Орлова Венера Михайловна, МБДОУ «Детский сад №2 «Колосок» , воспитатель п.Урмары Урмарского района Чувашской Республики
Цель: Познакомить со звуком и буквой Ж.
Образовательные задачи: Формировать умение находить букву среди других букв алфавита.
Дать знания что Ж всегда твердая согласная.
Развивающие задачи: Развивать умение у детей умение находить звук, который чаще всего встречается в стихотворении .
Развивать умение звукового анализа слова жук.
Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Развивать фонематический слух ,обогащать словарь, развивать внимание, память, мышление.
Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, творческую активность, умение работать в коллективе.
Словарная работа: зажжужал, жакет, тужурка.
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная.
Формы реализации детских видов деятельности: дидактическая игра, физкультминутка, чтение художественной литературы.
Предшествующая работа: ООД по обучению грамоте, дидактические игры по обучению грамоте ««Найди букву» ,«Волшебные звуки», «Продолжи слово» ,«Угадай букву»; чтение познавательных рассказов о жизни жука в природе В. Танасийчука «В гостях у насекомых», « Шестиногие соседи».
Оборудование : Проектор, ноубук.
Материалы: Демонстрационные: Обучающая презентация, картина-схема слов жук.
Раздаточные: У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветные квадратики (красная – гласный звук, синяя – согласный), листы с заданием для раскрашивания, цветные карандаши, звуковая линейка.
Методы и приемы:
1.Вводная часть:
- Загадывание загадки.
2.Основная часть:
- Чтение стихотворения А.Усачева «Жук»
- Звуковой анализ слова жук
- Проговаривание изолированного звука ж и в чистоговорках
- Физкультминутка.
- Работа на индивидуальных листочках с заданиями на раскрашивание.
- Игра «Где спрятался звук»
3.Заключительная часть:
- Подведение итогов.
1.Вводная часть:
Воспитатель:- Ребята мы в очередной раз отправимся в путешествие в страну грамотной речи .
— А куда мы отправимся вы узнаете из загадки которую я вам загадаю
-Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый
(Жук)
На этот раз нас приглашает веселый жук божья коровка на свою полянку. (слайд 1)
Ход ООД:
Воспитатель :Я вам прочитаю стихотворение про него , а вы внимательно послушайте.
Жил Жук по имени Жак.
Сшил Жак папе пиджак,
Маме – пижаму,
Жене – жакет,
Сыну – тужурку,
Дочке – жилет,
Внучке Жучке –
Кожаные брючки,
Жабе жабо,
А себе – ничего.( слайд 2)
Воспитатель: Ребята скажите какой звук чаще встречается в этом стихотворении? Какие слова прозвучали ?(жил, жук, пиджак, пижама, тужурка, жилет, Жучка , кожаные, жаба, жабо)
Какие слова вы знаете с этим звуком? ( показ картинки с изображением объектов в которых присутствует звук ж. Воспитатель поощряет детей которые самостоятельно нашли слова со звуком.( слайд 3)
Звуковой анализ слова жук
Воспитатель: Дети скажите мне в слове жук, сколько звуков?
Ответы детей: В слове жук три звука.
Воспитатель: — Какой первый звук?
Ответы детей: В слове жук первый звук – звук ж ( воспитатель добивается полных ответов от детей , в случае затруднений дается образец ответа)
Воспитатель: Звук ж — это всегда твердый согласный звук, у него нет мягкой пары. Твердые согласные всегда отмечают синим цветом.
Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?
Ответы детей: После звука ж на втором месте звук у .
Воспитатель: Мы знаем что гласные звуки мы отмечаем красным цветом.
Воспитатель: Какой третий звук?
Ответы детей: Третий по счету звук «к»
Воспитатель: Как вы думаете какой это звук и каким цветом его надо отметить?
Ответы детей: Твердый согласный звук, синий цвет.
Воспитатель показывает на доске, а дети выкладывают цветные квадратики на своих столах. Затем вместе с воспитателем пальчиком проводят по квадратикам и читают слово – жук.
Воспитатель: Давайте попробуем спеть песенку жука, для этого приложите ладонь к горлышки и посмотрим что получиться. Дети прикладывают ладонь к горлу и отмечают что горлышко дрожит ,поет вместе с ними.
Проговаривание изолированного звука ж и в чистоговорках ( слайд 4)
Физкультминутка.
В группу к нам жук влетел |
Дети стоят, руки разведены в стороны |
Зажужжал и запел «ж-ж-ж» |
Опустили руки вниз ,произносят протяжно звук ж
|
Вот направо полетел, Каждый вправо посмотрел |
Поворот туловища вправо
|
Вот налево полетел, Каждый влево посмотрел.
|
Поворот туловища влево |
Жук на нос хочет сесть Не дадим ему присесть |
Отмахиваются обеими ладошками |
Жук наш приземлился |
Дети садятся
|
Зажужжал и закружился Ж-ж-ж.
|
Дети кружатся вокруг себя
|
Жук – вот красивая ладошка Посиди на ней немножко. |
Расставляют ладошки , ладонью вверх. |
Работа на индивидуальных листочках
Воспитатель: Ребята у вас на столах картинки в словах которых спрятался звук ж надо найти их и раскрасить.
Дети раскрашивают цветными карандашами картинки где есть звук ж.
Игра «Где спрятался звук»
Воспитатель называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая цветным квадратиком один из трех кружочков на звуковой линейке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова.
Подведение итогов.
— Ребята, скажите, с каким звуком мы сегодня познакомились?
— Какое задание было для вас самым сложным?
— Какие слова со звуком «ж» вы запомнили?
— Что вам больше всего понравилось ?
Литература:
- «Детство: комплексная образовательная программа дошкольного образования»/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева (и др.).-СПб.; ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2016.-352с.
- Драгунова О.В. «Программа воспитания ребенка – дошкольника».-Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995.-232с.
- Ельцова О.М. «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте».- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.- 320с.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте».- М.: Школьная Пресса, 2002.- 144с.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Конспект занятия «Художественное творчество» «Рисование» (RANDOM - 50%)