Составили:
Шабалина Светлана Николаевна
воспитатель высшей квалификационной категории,
Матынова Люция Габтрахимовна,
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад «Компас».
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Возникает вопрос, в каком возрасте приход ребенка в дошкольное учреждение будет менее «травматичен» и почему? Вы, как заботливые родители, начинаете в поисках ответов на волнующие вас вопросы расспрашивать знакомых, штудировать литературу, интернет. И это понятно, всех любящих родителей, планирующих отвести своего малыша в детский сад, беспокоит его судьба, волнуют вопросы адаптации. Каждая мама и каждый папа хочет, чтобы этот процесс прошел без особых трудностей. И это обоснованно, так как многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Так нужен ли тогда ребенку детский сад, что такое адаптация, как она происходит, и главное – как помочь малышу и себе быстрее адаптироваться к новым условиям жизни? Но позвольте уверить вас в том, что приход в детский сад Вашего малыша может стать долгожданным и радостным событием в его жизни, если Вы ему во время поможете. Давайте разберемся во всем по порядку!
Родителям о детском саде.
Детский сад – это первое социальное учреждение, в которое приходит ребенок. «Социальное» — в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Ведь именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность общения со сверстниками.
Теперь не только мама и папа, но и много разных людей (взрослых, сверстников) и разных обстоятельств (режим дня, смена деятельности, правила поведения и даже меню) влияют на малыша. Он учится:
— отстаивать свое мнение – но уважать правила,
— защищать себя, но не обижать других,
— быть личностью – но ценить коллектив,
— иметь свои постоянные вкусы – но допускать и что-то новое.
Адаптация.
Адаптация – это приспособление организма и психики к новой обстановке. Адаптация малыша в детском саду бывает легкая, быстрая и почти безболезненная, а бывает – тяжелая, максимально выраженная. Длится от 1 месяца до 1,5 лет. Причин для этого много:
- Резкая смена условий
- Ломка привычных форм жизни
- Отсутствие близких ему людей
- Присутствие незнакомых взрослых
- Большое количество детей
- Новый распорядок дня
- Снижаются факторы местной защиты организма
Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно и разнообразно действовать с игрушками, у которых есть опыт общения с другими взрослыми и детьми. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки, идут на контакт со взрослым и детьми. Для них – это привычное занятие.
3-х летний возраст ребенка – подходящее время
для начала посещения детского сада.
Ребенку исполнилось 3 года. Он поднимается на новую ступень своего развития. «Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. И чтобы это формирование было полноценным, необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых» (Л.Венгер). Детские психологи и педагоги считают, что лучше всего отдавать ребенка в детский сад в 3 – 4 года. В данном возрасте малышу легче:
- Вслушиваться в слова воспитателей
- Действовать по инструкции
- Выражать свои чувства словами
- Строить отношения со сверстниками
Но, несмотря на все вышесказанное, следует помнить и о том, что оптимальный возраст для садика в значительной степени зависит от самого ребенка – его развития, его характера, эмоциональной готовности к столь серьезным переменам в жизни. Если один ребенок легко и органично пошел в детский сад с трех лет, это не значит, что и для другого ребенка этот возраст тоже окажется удачным для начала «общественной» жизни.
Готовимся в детский сад.
Подготовка ребенка к детскому саду требует времени, поэтому начинать ее надо заранее. Готовить малыша лучше ненавязчиво, пользуясь ситуацией. За 1 – 2 месяца до начала посещения детского сада надо не только пройти осмотр у врачей – специалистов, но и:
- Постараться приблизить режим ребенка дома к распорядку для в детском саду. Если Ваш ребенок не спит днем, приучайте его спокойно лежать, слушая музыку, сказки, рассматривая картинки.
- Целесообразно примерно за месяц до того, как ребенок начнет посещать детский сад, поменьше, чем обычно, быть рядом с ним.
