Конспект в подготовительной группе  по обучению грамоте «В гости к божьей коровке»

Орлова Венера Михайловна, МБДОУ «Детский сад №2 «Колосок» , воспитатель п.Урмары Урмарского района Чувашской Республики   

 

Цель: Познакомить со звуком и буквой Ж.

Образовательные задачи: Формировать умение находить букву среди других букв алфавита.

 Дать знания что Ж всегда твердая согласная.

Развивающие задачи: Развивать умение у детей умение находить звук, который чаще всего встречается в стихотворении .

Развивать  умение   звукового анализа слова жук.

Развивать умение выполнять движения  в соответствии с текстом.

Развивать фонематический слух ,обогащать словарь, развивать внимание, память, мышление.

Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, творческую активность, умение работать в коллективе.

Словарная работа: зажжужал, жакет, тужурка.

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная.

Формы реализации детских видов деятельности: дидактическая игра, физкультминутка, чтение художественной литературы.

Предшествующая работа: ООД по обучению грамоте, дидактические игры по обучению грамоте ««Найди букву» ,«Волшебные звуки», «Продолжи слово» ,«Угадай букву»; чтение познавательных рассказов о жизни жука в природе В. Танасийчука «В гостях у насекомых», « Шестиногие соседи».

Оборудование : Проектор, ноубук.

 Материалы: Демонстрационные: Обучающая презентация, картина-схема слов жук.
Раздаточные:
У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветные квадратики (красная –  гласный звук, синяя –  согласный), листы с заданием для раскрашивания, цветные карандаши, звуковая линейка.

Методы и приемы:

1.Вводная часть:

  • Загадывание загадки.

2.Основная часть:

  • Чтение стихотворения А.Усачева «Жук»
  • Звуковой анализ слова жук
  • Проговаривание изолированного звука ж и в чистоговорках
  • Физкультминутка.
  • Работа на индивидуальных листочках с заданиями на раскрашивание.
  • Игра «Где спрятался звук»

3.Заключительная часть:

  • Подведение итогов.

1.Вводная часть:

Воспитатель:- Ребята мы в очередной раз отправимся в путешествие  в страну грамотной речи .

— А куда мы отправимся вы узнаете из загадки которую я вам загадаю

-Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый
(Жук)

На этот раз нас приглашает веселый жук божья коровка на свою полянку. (слайд 1)

 

Ход ООД:

Воспитатель :Я вам прочитаю стихотворение про него , а вы внимательно послушайте.

Жил Жук по имени Жак.
Сшил Жак папе пиджак,
Маме – пижаму,
Жене – жакет,
Сыну – тужурку,
Дочке – жилет,
Внучке Жучке –
Кожаные брючки,
Жабе жабо,
А себе – ничего.( слайд 2)

Воспитатель: Ребята скажите какой звук чаще встречается в этом стихотворении? Какие слова прозвучали ?(жил, жук, пиджак, пижама, тужурка, жилет, Жучка , кожаные, жаба, жабо)

Какие слова вы знаете с этим звуком? ( показ картинки с изображением объектов в которых присутствует звук ж. Воспитатель поощряет детей которые самостоятельно нашли слова со звуком.( слайд 3)

 Звуковой анализ слова жук

Воспитатель:  Дети скажите мне в  слове жук, сколько звуков?

Ответы детей:  В слове жук три звука.

Воспитатель: — Какой первый звук?

 Ответы детей:  В слове жук первый звук – звук ж ( воспитатель добивается полных ответов от детей , в случае затруднений дается образец ответа)

Воспитатель:  Звук ж — это всегда твердый согласный звук, у него нет мягкой пары. Твердые согласные всегда отмечают синим цветом.

Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?

Ответы детей:   После звука ж на втором месте звук у .

Воспитатель: Мы знаем что гласные звуки мы отмечаем красным цветом.

Воспитатель: Какой третий звук?

Ответы детей:  Третий по счету звук «к»

Воспитатель: Как вы думаете какой это звук и каким цветом его надо отметить?

Ответы детей:  Твердый согласный звук, синий цвет.

Воспитатель показывает на доске,  а дети выкладывают цветные квадратики на своих столах. Затем вместе с воспитателем пальчиком проводят по квадратикам и читают слово – жук.

Воспитатель: Давайте попробуем спеть песенку жука, для этого приложите ладонь к горлышки и посмотрим что получиться. Дети прикладывают ладонь к горлу и отмечают что горлышко дрожит  ,поет вместе с ними.

Проговаривание изолированного звука ж и в чистоговорках ( слайд 4)

Физкультминутка.

В группу к нам жук влетел 

Дети стоят, руки разведены в стороны

Зажужжал и запел «ж-ж-ж»             

Опустили руки вниз ,произносят протяжно звук ж

 

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел

 Поворот туловища вправо

 

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

 

Поворот туловища влево

Жук на нос хочет сесть

Не дадим ему присесть

Отмахиваются обеими ладошками  

Жук наш приземлился

Дети садятся

 

Зажужжал и закружился Ж-ж-ж.

 

Дети кружатся вокруг себя

 

Жук – вот красивая ладошка

 Посиди на ней немножко.

Расставляют ладошки , ладонью вверх.

Работа на индивидуальных листочках

Воспитатель: Ребята у вас на столах картинки в словах которых спрятался звук ж надо найти их и раскрасить.

Дети раскрашивают цветными карандашами картинки  где есть звук ж.

Игра «Где спрятался звук» 

     Воспитатель  называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая цветным квадратиком  один из трех кружочков на звуковой линейке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова.

 

 

 

 

 Подведение итогов.

— Ребята, скажите, с каким звуком  мы сегодня познакомились?

— Какое задание было для вас самым сложным?

— Какие слова со звуком «ж» вы запомнили?

 —       Что вам больше всего понравилось ?

 

 

Литература:

  • «Детство: комплексная образовательная программа дошкольного образования»/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева  (и др.).-СПб.; ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2016.-352с.
  • Драгунова О.В. «Программа воспитания ребенка – дошкольника».-Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995.-232с.
  • Ельцова О.М. «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте».- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.- 320с.
  • Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте».- М.: Школьная Пресса, 2002.- 144с.