Составители:
учитель-логопед
Пестова Светлана Васильевна
музыкальный руководитель
Ефремова Ольга Алексеевна
МБДОУ «Детский сад № 133», Новокузнецкий округ
Вступление.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. За последнее годы среди воспитанников в ДОУ увеличилось количество детей со стертой формой дизартрии, алалией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений для детей с ОВЗ.
Педагогу нужно так построить свою работу, чтобы стимулировать в детях стремление к самостоятельности, активности, творческому самовыражению, оценке собственных достижений с помощью речи.
Используя в играх перчатки — образы, можно успешно решать множество логопедических задач:
- Развитие чувства ритма.
- Развитие интонационной выразительности детского голоса (звуковысотность, тембр, динамичность).
- Развитие мелкой моторики.
- Автоматизация звука в слогах, в словах, в предложениях.
- Развитие связной речи.
Игры со звуками
У нас в детском саду есть настоящие волшебные шкатулки – коробочки со звуками. Стоит только приоткрыть крышку, звуки оживают!
При помощи этих игр мы можем дать возможность детям почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним, в результате чего у них развиваются диапазон речевого и певческого голоса, интонационный и фонематический слух.
Игры со звукоподражаниями помогают детям расширить представления об окружающем мире, сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. При этом формируется непринужденность звукообразования, легкость и полетность голоса.
Коробочка с секретом очень странная на вид,
Коробочка с секретом вас сегодня удивит,
Коробочка с секретом ни мала, ни велика.
Что скрывается в коробочке?
Знаешь ты наверняка!
Коробочка с секретом, что же в ней лежит?
Коробочку с секретом можем мы открыть.
Коробочка с «зимними» звуками.
Приоткрыв эту коробку, мы узнаем много интересного! Какие звуки у зимы? В каком ритме танцуют снежинки, кружась в своем снежном танце? Если тихонько потянуть за снежинку, можно узнать, что звуки бывают короткими и длинными. Вытягивая снежинку, к которой прикреплен шнур, пропеваем гласные звуки («а», «у», «о» и др.), пока не вытянем весь шнурок из коробочки.
Раскладываем короткие и длинные шнурки для сравнения на столе. Составляем из них замысловатый «танец снежинок» — спираль, волнообразную, прямые линии – вверх вниз.
Предлагаем детям, например, звук «у» (звук зимнего ветра) голосом заполнять пространство от начальной до конечной точки линии при помощи глиссандирующей последовательности звуков. Ведем по линии движения пальчиком. Играем, снижая и набирая высоту голоса, используя различные певческие регистры, с повышением и понижением интонации.
Даем детям и такое понятие, как «рисовать» голосом. Образное «рисование» снежинок в воздухе – точечно пальчиками, с пропеванием гласных звуков «а-а-а-а» или «и-и-и-и» и т.п. Используем различные образы, например: как играет ветер со снежинками, кружа их в легком танце? Можно дать каждому ребенку по одной легкой снежинке и предложить подуть на нее, положа на ладошку, — вначале как легкий ветерок, а потом как сильный северный ветер. Одновременно развиваем образное мышление и усложняем работу дыхательных мышц.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к упражнениям, необходимо облекать их в форму сказки. Слушая сказочную историю, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказки, например, о приключениях Снежинки. А придумать сказку могут сами дети!
Коробочка с «весенними» или «летними»
звуками.
Игры проводятся аналогично играм с «зимней» коробкой звуков – только эта коробка наполнена совсем другими звуками: жужжанием пчел, дуновением весеннего ветерка, «песенками» ярких цветов.
Мы «поселили» в эту коробку не только звуки, но и ритмы. Закрепляем понятие о коротких и долгих звуках, выкладывая ритмические цепочки, божьими коровками, цветами, бабочками и т.п.: ТА-ти-ти-ТА-ТА; ти-ти-ТА-ти-ти-ТА и др.
Коробочка с «осенними» звуками.
А какие звуки могут жить в этой коробке? Ну, конечно же, завывание осеннего ветра, шум дождя, шуршание опавших листьев. А еще любимые детьми ритмы: ти-ти-ТА, ти-ти, ТА.
Детям нравятся такие игры еще и потому, что в них можно играть не только на музыкальных занятиях, но и самостоятельно.
На прогулке дети продолжают закреплять полученные знания и умения: рисуют палочками на песке движение звуков и озвучивают свои партитуры голосом, выкладывают ритмические формулы камешками и ракушками, осенью – опавшими разноцветными листочками.
Дети учатся не только слышать, но и видеть музыку в окружающем их мире – в полете легкой бабочки, в окружении невесомой снежинки, в стуке дождя, и дуновении ветра.
Автор: Е.Ю.Матвиенко, муз. руководитель
Статья: «Коробочка с секретом»
Журнал «Музыкальный руководитель», № 6/2013 г, стр. 9 — 10 Издательский дом: «Воспитание дошкольника»
- Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с родителями «Музыка, песок и камни» (50%)
- Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе по теме: «Вместе весело играть с Шипелочкой, Свистелочкой и Рычалочкой» (50%)
- Развлечение «Осень в гостях у ребят» (для детей подготовительной группы) (50%)
- Проект «Театральная неделя» для старшей и подготовительной группы (50%)
- Конспект родительского собрания «День за днем говорим и растем! » по форме семинара – практикума «Артикуляционная гимнастика – основа постановки звуков» (50%)
- Конспект интегрированного занятия на тему: «Поможем Деду Морозу» (RANDOM - 50%)