«Звук О»

Конспект НОД по развитию фонетической системы языка в подготовительной к школе речевой группы (ОНР, 3ур)   второй год обучения

Ванаг Татьяна Сергеевна, учитель-логопед МДОУ Детский сад №240 «Ручеек», Волжского района, г. Саратова

 

Цель. Закрепить правильное произношение звука «О»

Задачи:

Коррекционно – образовательные.

  • продолжать учить детей определять позицию звука в слове;
  • упражнять в фонематическом анализе – синтезе слогов;
  • совершенствовать навыки словоизменения (преобразование существительных множественного числа в существительные единственного числа);
  • упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Коррекционно – развивающие.

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух, слуховую и зрительную моторику, логическое мышление;

Коррекционно – воспитательные:

  • способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование.

 Зеркала, игрушка зайка, стрелка, изображение школы; слайд № 1(осень, зонт, облако, листок, дождь), слайд №2 (ведро, перо, окно, крыло, кольцо, бревно,  колесо, седло), слайд №3 (кот Том – тапки, осы, малина), листья, звонок, цветные карандаши, слайд №4 (картинки с изображением осенней природы)

Ход занятия.

  1. Произнесение изолированного звука «О» с эмоциональной окраской.

Логопед. Дети, какое сейчас время года? Как красиво осенью в лесу! Вы  хотите оказаться в осеннем лесу? Представьте, что вы осенние листочки и вас закружил ветерок (Дети под музыку кружатся)

Логопед.  Мы оказались в волшебном осеннем лесу.

— Как здесь восхитительно! О – О

— Посмотрите, зайка! Удивились: О – О

— Мы не сможем к нему подойти близко, он испугается; огорчились: О – О

— Не переживайте, мы много увидим красивого в осеннем лесу. Посмотрите, рядом с зайкой указатель. Как вы думаете, куда эта стрелка ведет? (в лесную школу). Давайте проверим (дети под музыку идут к столам, садятся)

— Молодцы, догадались.

  1. Сообщение темы занятия (дети садятся за столы)

Логопед загадывает детям загадки про дождь, осень, листок, зонт и облако.

— Давайте вспомним слова – отгадки (осень, зонт, облако, листок, дождь) (слайд № 1)

— Какой звук чаще всего встречается в словах? (О) Правильно. Сегодня мы с вами  познакомимся со звуком «О»

  1. Характеристика звука «О» по артикуляционно – акустическим признакам.

Логопед. Произнесите звук «О», глядя в зеркало. Что делают губки, когда мы произносим этот звук? (вытягиваются в овал)

— Давайте проверим, какой это звук? (гласный или согласный)

— Есть ли во рту преграда? Можем ли мы пропеть этот звук? (да, значит он гласный)  Хорошо!

  1. Анализ и синтез слогов.

Логопед. Я буду произносить звуки раздельно, а вы произносите их слитно:

О, К – ОК; О, П – ОП; О, М – ОМ.

— Правильно, молодцы!

  1. Образование единственного числа существительных от множественного числа (слайд №2)

Выделяем звук «О» в конце слова: крылья – крыло, перья – перо, окна – окно, колёса – колесо, сёдла – седло, кольца – кольцо, бревна – бревно)

— Назовите слова со звуком «О» в конце, выделяя звук «О» (слайд № 3)

— Скажите, какое сейчас время года? (осень)

  1. Физминутка «Осень» (с листьями) под музыкальное сопровождение

Осень в гости к нам пришла, свои краски принесла.

Желтые и красные листочки разные.

Ветер дунул: раз, два, три, полетели, посмотри,

Покружились и упали землю золотом устлали.

  1. Угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции.

Логопед. Какие гласные звуки мы с вами выучили: А, У, И.

Сейчас я буду произносить гласные звуки, а вы внимательно смотрите на меня и определите, какой звук я произнесла: А, О, У, И…Как вы определили, какой звук я произношу?

А теперь, кто — то  из вас будет произносить звуки, а мы отгадаем, какой это звук (спросить одного   — двоих  детей). Обратить внимание детей на артикуляцию гласных звуков при показе.

  1. Угадывание слова по первым звукам названий картинок.

Логопед. К нам пришел веселый кот.

Картинка кот (слайд №3) Картинки: тапки, осы, малина.

Логопед. Догадайтесь, как зовут кота. (ТОМ)

— Сколько звуков в слове ТОМ? Какой первый звук, второй, третий?

— Сколько слогов в слове ТОМ? Почему?

Закрепить правило, сколько в слове гласных, столько и слогов.

  1. Найти место звука «О» в словах.

Логопед. Нарисуйте красный квадрат в прямоугольнике на том месте, где слышится звук «О»

(рисунки: бочка, зонт, пальто)

Дети выполняют.

— Где стоит звук «О» в слове бочка? в слове зонт? в слове пальто? Молодцы.

Логопед. Назовите время года, в названии которого звук «О» стоит в начале слова (осень)

  1. Пальчиковая гимнастика «Осень» с музыкальным сопровождением

Один, два, три, четыре, пять        (дети загибают пальчики на правой руке,

Будем листья собирать                                    начиная с мизинца)    

Листья березы, листья рябины        (дети загибают пальчики на двух руках,

Листья у тополя и у осины                            начиная с большого пальца)                                   

Листики дуба мы  соберем 

Маме осенний букет отнесем       (руки поднимают вверх)

— Какой букет отнесем маме?  ОСЕННИЙ

— Очень хорошо выполняли упражнения.

  1. Подобрать определения к существительным (слайд №3)

Логопед: Дети, скажите осень, какая? (поздняя, ранняя, золотая, унылая, радостная, сказочная)

Составьте предложения со словом  «осень». Определите, сколько в них слов.

Звенит звонок.

Логопед. Что это прозвенело? Должна вас огорчить. Нам пора покинуть школу и вернуться в детский сад, потому что скоро вернутся лесные жители, и мы не должны им мешать. (Дети встают со своих мест)

Дети под музыку кружатся  и возвращаются в детский сад.

Итог. С каким звуком познакомились? Какой это звук? Почему?

Дети, а что мы взяли на память об осеннем  лесе? Мы нарвали рябины, наломали веток? Мы взяли себе на память только воспоминания о красоте  осеннего леса.

Вы все большие молодцы. Занятие  закончено,  спасибо, до свидания!