План работы по самообразованию по теме: «Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края»

МБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида

 

Выполнила: воспитатель

Параничева А.П.

 

 

Актуальность:

Многообразие животного мира нашей планеты огромно. Современные информационные средства позволяют нам увидеть многих животных достаточно близко и детально в популярных телепередачах о мире живой природы, что бесспорно может способствовать обогащению представлений детей о природе нашей планеты. Вместе с тем у таких средств есть и существенные недостатки. Детям крайне важно и интересно не только увидеть, но и действовать. Лишь в общении со взрослым, в процессе содержательных бесед и наблюдений возможно формирование осознанно-правильного отношения  к природе.

Еще одна существенная проблема – недостаточная экологическая образованность взрослых людей, как воспитателей, так и родителей, к которым с вопросами о мире природы обращаются дети. Невежественное поведение взрослых людей в природе воспринимается детьми за образец. В результате экологические проблемы становятся все более насущными. Экологически необразованный человек нарушает экологическое равновесие, уничтожает своими действиями редкие виды растений, насекомых, птиц и других животных. Поэтому столь важной проблемой является раннее приближение детей к миру природы, особенно к тем ее объектам, которые доступны для наблюдения, разговора о них, и даже взаимодействия с ними.

В связи с этим мне  хотелось бы остановиться на вопросе особенностей ознакомления детей с миром птиц, и тех сложностей, которые могут возникнуть в процессе ознакомления детей с птицами.

Этапы работы

Содержание

Сроки

Выход.

Результативность

1 этап Теоретический

 

 

 

1.Изучение методической литературы

1.         О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, «ДЕТСТВОПРЕСС»,

2003 г.

2. С.Н. Николаева  Система экологического воспитания

детей

в дошкольном учреждении. М.,

2005 г

3. Бейчек В., Штястны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. — Москва: Лабиринт-пресс, 2004.

В течение

года

Выписки в тетрадь

2. Изучение нормативных документов

1.    Федеральный государственный стандарт.

2 .Адаптированная основная образовательная программа

МБДОУ «Детский сад № 67»    компенсирующего вида.

 

В течение

года

 

3. Изучение опыта работы других

педагогов

 

1.Посещение ресурсного центра

МБУ ДО «Эколого-биологический центр».

2.Посещение методических мероприятий ДОУ.

3.Использование интернет ресурсов.

В течение учебного

года

Выписки в тетрадь.

Перечень

используемых

интернет ресурсов

2 этап

Прогности-

ческий

 

 

 

Изучение опыта

состояния по данной теме

Диагностика (выявление уровня

развития детей)

Октябрь

 2017г.

Справка по результатам диагностики

Постановка

целей и задач

дальнейшей

работы

Составление перспективно-

тематического плана работы с

детьми

 

Октябрь-

ноябрь 2017г

 

Согласование с

Администрацией

ДОУ.

Разработка системы

 мероприятий

по решению проблемы.

Внесение в перспективно –

тематический план

работы с детьми

Октябрь-

ноябрь 2017г

 

Согласование с

Администрацией

ДОУ.

Планирование работы по взаимодействию с родителями и специалистами

Составление плана работы с родителями. Анкетирование  родителей

Октябрь-

ноябрь

 2017 г.

Согласование с

Администрацией

ДОУ.

3 этап

Практический

 

 

 

1. Проведение

коррекционно-
развивающей

работы с детьми

Формы работы:

подгрупповая,

групповая;

ООД,

совместная деятельность детей с взрослыми,

продуктивная деятельность,

самостоятельная деятельность,

(разыгрывание ситуаций, чтение

произведений, проведение

игр- упражнений, дидактических

игр, беседы, использование

схем и моделей, рассматривание

иллюстраций и альбомов и т.д.)

 

Октябрь 2017-

апрель 2018гг.

Пополнение

творческой папки,

конспектирование

разработанных

мероприятий

2. Обогащение

предметно-

развивающей

среды

Подбор дидактического материала,

художественного слова,

иллюстраций, приобретение

пособий, игр, игрушек,

изготовление схем и моделей

 

 

Октябрь 2017-

апрель 2018гг

Представление пособий. Самоанализ

предметной среды.

