Людмила Ивановна Важинская, воспитатель, МКДОУ «Бутурлиновский детский сад №5
Цель: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношения к природе.
Задачи:
- Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу).
- Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться. Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
- Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе.
Содержательные компоненты образовательных областей: «Физическое развитие»(приобретение опыта в двигательной деятельности);
«Познавательное развитие» (развитие любознательности и интересов детей; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов, планете Земля, как общем доме людей;
«Речевое развитие» (владение речью, как средством общения и культуры);
Социально – коммуникативное развитие» (формирование поведения).
Предварительная работа:
- Беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой, опыт по очистке воды (дети пропускали загрязненную воду через простой фильтр (воронка с ватой, обращение детей, как изменилась вода после очистки (делали самостоятельные выводы, игры с воздушными шарами; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С. Я. Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева. Изготовление подарков гостям (аппликация «Ромашка», аппликация «Рыбки»).
Материалы.
Плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, запрещающие знаки, картинки с пищевыми цепочками.
Ход занятия.
- Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе. На письме написано, большими буквами «Очень важно»и «Срочно!»Письмо от доктора Айболита. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш доктор Айболит.»
Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да)
Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Вот и нам он нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.
Физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)
-Ну вот, мы и прилетели.
Дети подходят к плакату на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.
-Ребята что то на этой картинке не так, Разве так выглядит цветочный городок? (Нет, в цветочном городке красивая природа и солнышко, а здесь всё тёмное и огромный чёрный завод, и леса нет) Верно.
Вопросы к детям: — Как вы думаете, ребята, что же в этом городке произошло? (Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду).
-А что стало с речкой? (Она загрязнилась, от сточных вод с завода)
— А может ли рыба жить в такой реке? (Нет, вода слишком грязная)
— А куда исчез лес и пропали лесные звери? (Лес вырубили, А зверям негде стало жить)
— А как бы вы поступили на месте этих жителей? (Не вырубали лес, не загрязняли воду)
— А что будет с этим жителями? (Если они не исправят ситуацию, то будут болеть)
Ребята давайте поможем исправить ситуацию!
- Дети подходят к столу.
Дидактическая игра «Исправь ситуации».
Ребята скажите, а чем и как мы дышим? (воздухом, носом, иногда ртом)
— А может мы вообще не дышать? (нет нельзя, без этого человек не может жить)
-Можем мы дышать грязным воздухом? (можем, но это плохо, мы будем болеть, нам будет плохо)
— Что мешает воздуху быть чистым? (Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин)
— А может сейчас человек прожить без машин, заводов и фабрик? (Ему будет тяжело без них)
Что нужно сделать что бы природа не страдала? (Надо на трубы ставить фильтры, беречь лес)
- Ставим фильтры.
— Мы знаем, что растения помогают очистить воздух, как они помогают? (Выделяют кислород).
— Получается, чем больше будет растений, тем больше будет кислорода.
Что мы с вами можем сделать, что б воздух стал еще чище? (Посадить деревья, кустарники, цветы и т. д.) , но сначала нужно убрать весь мусор.
- Очищаем реку, убираем мусор (мусор зачеркивается, приклеиваем травку, цветы).
Молодцы ребята.
- Сажаем деревья (приклеиваем деревья, кустарники, цветы на ватман, где изображен Цветочный городок). (Исправляем ситуацию).
Пальчиковая гимнастика.
Мы тихонько в лес зайдем.
пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем?
одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют.
одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
Тики-ти, тики-ти,
два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
Животных мы хотим найти.
одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)
дети по очереди называют диких животных
- Прикрепляем картинки с животными (на наш плакат с экологическими проблемами).
Ребята, а ведь всё живое вокруг взаимосвязано между собой. Я вам предлагаю выложить пищевые цепочки:
Растения – гусеница – птицы
Растения – мышка – сова
Растения – заяц – лиса
Насекомые – ежи
Грибы – белка — куницы
Молодцы ребята!
- Вешаем запрещающие и напоминающие знаки для жителей цветочного городка:
— Ребята, а что должны делать жители Цветочного городка, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие и запрещающие знаки им подскажут? Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
— Не рубить деревья и кустарники — деревья очищают воздух, плоды деревьев являются кормом для животных
— Не разводить костры под деревьями — может возникнуть пожар и погибнет всё живое
— Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
— Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам
— Не ловить бабочек, они красивы, как и цветы, невесомы и ранимы
— Не разорять гнёзда птиц — они радуют нас своими песнями
— Не брать домой детёнышей зверей-лес дом для них
— Не разорять муравейники — они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо
(Дети выбирают соответствующие знаки: не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ядовитые грибы ногами, не жги костры, не мусори в лесу).
Ребята, мы все поправили и помогли жителям цветочного городка.
- На заводе поставили очистительные сооружения.
- Убрали весь мусор.
- Почистили реку.
- Посадили деревья в лесу.
И осталось нам запустить в реку рыбок.
Дети приклеивают на ватман рыбок, где нарисована река.
Молодцы ребята.
(Двое детей рассказывают стихотворение о природе)
Н. Рыжова
— Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,Никогда не забывайМусор с травки убирать.Зря цветы не надо рвать!Из рогатки не стрелять,Ты пришел не убивать!Бабочки пускай летают,Ну, кому они мешают?Здесь не нужно всех ловить,Топать, хлопать, палкой бить.Ты в лесу – всего лишь гость,Здесь хозяин – дуб и лось.Их покой побереги,Ведь они нам не враги!Ребята, понравилось вам наше путешествие?-Да!А теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой, Проводиться повторно физкультминутка «Воздушный шар»Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. Мы хотим опять назад, в наш любимый детский сад!Вот мы и вернулись!Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка. подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.А теперь ребята хотят подарить подарки, сделанные своими руками (Аппликация из бумаги, Цветы) для наших гостей!За вашу помощь жители цветочного городка приготовили вам сюрприз (угощения детям).
- КВН «Юный защитник природы» (50%)
- «Царица Вода в гостях у ребят» (развлечение для детей подготовительной группы) (50%)
- Родительское собрание по теме: «Учимся любить природу» (50%)
- Экологический праздник в старшей группе «Берегите Волгу-матушку» (50%)
- Отчёт об экологическом воспитании детей 5 лет (50%)
- Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве .Занятие по теме: "Через добрые дела можно стать юным экологом" (RANDOM - 50%)