«ДЕТСКИЙ  САД. ПЕРВЫЕ ШАГИ…»

Составили:

Шабалина Светлана Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории,

Матынова Люция Габтрахимовна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад «Компас».

 

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  Возникает  вопрос, в каком  возрасте  приход ребенка в  дошкольное  учреждение будет  менее   «травматичен»  и почему? Вы, как заботливые  родители, начинаете  в  поисках ответов  на волнующие  вас  вопросы расспрашивать  знакомых, штудировать  литературу, интернет. И это  понятно, всех любящих   родителей, планирующих  отвести своего малыша  в  детский  сад, беспокоит его  судьба,  волнуют  вопросы  адаптации. Каждая  мама и каждый папа хочет, чтобы этот  процесс  прошел  без  особых  трудностей. И это обоснованно, так как  многие дети  в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Так нужен ли тогда ребенку  детский  сад, что такое  адаптация, как она происходит, и главное – как помочь  малышу и себе  быстрее  адаптироваться  к новым  условиям  жизни? Но позвольте уверить  вас в  том, что приход  в детский  сад Вашего малыша может  стать  долгожданным и радостным  событием  в его  жизни, если Вы ему  во время поможете. Давайте  разберемся во всем по  порядку!

Родителям  о  детском  саде.

  Детский  сад – это первое  социальное учреждение, в которое  приходит  ребенок. «Социальное» — в том  смысле, что  ребенок  впервые  встречается  с  требованиями  общества. Ведь именно  в  этом  возрасте у ребенка  возникает  потребность  общения со сверстниками.

  Теперь не только мама и папа, но и много разных людей (взрослых, сверстников)  и разных  обстоятельств (режим дня, смена деятельности, правила поведения    и даже меню) влияют на малыша. Он  учится:

— отстаивать  свое  мнение – но  уважать  правила,

— защищать  себя, но не  обижать других,

— быть  личностью – но ценить  коллектив,

— иметь свои  постоянные вкусы – но допускать и что-то  новое.

Адаптация.

Адаптация – это  приспособление  организма  и психики  к новой  обстановке. Адаптация  малыша в детском саду бывает  легкая, быстрая  и  почти  безболезненная, а бывает – тяжелая, максимально выраженная. Длится  от 1 месяца до 1,5 лет. Причин для этого много:

  • Резкая смена условий
  • Ломка привычных форм жизни
  • Отсутствие близких ему людей
  • Присутствие незнакомых взрослых
  • Большое количество детей
  • Новый распорядок дня
  • Снижаются факторы местной  защиты  организма

Легче  всего  адаптация  протекает у малышей, которые умеют  длительно и разнообразно  действовать  с  игрушками, у которых  есть опыт  общения  с  другими  взрослыми  и детьми. Впервые  попав  в детский сад, они быстро  откликаются на предложение воспитателя  поиграть, с интересом  исследуют новые  игрушки, идут  на  контакт  со  взрослым  и  детьми. Для них – это привычное  занятие.

3-х летний  возраст  ребенка – подходящее  время 

для начала  посещения  детского  сада.

Ребенку  исполнилось  3  года. Он  поднимается на новую ступень  своего  развития. «Уже  можно  задуматься  над  его  дальнейшей  судьбой и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным  и счастливым человеком. Именно  в этот период закладываются  основы  будущей  личности, формируются   предпосылки  физического, умственного, нравственного развития  ребенка. И чтобы это формирование было полноценным, необходимо  постоянное  умелое  руководство со стороны  взрослых» (Л.Венгер). Детские психологи и педагоги считают, что лучше  всего отдавать  ребенка в детский  сад  в 3 – 4 года.  В  данном  возрасте малышу  легче:

  • Вслушиваться в слова воспитателей
  • Действовать по инструкции
  • Выражать свои чувства  словами
  • Строить отношения со  сверстниками

Но, несмотря на все вышесказанное, следует помнить  и о том, что оптимальный  возраст  для садика  в  значительной степени  зависит от  самого ребенка – его развития, его  характера, эмоциональной  готовности к столь серьезным переменам  в жизни. Если один ребенок  легко  и органично пошел  в  детский  сад  с трех лет, это не значит, что и для другого ребенка этот возраст тоже  окажется  удачным для начала  «общественной» жизни.

 

Готовимся  в детский  сад.