- Ведите себя так, чтобы малыш почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже большой и может ходить в детский сад.
- Ни в коем случае не высказывайте сомнения при ребенке, что приходится отдавать его в детский сад. Это сформирует негативную установку по отношению к детскому саду.
- Рассказывайте ребенку как можно подробнее о детском саде, что бы у него сложилось положительное представление о нем. В детском саду много игрушек, интересных игр с ребятами, веселых праздников, хороших взрослых, которые будут тебя любить и во всем помогать и т.д.
- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. По возможности расширьте круг общения, преодолевайте страх перед незнакомыми людьми.
- После прогулки перед сном побуждайте ребенка раздеваться самостоятельно и складывать одежду в определенном месте. Не делайте это за ребенка, но наблюдайте за выполнением требований. Напоминайте, хвалите за то, что он сам убирает свои вещи на место.
- Посетите детский сад в то время, когда дети на прогулке, и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми.
- Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону детского сада. Исключите из питания ребенка протертую пищу, но добавьте больше разнообразных блюд из овощей, мяса и рыбы.
- Дайте ребенку больше самостоятельности во время одевания и раздевания, посещения туалета и мытья рук, приема пищи и уборки игрушек.
Первые дни малыша в детском саду.
- Приведите ребенка в ДОУ вечером накануне посещения, чтобы он присутствовал не при расставании расстроенной, плачущей детворы с родителями, а увидел ее радостной, весело щебечущей при встрече с ними во второй половине дня.
- Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне прихода ребенка в детский сад. Помните, тревога и беспокойство родителей передается детям.
- Не затягивайте сцены прощения. Расставание с ребенком должно проходить легко и быстро, «долгие проводы – долгие слезы».
- Если ребенок отказывается пройти в группу без родителей, не бросайте его, провожайте туда, помогайте ему осваиваться в новых для него условиях, снимать напряжение, устанавливать контакты с воспитателями, сверстниками.
- Обязательно скажите ребенку, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
- Возьмите с собой в детский сад любимую игрушку, книжку с которой ребенок не расстается. Это поможет отвлечь его от расставания с близкими людьми. Пусть первое время игрушка ходит с ним в детский сад. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, было ей грустно или радостно. Таким образом, Вы узнаете о том, как Вашему малышу удается привыкать к детскому саду.
- Можно дать ребенку фотографию мамы, папы – это Ваши заместители. Положите фотографию в карман ребенка или в его шкафчик, ребенку будет гораздо спокойнее.
- Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или молниях.
- Сделайте маркировку одежды. Познакомьте ребенка с условным символом для того, чтобы он легко узнавал свою одежду сам.
- Не оставляйте ребенка в детском саду на целый день! Первую неделю водите его на 2-3 часа, постепенно увеличивая время до 4 – 5 часов, до 8 – 9 часов.
- Все время говорите ребенку, что он для Вас как прежде дорог и любим!
Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпеливы с малышом. Заботливые, грамотные педагоги и помощники педагогов обязательно придут на помощь ребенку в трудную ситуацию. Поверьте, в детском саду все рады встрече с вами. Но, помните, что каким бы нибыл хорошим детский сад, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменит семью.
Литература.
- Кравцова А.М. Полная энциклопедия воспитания. ООО «Издательство «Эксмо», 2009.
- Лошинская Екатерина, психолог. На пороге детского сада. Все об адаптации. Интернет 2005
- Севастьянова Е.О. Дружная семейка, программа адаптации детей к ДОУ. Творческий центр «Сфера» Москва
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Москва. ВАКО. 2011
- «Участие родителей в детсадовской жизни!!!» (50%)
- Консультация для родителей старшей группы «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» (50%)
- Консультация для родителей по теме «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа» (50%)
- Сценарий «Ангарские защитники Отечества» для старшей группы (50%)
- Родительское собрание по теме «Старший дошкольник – какой он?» (50%)
- Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка» (RANDOM - 50%)