Смирнова Наталья Борисовна, воспитатель. ГОБОУ «Школа- интернат №1» г. Боровичи
Цели:
- Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
- Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
- Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
- Воспитывать коммуникативные качества детей, уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Ход занятия.
Вступительное слово
— Добрый день. Нашу встречу я бы хочу начать со сказки.
( рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
— Вот выбирай, — сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Дружба.
— Они все прекрасны, — сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
— Твоя правда. – ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
— А кого выбрали бы вы? Почему? ( продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
— Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
— Какое прекрасное слово – “дружба”!. Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
— Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
— Наш семейный час называется «Дружба – чудесное слово».
— Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)
Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба» .
а) Детям предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?»
После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.
Воспитатель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
— В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
— Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?
— Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
б) Детям предлагается подумать над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?».
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Работа над понятием «настоящий друг» .
— Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах)
— Какие качества вы выбрали? Почему?
— Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
Игра «Волшебная рука»
Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
— А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.
— Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость.
— Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского
“Одинаковые”.
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
— Мы во всём, во всём одинаковые, — с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
— Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
— Да ты стала хуже…
— Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
— Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
- За что мама осудила Соню?
- Что бы вы сказали Соне?
- Как ей надо было поступить?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
Воспитатель:
— Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
Воспитатель:
— Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На листе написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
- Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
- Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
- Один за всех …… /и все за одного/.
- Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Творческая работа «Дерево дружбы».
— Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
— Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
— Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Воспитатель каждому дарит на память эти правила).
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Помогай другу в беде.
- Не обманывай друга, будь с ним честен.
- Не предавай своего друга.
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
- Будь внимателен к своему другу.
- Умей уступать своему другу.
Игра «Клубочек» .
Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Илья, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.
Подведение итогов (рефлексия)
— Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наша квартира – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Список использованной литературы:
- «Классный руководитель». Журнал для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе. №4, 2006
- Классные часы / авт. сост. А.В.Давыдова.- М.: ВАКО,2008.- 272с. – учебный год К47
- Классные часы: 1 класс /Авт-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008. – С. 242 – 250.
- Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе (50%)
- Конспект урока в 5 классе по теме: «Горох. Особенности строения растения» (50%)
- ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УРОКОВ БИОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА (50%)
- Педагогическое сопровождение и поддержка ребенка с нарушением слуха в современном образовании (50%)
- «Использование технологии наглядного моделирования при формировании связной речи у глухих детей» (50%)
- Воспитательный час по теме: «Здоровым будешь - всё добудешь» (RANDOM - 50%)