Сергеева Ирина Леонидовна, Лебедева Наталья Владимировна,
воспитатели высшей квалификационной категории,
МДОУ №*»Колосок», п.Фоминское, Ярославской области
Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально,
обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый
человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает.
Природа — удивительный феномен, воспитательное воздействие которого
на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа
является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний,
часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении
с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется
умение делать открытия и удивляться им.
Деревья окружают нас повсеместно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.В связи с этим, появилась идея создания проекта «Наше дерево – яблоня».
Аннотация
Срок реализации: краткосрочный (8 дней)
Вид проекта: информационно-творческий
Возраст: дети 1 младшей группы
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Проблема: откуда берутся яблоки на яблоньке?
Цель: формирование у детей положительного отношения к яблоне, как к живому существу.
Задачи проекта
Для детей:
Образовательные
- Расширить кругозор о закономерностях в природе (показать связь: цветок-опылитель-плод), через знакомство с яблоней;
- Дать представление о широком использовании яблок в кулинарии;
- Научить моделировать внешний вид растения посредством работы с бумагой.
Развивающие
- Развивать внимание и наблюдательностьчерез исследовательскую деятельность;
- Развивать эмоциональную сферу ребёнка при любовании цветущим деревом, созревшими плодами;
- Развивать мышление, память и воображение;
Воспитательные
- Развивать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Для педагогов:
- Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка;
- Создать условия для творческого и интеллектуального развития дошкольника;
- Создать условия для сотрудничества «Взрослый+ ребенок»;
- Привлечь к сотрудничеству семьи воспитанников;
- Способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросах нравственно-экологического воспитания дошкольников.
Для родителей:
- Стать соавторами ребенка в реализации проекта «Яблоня».
Предполагаемые результаты
- У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Будут знать яблоню, отличать от других деревьев;
- Дети будут бережно относиться к деревьям, стремиться к правильному поведению по отношению к деревьям;
- У детей сформируется стремление к исследованиям объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- Дети будут уверенно отличать, и называть характерные изменения дерева в разные времена года (весна, лето);
- Ребята узнают значение воды тепла, почвы, насекомых, в жизни яблони.
Этапы проекта
Этапы |
Деятельность детей |
Деятельность педагогов. Формы работы |
Деятельность родителей |
|
I Подгото-вительный (весна) |
1. Знакомятся с новым деревом – яблоней. 2. Рассматривают цветущую яблоню. 3. Делают аппликацию «Цветущая яблоня»
|
1. Проведение опроса родителей с целью выявления уровня заинтересованности в совместной работе с ребенком по проекту 2. Подбирает игры: дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, словесные, 3. Разрабатывает конспекты ОД, |
Знакомство с предстоящим проектом. |
|
II Основной |
1. Вспоминают, как выглядела яблоня весной. 2. Моделируют веточку цветущей яблони. 3. Знакомятся со сказочным героем Хаврошечка. 4. Отгадывают загадки. 5. На прогулке рассматривают кору, листья и яблоки на дереве. 6. Знакомятся со сказкой «Крошечка – Хаврошечка» |
1. Организует приход в группу сказочного героя Хаврошечки. Она приносит яблоки с нашей яблони, загадывает загадки. 2.Организует на прогулке маршрут к яблоне. 3.Подготавливает с родителями материал для фотовыставки «Один раз в год сады цветут» |
Оформление фотовыставки «Один раз в год сады цветут». |
|
|
1 день |
|||
|
2 день |
1. Знакомятся с печеными яблоками, пробуют на вкус. 2. Играют в пальчиковую игру «Яблонька». 3. Знакомятся со сказкой «Фруктовый сад». 4. Украшают группу яблоками к Яблочному спасу в уголке природы. |
1. Приходит Хаврошечка,которая приносит печеные яблоки. 2. Разучивание пальчиковой игры: «Яблонька» 3. Чтение сказки «Фруктовый сад» 4. Готовит материал в уголок родителей «Польза яблок» |
Знакомятся с материалом в родительском уголке. |
|
3 день |
1. Знакомятся с сортами яблок. 2. Учат стихотворение. 3. На прогулке играют в хороводную игру. 4. Участвуют в беседе «Зачем людям яблоки. Что можно приготовить из яблок?» 5. Пробуют яблочное пюре. |
