Конспект занятия по  экологическому развитию в подготовительной группе. «Разнообразие природных зон планеты Земля».

 Воспитатель      Воробьева  Т.В.

 

Программное содержание: формирование целостного представления о природных зонах. 
 Задачи:
Образовательные:
обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных; закреплять знания и умения, и навыки по разделу «обучение грамоте», закреплять навык звукослогового анализа слов. Закреплять умения составлять предложения по опорным словам. Формировать навык совместной работы в паре.
Развивающие: развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Оборудование: дидактическая игра «Несуществующее животное», для экспериментирования трубочки, карточки со словами, мяч; игра «Собери предложение» карточки с набором слов в неправильном порядке; схемы для составления предложений, билетики- для сюрпризного момента, макеты 5-и природных зон: джунгли, пустыня, тундра, тайга, саванна, наборы животных различных природных зон, музыкальное оборудование для проведения физкультминутки «У жирафа». 
Ход занятия:
Здравствуйте дети. Ребята, посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, ведь они сегодня будут попутчиками в нашем путешествии. А теперь послушайте мою загадку:
«На столе передо мной

Закрутился шар земной

Арктика, экватор, полюс,

Уместил всю землю …
(Глобус)
— Вы любите путешествовать? (Ответы детей.)
— Предлагаю вам  отправиться в увлекательное путешествие по природным зонам.
Но для начала ответьте, пожалуйста, сколько природных зон мы с вами изучили? Назовите их! (ответы детей)
– Итак, наше “путешествие” начинается ( звонит колокольчик). А куда мы с вами отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие строки:
1. Тундра. «Белый мох на скале, а в расщелине лед. Старый снег залежался, не тает».
 — Что указывает на то, что это тундра? Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот).

– Что это за природная зона? Ответы детей (тундра).  А сейчас в путь! А, чтобы нам было не скучно, по дороге поиграем с вами в игру «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов. Подходим к надписи «Тундра»
— Как приспособились животные и растения к таким климатическим условиям? 
— Каких животных тундры вы можете назвать?
Выкладывание схем условий жизни в тундре на фланелеграфе. 
2. ТАЙГА. Пойдём дальше? Подходим к звуковой схеме ( тв. согл., гл., мягк. согл., тв.согл., гл.) Как вы думаете, в какой мы природной зоне? Почему вы так решили? Молодцы, же вы, какие! А попробуйте-ка, подобрать слова к этой схеме каждый самостоятельно. (Ответы детей, хвалю).
«Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?» Почему о тайге мы говорим особенно часто? А в какой природной зоне живём мы.
— Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес.
-Какое значение для человека и животных имеет лес? 
(Ответы детей: дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ). Кто смелее всех пойдёт схему тайги нам соберёт? 
3.  ДЖУНГЛИ. А, чтобы Вам узнать, куда мы с вами дальше отправимся, необходимо разгадать зашифрованное слово. По координатам.
(работа за столами — фломастер, шифровка морского боя) Что вы знаете о джунглях? Коренных жителей джунглей кто мне назовёт? Что будет, если вырубят деревья?
Выкладывание условий жизни джунглей самостоятельно — один у доски.
4. Физкультминутка «У жирафа»
5. САВАННА. Про каких животных мы вспомнили в нашей минутке отдыха? (жираф, слон, зебра, кошка) Кто из них лишний? Почему? Что вы ещё можете рассказать о саванне? Назовите условия жизни в саванне? ИГРА «Несуществующее животное»
6.ПУСТЫНЯ. Куда ни глянь – один песок и небо, солнце ярко светит.
— Как же называется эта природная зона?
Ответы детей (пустыня).
-Как приспособились растения к жизни в пустыне? (Ответы детей: у растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни). — Почему в пустыне редко встречаются растения? (Ответы детей — мало воды). 
Опыт с песком. (В контейнер с песком поставить зубочистку и подуть на песок около нее через трубочки для коктейлей)
-Что же произошло? Вот так и в пустыне, где дуют сильные ветры, песок передувают с одного места на другое место, вырывая с корнями растения. И не забывайте, песок в пустыне сильно нагревается.
Где скрываются животные от жары? Ответы детей (в норах, в тени камней). Ветер сильный в пустыне был? И предложенья в набор слов превратил. Вы по карточке возьмите, Предложенье соберите, К нему схему подберите. Нам его прочтите и верно ли написано скажите. «Конструирование предложений из набора слов» вспоминаем правила: жи-ши, ча-ща, чу-щу; правила написания предложений.
Итог занятия:
— Вот и закончилось наше путешествие.
– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать? А мне очень понравилось наше путешествие! Вы такие молодцы, много знаете, с вами нигде не пропадёшь! Спасибо!
– У нас осталось с вами еще одно задание, которое, я надеюсь, станет для вас сюрпризом, и, этим мы подведем итог нашего путешествия. Подойдите к столу. Здесь животные всех природных зон. Вы в выбранную природную зону помещаете, тех животных, которые им соответствуют.
Работа в парах.
Итог:
— Мы соединяем все природные зоны. Получился земной шар, населённый животными и растениями. И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие. Но это непростые билеты. Вы можете смело продолжить путешествия в страну знаний.