3.Проведение

работы с родителями

Смотреть перспективный план

работы с родителями

В течение

года

Справка с перечнем проведённых мероприятий

4. Повышение

профессиональной

компетентности

Участие в методической работе

ДОУ и города

 

Написание докладов

и сообщений

4 этап

Результативный

 

 

 

1. Анализ проведённой

работы

Итоговая

диагностика

Апрель-

май 2018гг.

Справка с

результатами и

выводами

диагностики

2. Подведение итогов работы

Самоанилиз проведённой

работы

Апрель 2018г.

Написание отчёта

3. Обобщение

опыта работы

Написание доклада.

Методическая разработка

раздела образовательной

программы

Март-май

2018г.

Представление отчета о проделанной работе на педсовете с

использованием

компьютерной

презентации. 

 

Цель:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

-создание необходимых условий и системы эффективной работы  с детьми по экологическому воспитанию.

-расширить и обобщить знания детей о птицах через различные виды деятельности.

 

Задачи:

-формирование элементарных представлений о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);

-формирование представлений  детей о разнообразии мира птиц

— формирование умения и навыков наблюдения за птицами;
— формирование желания у детей беречь птиц.

 

Ожидаемые результаты от педагога:

переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;

совершенствование предметно- развивающей среды.

Ожидаемые результаты от детей:

— воспитание защитников экологии;

— творческая активность воспитанников.

-формирование осознанного действенного отношения к птицам.

-систематизация знаний детей о птицах.

Ожидаемые результаты от родителей:

-активное участие

Работа с родителями:

участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала;

анкетирование;

консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в повседневной жизни»;

-совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц;

-проведение индивидуальных бесед;

-изготовление лепбука «Птицы»;

— консультация: «Роль  дидактической игры в развитии ребенка»

 

 

Работа с детьми:

  1. формирование элементарных представлений о птицах.

-рассматривание картинок с изображением птицы. Показать части тела птицы. Рассматривание картинок с изображениями: птица летит, сидит на веточке, клюёт, строит гнездо, кормит птенцов.

— чтение: Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».

-подвижные игры:

«Воробушки и кот»; — «Воробушки и автомобиль»; — «Большая птица».- «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята».

— игровые упражнения «Покажи часть тела птицы».

— игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах».

-слушание: аудио «Голоса птиц»

-д/и: «Когда это бывает»

   «Кто как кричит?»

   «Кого не стало?»

   «Чей голос?»

   «Подбери крылышко по цвету»

  1. формирование представлений детей о разнообразии мира птиц.

-рассматривание фотографий разных видов птиц.

-подвижные игры: «Перелет птиц», «Гуси-лебеди», «Найди своё гнездо»

— чтение: А.Толстой «Умная галка», М.Пришвин «Дятел».

— развлечение: «Птичьи голоса».

— коллективная аппликация «Птицы на кормушке».

— игры имитации: «Мы птички», «Узнай меня, я- птица…».

-д/и: «Найди пару»

«Что за птица?»;

 «Освободите птичку из клетки».

«Составь картинку из частей».

«Лишняя картинка».

  1. формирование умения и навыков наблюдения за птицами.

наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: особенности строения тела;

-наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада:  повадки разных птиц

-наблюдение: «Чьи следы?»

-наблюдение весной: « Птицы, что изменилось в поведении весной?», «Гнездо среди ветвей»

  1. формирование желания у детей беречь птиц

— чтение стихотворений:А. Прокофьев «Снегири»; В. Стоянов «Воробей»;Р. Бухараев «Кормушка».

— просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

— настольно-печатные игры: лото «Птицы»,Разрезные картинки, Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

— занятие по экологии «Поможем птицам зимой»

— участие в акции «Птичья столовая»

— беседа на тему: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода». Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя)

-д/и: «Летает – не летает»,

«Найди такую же»,

Игра с прищепками «Птичка»,

«Найди пару»

«Помоги дятлу найти еду»

 

В перспективе ставлю перед собой задачи:

 

  1. Совершенствовать использование в своей деятельности современных технологий.
  2. Разработать дидактические игры экологического содержания
  3. Вызывать желание детей применять разнообразные игры в самостоятельной деятельности.

4.Продолжать работу по самообразованию.