? (дети показывают на Незнайку)

 Ведущий: — Не расстраивайся, Лесовичок, мы тебе поможем и наведем порядок на лесной полянке.

П/и «Чья команда соберет быстрее мусор? »

(дети делятся на две команды и по сигналу начинают убирать мусор)

Лесовичок: — Спасибо за помощь! Вы ребята, помогли мне лес спасти.

Если не убирать мусор в лесу, то может случиться беда. Как вы думаете, какая?

* Если оставить в лесу ржавые железные банки, то …

(животные и люди могут обрезаться о них)

* Если не убрать стеклянные банки за собой в лесу после отдыха, то…….

 (они разобьются и осколками поранятся люди и животные. А еще от маленького осколка стекла может загореться сухая трава в лесу и начаться пожар).

* Можно ли оставлять пластиковые бутылки в лесу?

(нет, они долго будут лежать в лесу; лучше взять их с собой и выбросить в мусорный контейнер. А еще можно из бутылочек смастерить совочки, вазочки, ведерки)

Незнайка: — Я все понял и больше не буду мусор оставлять в лесу. А знаете, ребята, мне очень нравиться гулять в лесу. Я люблю собирать ягоды, грибы.

Ведущий: — На полянку за грибами, трудный и опасный путь.

                    По болоту, через кочки ты внимательнее будь!

П/И«По болоту, через кочки»

(дети перепрыгивая с кочки на кочку, добираются до флажков – финиша)

Ведущий: — Болото мы перешли, а вот и лесная полянка грибная! Знаешь ли ты грибы, Незнайка? Ведь среди них есть и ядовитые!

Д/И «Знаешь ли ты грибы? »

(дети должны угадать гриб, изображенный на картинке, назвать его и объяснить, съедобный он или ядовитый)

Незнайка: — Справились вы с этим заданием. Хотелось бы мне знать, справитесь ли Вы с моим новым заданием?

Д/И «Назови одним словом»

  1. Волк, лиса, медведь, енот, заяц – это (дикие животные)
  2. Малина, земляника, голубика — это (ягоды)
  3. Ель, сосна, береза, дуб, осина — это (деревья)
  4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка — это (птицы)
  5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые)

Ведущий: — Не только стрекозы и бабочки живут в лесу, но и светлячки и букашки.

Лесовичок: — Очень красиво в нашем лесу.  Справились вы, ребята, со всеми заданиями, узнали много о лесе, его обитателях, вспомнили, как бережно надо относиться к природе. Можете гулять в нашем лесу, любоваться его красотой. А за то, что вы так любите лес, приготовил для вас я подарок.

 (дарит корзину с фруктами)

Незнайка: — Вот вам, дети наш подарок! Растите добрыми, любите и берегите лес!

Лесовичек: — И тогда лес порадует нас всех веселым пением птиц, красивыми цветами и сладкими ягодами.

Ведущий: — Спасибо тебе, Лесовичок за этот чудесный подарок! А вот это подарок для всего леса, пусть все ваши гости помнят, как надо себя вести в нем (вручает знаки поведения в природе, изготовленные детьми). До свидания! До новых встреч!

 (дети под музыку выходят из зала)