Конспект НОД по развитию фонетической системы языка в подготовительной к школе речевой группы (ОНР, 3ур) второй год обучения
Ванаг Татьяна Сергеевна, учитель-логопед МДОУ Детский сад №240 «Ручеек», Волжского района, г. Саратова
Цель. Закрепить правильное произношение звука «О»
Задачи:
Коррекционно – образовательные.
- продолжать учить детей определять позицию звука в слове;
- упражнять в фонематическом анализе – синтезе слогов;
- совершенствовать навыки словоизменения (преобразование существительных множественного числа в существительные единственного числа);
- упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Коррекционно – развивающие.
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух, слуховую и зрительную моторику, логическое мышление;
Коррекционно – воспитательные:
- способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование.
Зеркала, игрушка зайка, стрелка, изображение школы; слайд № 1(осень, зонт, облако, листок, дождь), слайд №2 (ведро, перо, окно, крыло, кольцо, бревно, колесо, седло), слайд №3 (кот Том – тапки, осы, малина), листья, звонок, цветные карандаши, слайд №4 (картинки с изображением осенней природы)
Ход занятия.
- Произнесение изолированного звука «О» с эмоциональной окраской.
Логопед. Дети, какое сейчас время года? Как красиво осенью в лесу! Вы хотите оказаться в осеннем лесу? Представьте, что вы осенние листочки и вас закружил ветерок (Дети под музыку кружатся)
Логопед. Мы оказались в волшебном осеннем лесу.
— Как здесь восхитительно! О – О
— Посмотрите, зайка! Удивились: О – О
— Мы не сможем к нему подойти близко, он испугается; огорчились: О – О
— Не переживайте, мы много увидим красивого в осеннем лесу. Посмотрите, рядом с зайкой указатель. Как вы думаете, куда эта стрелка ведет? (в лесную школу). Давайте проверим (дети под музыку идут к столам, садятся)
— Молодцы, догадались.
- Сообщение темы занятия (дети садятся за столы)
Логопед загадывает детям загадки про дождь, осень, листок, зонт и облако.
— Давайте вспомним слова – отгадки (осень, зонт, облако, листок, дождь) (слайд № 1)
— Какой звук чаще всего встречается в словах? (О) Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком «О»
- Характеристика звука «О» по артикуляционно – акустическим признакам.
Логопед. Произнесите звук «О», глядя в зеркало. Что делают губки, когда мы произносим этот звук? (вытягиваются в овал)
— Давайте проверим, какой это звук? (гласный или согласный)
— Есть ли во рту преграда? Можем ли мы пропеть этот звук? (да, значит он гласный) Хорошо!
- Анализ и синтез слогов.
Логопед. Я буду произносить звуки раздельно, а вы произносите их слитно:
О, К – ОК; О, П – ОП; О, М – ОМ.
— Правильно, молодцы!
- Образование единственного числа существительных от множественного числа (слайд №2)
Выделяем звук «О» в конце слова: крылья – крыло, перья – перо, окна – окно, колёса – колесо, сёдла – седло, кольца – кольцо, бревна – бревно)
— Назовите слова со звуком «О» в конце, выделяя звук «О» (слайд № 3)
— Скажите, какое сейчас время года? (осень)
- Физминутка «Осень» (с листьями) под музыкальное сопровождение
Осень в гости к нам пришла, свои краски принесла.
Желтые и красные листочки разные.
Ветер дунул: раз, два, три, полетели, посмотри,
Покружились и упали землю золотом устлали.
- Угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции.
Логопед. Какие гласные звуки мы с вами выучили: А, У, И.
Сейчас я буду произносить гласные звуки, а вы внимательно смотрите на меня и определите, какой звук я произнесла: А, О, У, И…Как вы определили, какой звук я произношу?
А теперь, кто — то из вас будет произносить звуки, а мы отгадаем, какой это звук (спросить одного — двоих детей). Обратить внимание детей на артикуляцию гласных звуков при показе.
- Угадывание слова по первым звукам названий картинок.
Логопед. К нам пришел веселый кот.
Картинка кот (слайд №3) Картинки: тапки, осы, малина.
Логопед. Догадайтесь, как зовут кота. (ТОМ)
— Сколько звуков в слове ТОМ? Какой первый звук, второй, третий?
— Сколько слогов в слове ТОМ? Почему?
Закрепить правило, сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Найти место звука «О» в словах.
Логопед. Нарисуйте красный квадрат в прямоугольнике на том месте, где слышится звук «О»
(рисунки: бочка, зонт, пальто)
Дети выполняют.
— Где стоит звук «О» в слове бочка? в слове зонт? в слове пальто? Молодцы.
Логопед. Назовите время года, в названии которого звук «О» стоит в начале слова (осень)
- Пальчиковая гимнастика «Осень» с музыкальным сопровождением
Один, два, три, четыре, пять (дети загибают пальчики на правой руке,
Будем листья собирать начиная с мизинца)
Листья березы, листья рябины (дети загибают пальчики на двух руках,
Листья у тополя и у осины начиная с большого пальца)
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем (руки поднимают вверх)
— Какой букет отнесем маме? ОСЕННИЙ
— Очень хорошо выполняли упражнения.
- Подобрать определения к существительным (слайд №3)
Логопед: Дети, скажите осень, какая? (поздняя, ранняя, золотая, унылая, радостная, сказочная)
Составьте предложения со словом «осень». Определите, сколько в них слов.
Звенит звонок.
Логопед. Что это прозвенело? Должна вас огорчить. Нам пора покинуть школу и вернуться в детский сад, потому что скоро вернутся лесные жители, и мы не должны им мешать. (Дети встают со своих мест)
Дети под музыку кружатся и возвращаются в детский сад.
Итог. С каким звуком познакомились? Какой это звук? Почему?
Дети, а что мы взяли на память об осеннем лесе? Мы нарвали рябины, наломали веток? Мы взяли себе на память только воспоминания о красоте осеннего леса.
Вы все большие молодцы. Занятие закончено, спасибо, до свидания!
- Конспект занятия по зрительно-пространственной ориентировке для детей старшей группы с амблиопией и косоглазием по теме: «План группы» (50%)
- Взаимодействие ДОУ и родителей в системе обучения дошкольников формированию безопасного поведения на улице у детей с ЗПР (50%)
- Индивидуальная программа психолого - педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии на 2015 – 2016 г. (50%)
- Консультация на тему: «Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками» (50%)
- Обучение старших старших дошкольников в условиях МДОУ комбинированного вида (50%)
- «Организация внеурочной деятельности с учетом ФГОС» (RANDOM - 50%)