Проект для детей младшего дошкольного возраста «Наше дерево-яблонька»

Сергеева Ирина Леонидовна, Лебедева Наталья Владимировна,

воспитатели высшей квалификационной категории,

МДОУ №*»Колосок», п.Фоминское, Ярославской области

 

Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально,
обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый
человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает.
Природа — удивительный феномен, воспитательное воздействие которого
на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа
является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний,
часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении
с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется
умение делать открытия и удивляться им.

Деревья окружают нас повсеместно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.В связи с этим, появилась идея создания проекта «Наше дерево – яблоня».

Аннотация

Срок реализации: краткосрочный (8 дней)

Вид проекта: информационно-творческий

Возраст: дети 1 младшей группы

Участники проекта: дети, родители, воспитатели

Проблема: откуда берутся яблоки на яблоньке?

Цель: формирование у детей положительного отношения к яблоне, как к живому существу.

Задачи проекта

Для детей:

Образовательные

  1. Расширить кругозор о закономерностях в природе (показать связь: цветок-опылитель-плод), через знакомство с яблоней;
  2. Дать представление о широком использовании яблок в кулинарии;
  3. Научить моделировать внешний вид растения посредством работы с бумагой.

Развивающие

  1. Развивать внимание и наблюдательностьчерез исследовательскую деятельность;
  2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка при любовании цветущим деревом, созревшими плодами;
  3. Развивать мышление, память и воображение;

Воспитательные

  1. Развивать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Для педагогов:

  1. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка;
  2. Создать условия для творческого и интеллектуального развития дошкольника;
  3. Создать условия для сотрудничества «Взрослый+ ребенок»;
  4. Привлечь к сотрудничеству семьи воспитанников;
  5. Способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросах нравственно-экологического воспитания дошкольников.

Для родителей:

  1. Стать соавторами ребенка в реализации проекта «Яблоня».

Предполагаемые результаты

  1. У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Будут знать яблоню, отличать от других деревьев;
  2. Дети будут бережно относиться к деревьям, стремиться к правильному поведению по отношению к деревьям;
  3. У детей сформируется стремление к исследованиям объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  4. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные изменения дерева в разные времена года (весна, лето);
  5. Ребята узнают значение воды тепла, почвы, насекомых, в жизни яблони.

Этапы проекта

Этапы

Деятельность детей

Деятельность педагогов.

Формы работы

Деятельность родителей

I Подгото-вительный

(весна)

1.         Знакомятся с новым деревом – яблоней.

2.         Рассматривают цветущую яблоню.

3.         Делают аппликацию «Цветущая яблоня»

 

1.     Проведение опроса  родителей с целью выявления уровня заинтересованности в совместной работе с ребенком по проекту

2.    Подбирает игры: дидактические,  сюжетно-ролевые,  настольно-печатные, словесные,

3.    Разрабатывает конспекты ОД,

Знакомство с предстоящим проектом.

II Основной

1.     Вспоминают, как выглядела яблоня весной.

2.     Моделируют веточку цветущей яблони.

3.     Знакомятся со сказочным героем Хаврошечка.

4.     Отгадывают загадки.

5.     На прогулке рассматривают кору, листья и яблоки на дереве.

6.     Знакомятся со сказкой «Крошечка – Хаврошечка»

1.                 Организует приход в группу сказочного героя  Хаврошечки. Она приносит яблоки с нашей яблони, загадывает загадки.

2.Организует на прогулке маршрут к яблоне.

3.Подготавливает с родителями материал для фотовыставки «Один раз в год сады цветут»

Оформление фотовыставки «Один раз в год сады цветут».

 

1 день

 

2 день

1.    Знакомятся с печеными яблоками, пробуют на вкус.

2.    Играют в пальчиковую игру «Яблонька».

3.    Знакомятся со сказкой «Фруктовый сад».

4.    Украшают группу яблоками к Яблочному спасу в уголке природы.

1.    Приходит Хаврошечка,которая приносит печеные яблоки.

2.    Разучивание пальчиковой игры: «Яблонька»

3.    Чтение сказки «Фруктовый сад»

4.    Готовит материал в уголок родителей «Польза яблок»

Знакомятся с материалом в родительском уголке.

 

3 день

1.    Знакомятся с сортами яблок.

2.    Учат стихотворение.

3.    На прогулке играют в хороводную игру.

4.    Участвуют в беседе «Зачем людям яблоки. Что можно приготовить из яблок?»

5.    Пробуют яблочное пюре.

1.     Экспериментальная  деятельность: «Какие яблоки вкуснее?»