1. Экспериментальная деятельность: «Какие яблоки вкуснее?» 2. Заучивание стихотворения «С веток яблоки свисают» 3. Хороводная игра «Яблоко для Машеньки» 4. Беседа «Зачем людям яблоки. (приготовление яблочного пюре) 5. Готовит материал в уголок родителей «Яблочный спас». |
Знакомятся с материалом в родительском уголке. |
|
4 день |
1. Дегустируют компотиз яблок. 2. Рисуют яблоки. 3. Поливают растения. 4. Рассматривают строение яблока. |
1. Организует приход Хаврошечки, которая приносит компот из яблок. 2. Рисование нетрадиционным способом – штампами из настоящих яблок. 3. Трудовая деятельность «Напоим яблоньку» Исследовательская деятельность: Рассматривание строения яблока (кожица, мякоть, семечки внутри). |
Приготовление яблочного компота. |
|
5 день |
1. Знакомятся со сказкой «Гуси-лебеди». 2. Участвуют в коллективной работе. 3. Совершают поход в яблоневый сад. 4. Рассказывают о яблоньке, как она растет. 5. Смотрят презентацию «От семечка до яблока» 6. Пробуют яблоки диких и садовых деревьев и сравнивают. |
1. Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди». 2. Создание коллективной работы по сказке. Рисование ладошками. 3. Экскурсия по поселку в яблоневый сад. 4. Беседа с детьми « Как же растет яблонька?». 5. Презентация «От семечки до яблока». 6. Экспериментальная деятельность: Сравнение на вкус яблок от диких и садовых деревьев. |
|
|
6 день |
1. Учатся делить яблоки. 2. Знакомятся со сказкой «Яблоко», «Мешок яблок». 3. Рассматривают листочки яблони и сравнивают с листьями других деревьев. 4. Знакомятся с сухими яблоками, рассматривают и пробуют их. 5. Знакомятся, как можно сохранить яблоки на зиму. |
1. Решение логической задачи «Как разделить яблоки?» 2. Чтение авторской сказки В. Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок». 3. Сравнение листочка яблони с листьями других деревьев 4. Хаврошечка приносит сухие яблочки. Дегустация. 5. Беседа «Как сохранить яблоки на зиму» |
|
|
7 день |
1. Знакомство с фруктовыми деревьями. 2. Выполняют аппликацию. 3. Участвуют в соревновании. 4. Играют в игру «Семья. Сварим компот для кукол» |
1. Беседа «Что такое фруктовые деревья» 2. Аппликация «Фруктовый сад» 3. Игра – соревнование «Кто больше соберет яблок» 4. Сюжетно-ролевая игра «Семья. Сварим компот для кукол» |
Приготовление «Шарлотки» для чаепития |
|
8 день |
1. Пьют чай с пирогами и блинами. 2. Играют в настольные игры. 3. Знакомятся со сказкой «Молодая яблонька». 4. Играют в «Магазин». |
1. Приход Хаврошечки. Итоговое занятие по проекту. Чаепитие с пирогами и блинами. 2. С/р игра «Магазин. 3. Настольные игры по теме проекта. 4. Чтение авторской сказки Тарасенко Л. «Молодая яблонька» |
Благодарность семьям воспитанников, принявшим участие в проекте. |
III Заключительный |
1.Изготавливают поделки с родителями. |
1. Анализ результативности по проекту «Наше дерево – яблоня» 2. Презентация работы на родительском собрании 3. Выставка совместных творческих работ |
Помогают детям сделать поделки. |
Итог проекта:
Дети познакомились с новым деревом – яблоней. Выяснили, откуда берутся яблоки на яблоне, и стали к ней бережно относиться, как к живому существу.Узнали, какие блюда можно приготовить из яблок, попробовали их.
Родители и дети подготовили подарки к завершению проекта.
Информационные источники:
- «Природа и ребенок». Программа экологического образования дошкольников. Казань 2002, Р.К. Шаехова;
- «В союзе с природой». Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми, Л.И. Грехова, 2002г.;
- «Мир растений», А.И. Иванова;
- «Цветы и деревья». Тематический словарь в картинках. С.А. Васильева;
- «От Акации до Ясеня», Н.А. Рыжова;
- http://gigabaza.ru/doc/120196.html;
- http://pedagog.magarif-uku.ru/aliya1073/ekologicheskij-proekt-nashe-derevo-yablonya/;
- Т.А. Шорыгина «Фрукты. Какие они?»- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003;
- Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?»- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001;
- М.В. Карпеева «Формирование целостной картины мира»-Центр педагогического образования, М., 2016.
- «ОГОНЬ – НАШ ДРУГ, ОГОНЬ – НАШ ВРАГ» (Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)
- Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
- Проект «Хочу всё знать» (50%)
- Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Земля-наш общий дом» (50%)
- Проект по социально-личностному развитию дошкольников, посвященный космонавтике «Навстречу звездам» (50%)
- Конспект познавательного занятия «Удмуртия трудовая» (RANDOM - 50%)