«Компетентностный подход в современном образовании»

Матвеева Марина Николаевна, воспитатель, МДОУ «Детский сад №105», Саратов.

 

Повышение качества образования (дошкольного, начального, общего, высшего) является одной из актуальных проблем современного общества. Решение этой проблемы связано с осознанием цели образования, модернизацией его содержания, оптимизацией технологий организации образовательного процесса, переосмыслением результата. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» обозначена цель образования, которая предполагает формирование у потребителей образовательных услуг определенных компетенций, и декларируется внедрение компетентностного подхода в образовательные учреждения.

В российском образовании категория «компетентность» стала применяться с 1990-х гг., существенный вклад в разработку этого вопроса внесли Л.П. Алексеева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.В. Петровская, Г.И. Сивкова, Н.С. Шаблыкина и др.

В переводе с латинского competentia это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентностный подход рассматривается как подход, ориентирующий образовательный процесс на практичность его результатов, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, а результаты образования признаются значимыми за пределами образования , он имеет принципиально новый, отличный от традиционного  подхода, характер.

Применительно к дошкольному образованию, это подход, в котором результаты профессиональной деятельности педагогов будут проявляться в умениях детей принимать решения и действовать в реальной жизни, т.е. применять свои познания в практической деятельности. В отношении воспитателей компетентностный подход определяет, прежде всего, цели, мотивы, содержание профессиональной деятельности и ведет к результатам, значимым за пределами образования, т.е. признанным социумом.

  Компетенция это внутренние, потенциальные психологические новообразования личности (знания, программы действий, системы ценностей и отношений) и способность личности мобилизовать данные новообразования в профессиональной деятельности; компетентность – это интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека, которая базируется на знаниях .

То есть, компетентность это всегда актуальное проявление компетенции в поведении и деятельности человека, умение находить при минимальных затратах наиболее эффективный способ решения проблемы. Анализ современных исследований позволяет выделить ряд особенностей компетентности: интегральную характеристику, деятельностный характер, личностное отношение, творческое решение на основе осуществленного выбора.

В образовании выделяют несколько видов компетенций, в том числе, профессиональные. В.Н. Введенский определяет профессиональную компетентность как интегративную характеристику, включающую «профессионализм», «квалификацию», «профессиональные способности» .  Также определяют интегративный характер этой компетенции, включая в нее способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в контексте профессиональной деятельности, с использованием совокупности знаний, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей, наклонностей и др.

Применительно к деятельности педагога профессиональная компетентность рассматривается как некая совокупность личностных характеристик, обеспечивающих успешность педагогической деятельности благодаря готовности и способности человека выполнять профессиональные функции в соответствии с нормами, стандартами, требованиями социума .     Профессионально-педагогическая компетентность – это «совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация профессионально значимых личностных качеств и свойств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду; способность к сложным культуросообразным видам действий; основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обоснованный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности» .  Исходя из выше сказанного, можно определить, что в структуре профессионально-педагогической компетентности можно выделить личностный компонент (совокупность знаний, позиций, установок, свойств, особенностей субъекта деятельности, которая определяет качественную трансформацию) и деятельностный компонент, включающий умения, опыт и творческие проявления педагога, что определяет количественные характеристики профессионализации. При этом оба компонента     составляют индивидуальный стиль деятельности, основанный на профессиональной направленности, педагогических способностях, педагогических технологиях и техниках.

На сегодняшний день разработана структурно-функциональная модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, в которую включены мотивационная, теоретическая, технологическая и результативная готовности . При этом значение результативной готовности заключается в формировании целостного образа профессиональной компетентности в совокупности всех компонентов, а профессиональное становление рассматривается как постоянно усложняющийся по уровням процесс развертывания субъектности педагога в ходе его образования.

К психолого-педагогическим особенностям профессиональной компетентности педагога дошкольного образования   относят объективные требования к личности и деятельности специалиста, зафиксированные в государственных образовательных стандартах, аттестационных и квалификационных документах. Так целью аттестации педагогическх работников, которая определена «Положением о порядке аттестации…» , является выявление соответствия уровня профессиональной компетентности требованиям к квалификации при присвоении квалификационных категорий, а важнейшая задача всей аттестации – стимулировать непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности . При этом согласно «Типовому положению об аттестации педагогических и руководящих работников…» во время аттестации необходимо учитывать знания, уровень практических умений и навыков и оценивать творческую деятельность работника.

