Афанасенко Е.Г., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №27»,
г.Уссурийск
«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» Френсис Бекон.
К сожалению, в наш век новых информационныхтехнологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Как результат, школьники не любят и не хотят читать. «Жить сегодня интереснее, чем читать», — говорят они и активно живут в «другой цивилизации», где источников знаний много. Книга только один из них. Но не следует забывать, что книга важный источник информации. «Книга – это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя» (В. Сухомлинский).
Как утверждают специалисты, с одной стороны, телевидение пробуждает интерес к окружающему; например, мультфильм может стать стимулом к прочтению книги: после просмотра легче воспринимается сложный книжный текст. С другой стороны, ребенок, уже наизусть зная содержание произведения «по мультику», отказывается читать книгу. Кроме того, частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. В результате утрачивается способность к длительному сосредоточению. Телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы: дети, которые много смотрят телевизор, книгам предпочитают комиксы, у них отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.
Книга же, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Вот почему важно вовремя научить детей любить чтение.
Кто же вводит ребенка в мир книги? Прежде всего родители, детский сад, библиотека, школа и т.д. Со своей первой книгой ребенок встречается дома, сидя на коленях у мамы. Однако родители с трудом ориентируются в море коммерческой детской литературы, где яркость изданий не гарантирует качества. Большинство мам и бабушек при выборе книг опираются на свой детский опыт. Поэтому репертуар литературных произведений для семейного чтения недостаточно разнообразен, родителям не хватает педагогической подготовки, знания особенностей ребенка как читателя.
В дошкольном возрасте одной из главных задач стоит ознакомление детей с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. На сегодняшний день перед педагогами дошкольного образования в этой области стоит задача по приобщению детей дошкольного возраста к книге, формированию грамотного и вдумчивого читателя.Исследования ученных определили основные черты такого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней, он способен осмыслить её, проникнуть в замысел автора. Именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего читателя.
Детская книга всегда складывалась из двух неразрывных составляющих – слова и изображения. Художник является равноправным создателем детской книги наряду с автором. Замечательные художники (И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, Е.И.Чарушин, Е.М.Рачев и др.) посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами, на которых воспитывалось не одно поколение.
Художник приходит к ребенку, когда тот не умеет еще говорить, и наряду с родителями и автором детской книги становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Особое удовольствие дети старшего возраста получают от рассматривания смешных картинок в юмористических книгах. Это веселые книги С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто, М.Зощенко, Н.Носова, В.Драгунского, Э.Успенского. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться,посмеяться, создает в группе радостную, спокойную атмосферу, эмоциональный комфорт. Детям раннего возраста иллюстрация помогает понять содержание книги, поэтому в книгах для маленьких иллюстрация занимает большую часть страницы. Именно в раннем возрасте формируется интерес, представление о книге как об особом предмете, к которому необходимо относиться бережно. В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по развитию у детей интереса к книге и книжной иллюстрации, формируется внимательное и бережное отношение к книге,желание чаще общаться с ней. Дошкольнику книга нужна, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой.
Все это возможно, если подбирать для чтения разные, но хорошие книги, организовывать чтение как непринужденное, добровольное занятие,проводить книгу через весь образовательный процесс. Хороших и интересных книг очень много и невозможно прочитать их все даже за большой период дошкольного детства. Чтобы увлечь детей и заинтересовать, и в то же время не упустить важного для развития, воспитателю необходимо правильно подобрать книги для чтения в соответствии с возрастом, разнообразные по темам и жанрам. Образовательной программой рекомендован список художественных произведений для каждой возрастной группы, но это лишь минимум, который должен быть освоен в течение года. При этом, знакомство с литературными произведениями ни в коей мере не заканчивается занятием. У детей дошкольного возраста есть важная особенность – постоянная потребность в многократном восприятии одних и тех же стихов, рассказов, сказок. Об этой потребности прекрасно сказал великий знаток детства Я.Корчак: « Одна и та же без конца повторяемая сказка – словно соната, словно любимый сонет, словно скульптура, без которой день не в день, сер и бецветен». Не имея возможности еще раз вернуться к тому или иному прочитанному произведению, воспитатель в свободные часы доставляет детям удовольствие от новой встречи с полюбившейся книгой.
Таким образом, свободное время воспитатель активно использует для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги — это специально выделенное и оформленное место в групповой комнате,где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь ребенок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. В уголке книги происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями. Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.А.Франсговорил: « Истинного любителя я узнаю с первого взгляда, уже по одному тому, как он касается книги…». Любовное бережное отношение к книге – одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в уголке книги.
На сегодняшний день средства массовой информации вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение. Родители должны осознавать всю важность каждодневного домашнего чтения ребенку вслух. Воспитатели детского сада должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. Детский сад должен информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. В родительском уголке необходимо помещать советы, пожелания о том, как организовать чтение ребенка в домашних условиях.
Таким образом, книга должна развивать ребенка и одновременно доставлять удовольствие. Книги помогают детям открыть тайну мира,понять человека, разобраться в сложных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы. Чтобы увлечь детей книгой, взрослым необходимо постоянно проводитьработу по ознакомлению детей с художественной литературой.
Список литературы
1Дошкольное воспитание №5,2007 Н.Куликовских Увлечь книгой.
2 Дошкольное воспитание № 6, 2009 В.Маркова, Л.Трегубова Только книга поможет обогатить мир ребёнка.
3 Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста М.: Линка-Пресс 2007, 208с.
4 Ребенок и книга М.: Просвещение 1992, 63с.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ (50%)
- «Социальное партнерство – залог подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена» (50%)
- ФГОС НОО: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (50%)
- Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (50%)
- Формирование у детей гуманного отношения к природе (50%)
- Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры для развития детей» (RANDOM - 50%)