Подготовка ребенка к детскому саду требует  времени, поэтому  начинать  ее надо  заранее.  Готовить  малыша лучше ненавязчиво, пользуясь ситуацией. За 1 – 2 месяца до начала  посещения детского сада надо не только пройти осмотр  у врачей – специалистов, но  и:

  1. Постараться приблизить режим  ребенка  дома к распорядку для в детском саду. Если Ваш ребенок не спит днем, приучайте его  спокойно лежать, слушая музыку, сказки, рассматривая картинки.
  2. Целесообразно  примерно  за месяц до того, как ребенок начнет посещать  детский сад, поменьше, чем обычно, быть рядом  с ним.
  3. Ведите себя так, чтобы малыш почувствовал гордость  родителей за него – ведь он уже большой и может  ходить  в детский  сад.
  4. Ни в  коем  случае  не высказывайте  сомнения  при ребенке, что  приходится  отдавать  его в детский  сад.  Это  сформирует негативную  установку по отношению к детскому  саду.
  5. Рассказывайте ребенку как можно  подробнее  о детском саде, что бы у него сложилось положительное  представление  о нем. В детском саду много  игрушек, интересных  игр  с ребятами, веселых  праздников, хороших взрослых, которые  будут  тебя любить  и во  всем  помогать и т.д.
  6. Готовьте ребенка  к  общению  с другими детьми и взрослыми. По возможности расширьте  круг общения, преодолевайте страх перед незнакомыми  людьми.
  7. После прогулки  перед  сном  побуждайте ребенка  раздеваться  самостоятельно  и складывать одежду в определенном  месте.  Не делайте  это за ребенка, но наблюдайте за  выполнением  требований. Напоминайте, хвалите за то, что он сам убирает свои  вещи на  место.
  8. Посетите детский  сад  в то время, когда  дети на  прогулке, и  познакомьте  своего  малыша  с  воспитательницей и с  детьми.
  9. Постарайтесь приблизить  домашний  рацион  к  рациону  детского  сада. Исключите  из  питания  ребенка  протертую пищу, но добавьте  больше  разнообразных  блюд  из  овощей, мяса  и рыбы.
  10. Дайте  ребенку больше самостоятельности во  время  одевания  и раздевания, посещения туалета и мытья рук, приема пищи и уборки  игрушек.

 

Первые дни малыша  в детском  саду.

  • Приведите ребенка  в ДОУ  вечером  накануне посещения, чтобы он  присутствовал не  при расставании  расстроенной, плачущей  детворы  с родителями, а увидел ее радостной, весело щебечущей при встрече  с ними во второй половине дня.
  • Не нервничайте  и не показывайте  свою тревогу накануне прихода ребенка  в детский  сад.  Помните, тревога  и беспокойство  родителей  передается  детям.
  • Не затягивайте  сцены  прощения. Расставание с ребенком  должно  проходить  легко  и быстро, «долгие  проводы – долгие  слезы».
  • Если ребенок  отказывается пройти в группу  без  родителей, не бросайте  его, провожайте туда, помогайте ему осваиваться  в новых  для  него условиях, снимать  напряжение, устанавливать  контакты  с  воспитателями, сверстниками.
  • Обязательно скажите ребенку, что вы придете, и  обозначьте  когда (после прогулки, или после  обеда, или после  того, как он поспит и  покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем  ждать ее каждую минуту. Не  задерживайтесь, выполняйте  свои обещания!
  • Возьмите с  собой  в  детский  сад  любимую игрушку, книжку с которой  ребенок не расстается. Это поможет отвлечь его от расставания с близкими людьми. Пусть первое время игрушка ходит  с ним  в детский сад. Расспрашивайте,  что с  игрушкой происходило  в  детском  саду, кто с ней дружил, было ей грустно  или  радостно. Таким  образом, Вы  узнаете о том, как Вашему малышу  удается  привыкать  к  детскому саду.
  • Можно дать ребенку фотографию мамы, папы – это  Ваши заместители. Положите  фотографию в карман ребенка или в его шкафчик, ребенку будет гораздо  спокойнее.
  • Позаботьтесь о том, чтобы  все вещи  были максимально простыми и удобными без лишних  застежек  и пуговиц, обувь на липучках  или молниях.
  • Сделайте маркировку одежды. Познакомьте ребенка с условным  символом для того, чтобы  он легко  узнавал  свою  одежду сам.
  • Не оставляйте ребенка  в детском саду  на целый день! Первую  неделю водите  его на 2-3 часа, постепенно увеличивая  время до 4 – 5 часов, до 8 – 9 часов.
  • Все время говорите  ребенку, что он для Вас как прежде дорог  и любим!

Во  время  процесса адаптации  ребенка к детскому  саду  будьте  внимательны  и терпеливы с малышом. Заботливые, грамотные  педагоги  и помощники педагогов  обязательно придут  на помощь ребенку  в  трудную   ситуацию. Поверьте, в  детском  саду все рады встрече с вами. Но, помните,  что каким бы нибыл  хорошим детский  сад, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменит семью.

 

 

Литература.

  1. Кравцова А.М. Полная энциклопедия воспитания.          ООО «Издательство «Эксмо», 2009.
  2. Лошинская Екатерина, психолог. На пороге  детского сада. Все об  адаптации. Интернет 2005
  3. Севастьянова Е.О. Дружная семейка, программа адаптации детей  к  ДОУ. Творческий  центр  «Сфера» Москва  
  4. Чиркова С.В. Родительские собрания  в  детском саду. Москва. ВАКО. 2011