Во «Временных требованиях по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории… п.3.3. определены требования к квалификации, профессионализму и продуктивности деятельности для каждой категории, что является показателями уровня профессиональной компетентности педагогов. При этом квалификация выражается в степени, уровне профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда. Профессионализм выражается в осуществлении оптимального отбора методов, средств, форм обучения и воспитания; в успешном применении педагогических технологий или их элементов; владении и применении исследовательских и опытно-экспериментальных методов обучения и воспитания, методик управления и прогнозирования педагогического процесса. Продуктивность предполагает создание условий для реализации творческих способностей и проявления устойчивого интереса детей к различным видам деятельности; творческое создание среды развития ребёнка, основывающейся на личностно — ориентированной модели взаимодействия, исходя из диагностики уровня интеллектуального и личностного развития воспитанников на основе авторских пособий и оригинальных средств обучения и воспитания.

На основе изученной литературы мы можем говорить о том, что профессиональная компетентность – это совокупность ключевых (относящихся к самому себе, к социальному взаимодействию), базовых (относящихся к специфике профессиональной деятельности) и специальных (отражающих специфику конкретной профессиональной сферы деятельности) компетенций, которые должны быть сформированы у воспитателя ДОУ. Формирование профессиональной компетентности  осуществляется в трех направлениях: изменение всей системы деятельности субъекта, ее функций, иерархического строения; изменение личности субъекта; изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношении к объекту деятельности (интерес к нему, осознание его значимости, познание своих реальных возможностей влияния на объект).

Одним из средств формирования и повышения профессиональной компетентности педагогов-практиков (наряду с прохождением аттестации, действующей системой управления, обучением педагога в системе повышения квалификации и др.) является методическая работа, поскольку это часть системы непрерывного образования, одна из целей которой – повышение уровня общепедагогической и методической подготовленности специалиста к организации и осуществлению воспитательно-образовательной работы в детском саду .

Традиционные формы методической работы, в которых основное место занимает прямая передача знаний, утрачивают значение из-за низкой эффективности и недостаточности обратной связи. Современная система образования, ориентированная на компетентностный подход, требует непосредственного вовлечения педагогов в активную познавательную деятельность с применением активных и интерактивных методов и приемов передачи информации, которая полностью осваивается, поддерживается и в дальнейшем используется в непосредственной практической деятельности.  Методическая работа ДОУ будет эффективна, только если отвечает текущим нуждам педагогического коллектива, глубоко мотивированна, связана с прошлым и настоящим опытом педагогов, участники вовлечены в процесс и сами управляют им, имеют возможность сразу применить полученные знания в реальной практике и достичь конкретного результата.  Интерактивные (нетрадиционные, инновационные) формы, направленны на повышение компетентности воспитателей в разных областях дошкольного образования и воспитания.

Интерактивное обучение является способом познания, осуществляемым в формах совместной деятельности обучающихся, при котором все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно принимают решения, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества .      К интерактивным формам и метолам обучения относят: дискуссионные (метод диалога, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые и организационно-деятельностные игры); тренинговые формы (коммуникативные тренинги), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Активное обучение является способом познания, когда обучающийся  (воспитатель) становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе, выполняя задания творческого и проблемного характера . В ходе такого обучения обеспечивается высокий уровень активности воспитателя, расширяется кругозор, формируются умения и навыки профессиональной деятельности, происходит развитие творческих способностей, педагогической рефлексии, формируются мировоззренческие установки и т.д.

Развитие профессиональной компетентности воспитателей возможно при активной деятельностной позиции к личностному и профессиональному совершенству. В условиях современного дошкольного образования наиболее эффективным средством повышения профессиональной компетентности воспитателей могут и должны стать нетрадиционные формы методической работы.

                  Литература

  1. Рылова Е.Ю. К выявлению сущности понятия «педагогическая компетентность»  Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». – 2006. – № 3. – С.55.
  2. Андреев А.А. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005. — №4. – С. 19-27.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании  –  2005.
  4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. — № 10. – С.51-55.
  5. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление ДОУ. – 2007. — № 1. – С. 15-21.
  6. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление ДОУ. – 2007. — № 1. – С. 8-14.
  7. Настольная книга методиста детского сада / Авт.-сост. Н.Ю. Честнова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 672 с.
  8. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства / Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 288 с.
  9. Современные способы активизации обучения / Под ред. Т.С. Паниной. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.