2.     Заучивание стихотворения «С веток яблоки свисают»

3.     Хороводная игра «Яблоко для Машеньки»

4.     Беседа «Зачем людям яблоки. (приготовление яблочного пюре)

5.     Готовит материал в уголок родителей «Яблочный спас».

Знакомятся с материалом в родительском уголке.

 

4 день

1.     Дегустируют компотиз яблок.

2.     Рисуют яблоки.

3.     Поливают растения.

4.     Рассматривают строение яблока.

1.    Организует приход Хаврошечки, которая приносит компот из яблок.

2.    Рисование нетрадиционным способом – штампами из настоящих яблок.

3.    Трудовая деятельность «Напоим яблоньку» Исследовательская деятельность: Рассматривание строения яблока (кожица, мякоть, семечки внутри).

Приготовление яблочного компота.

 

5 день

1.   Знакомятся со сказкой «Гуси-лебеди».

2.   Участвуют в коллективной работе.

3.   Совершают поход в яблоневый сад.

4.   Рассказывают о яблоньке, как она растет.

5.   Смотрят презентацию «От семечка до яблока»

6.   Пробуют яблоки диких и садовых деревьев и сравнивают.

1.    Чтение русской народной  сказки «Гуси – лебеди».

2.    Создание коллективной работы по сказке. Рисование ладошками.

3.    Экскурсия по поселку в яблоневый сад.

4.    Беседа с детьми « Как же растет яблонька?».

5.    Презентация «От семечки до яблока».

6.    Экспериментальная деятельность: Сравнение на вкус яблок от диких и садовых деревьев.

 

 

6 день

1.    Учатся делить яблоки.

2.    Знакомятся со сказкой «Яблоко», «Мешок яблок».

3.    Рассматривают листочки яблони и сравнивают с листьями других деревьев.

4.    Знакомятся с сухими яблоками, рассматривают и пробуют их.

5.    Знакомятся, как можно сохранить яблоки на зиму.

1.    Решение логической задачи «Как разделить яблоки?»

2.    Чтение авторской сказки В. Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок».

3.    Сравнение листочка яблони с листьями других деревьев

4.    Хаврошечка приносит сухие яблочки. Дегустация.

5.    Беседа «Как сохранить яблоки на зиму»

 

 

7 день

1.    Знакомство с фруктовыми деревьями.

2.    Выполняют аппликацию.

3.    Участвуют в соревновании.

4.    Играют в игру «Семья. Сварим компот для кукол»

1.   Беседа «Что такое фруктовые деревья»

2.   Аппликация «Фруктовый сад»

3.   Игра – соревнование «Кто больше соберет яблок»

4.   Сюжетно-ролевая игра «Семья. Сварим компот для кукол»

Приготовление «Шарлотки» для чаепития

 

8 день

1.    Пьют чай с пирогами и блинами.

2.    Играют в настольные игры.

3.    Знакомятся со сказкой «Молодая яблонька».

4.    Играют в «Магазин».

1.   Приход Хаврошечки. Итоговое занятие по проекту. Чаепитие с пирогами и блинами.

2.   С/р игра «Магазин.

3.   Настольные игры по теме проекта.

4.   Чтение авторской сказки Тарасенко Л. «Молодая яблонька»

Благодарность семьям воспитанников, принявшим участие в проекте.

III Заключительный

1.Изготавливают поделки с родителями.

1.   Анализ результативности по проекту  «Наше дерево – яблоня»

2.   Презентация работы на родительском собрании

3.   Выставка совместных творческих работ

Помогают детям сделать поделки.

Итог проекта:

Дети познакомились с новым деревом – яблоней. Выяснили, откуда берутся яблоки на яблоне, и стали к ней бережно относиться, как к живому существу.Узнали, какие блюда можно приготовить из яблок, попробовали их.

Родители и дети подготовили подарки к завершению проекта.

Информационные источники:

  • «Природа и ребенок». Программа экологического образования дошкольников. Казань 2002, Р.К. Шаехова;
  • «В союзе с природой». Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми, Л.И. Грехова, 2002г.;
  • «Мир растений», А.И. Иванова;
  • «Цветы и деревья». Тематический словарь в картинках. С.А. Васильева;
  • «От Акации до Ясеня», Н.А. Рыжова;
  • http://gigabaza.ru/doc/120196.html;
  • http://pedagog.magarif-uku.ru/aliya1073/ekologicheskij-proekt-nashe-derevo-yablonya/;
  • Т.А. Шорыгина «Фрукты. Какие они?»- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003;
  • Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?»- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001;
  • М.В. Карпеева «Формирование целостной картины мира»-Центр педагогического образования, М., 2016.