«Рекомендации родителям и воспитателям по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Курцева Светлана Николаевна; воспитатель; Белгородская обл. пгт. Борисовка;

МБДОУ детский сад комбинированного вида «Теремок»

 

Рекомендации родителям и воспитателям по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста. Дошкольное детство характеризуется бурным развитием познавательного воображения. Творческое воображение формируется, прежде всего, в игровой деятельности, и затухает, когда ребенок перестает действовать. Старший дошкольный возраст, по мнению психологов, возраст расцвета сюжетно-ролевой игры. Она отличается большим разнообразием тематики, сложностью в развернутости сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта. Следовательно, в этом возрасте необходимо создать позитивные условия для развития творческого воображения. Для развития творческого воображения имеет большое значение словесное творчество, игровая деятельность, театральная деятельность, изобразительное искусство. 
Особенностью игр является направление дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно-смысловые контексты. Развитие сюжета зависит от ряда обстоятельств: близость темы игр к опыту ребенка. Отсутствие опыта становится препятствием в развитии сюжета игры. Вместе с развитием сюжетов игр развиваются и возможности творческого воображения ребенка, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию ребенка. Игры старших дошкольников отличаются сложным содержанием. Часто это длительные творческие игры. Длительная творческая игра высшая ступень развития игры. Ее специфика состоит в том, что она возникает по инициативе самих детей, которые самостоятельно берут на себя роли, хотят развивать сюжет, проявляют в игре больше вымысла, творчества в выборе действий, при распределении ролей, при использовании подсобных материалов. Основной ее признак – это устойчивый интерес ребенка к роли им выполняемой, и к определенной теме игры. Развитие детского воображения в игре зависит во многом от характера чтения книг, от того, насколько дети проникаются чувствами, выраженными в ней. Новые впечатления поддерживают интерес к теме игры и обогащают ее содержание. 
Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных компонента: это, прежде всего, играющий с детьми взрослый партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжета — сложение), как более сложного способа построения игры, и собственно, предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально за действенного в ней взрослого. Для развития творческого воображения особенно важны игры – фантазирование, придумывание. Освоенные в совместной с взрослыми игре умения комбинировать сюжетные события, обогащают игру детей. Полученный в игре с взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, событий, объединяющих разно текстовые роли, помогают детям более успешно развертывать самостоятельную игру. Сюжетно – ролевая игра обогащает развитие творческого воображения детей только в том случае, если она обретает развитые формы, богатое содержание, сложный сюжет. Для развития творческого воображения средствами сюжетно ролевой игры необходимо: — развивать творческую деятельность в моделировании сюжета игры, обогащать сферы творческих замыслов детей, расширять и обогащать позитивный опыт совместной творческой деятельности детей, — обучать детей совместному поиску творческих решений в сложных ситуациях; — формировать умение творчески развивать сюжет игры. Среди различных видов игры особое место занимает и театрализованная игра. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения. 
В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными. Дети испытывают неудовлетворительность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм – драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности и исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей. К ним относят речевую, интонацию выразительность и пантомимику. Необходимо использование этих средств для передачи образа, умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа. В доступной детям дошкольного возраста форме важно приобщить детей к воплощению сценического образа разными способами. Творческая активность ребенка в плане формирования новых сценических образов состоит в разрушении шаблонов сценического образа. Весь процесс создания сценического образа представляет собой единство закрепления новых образов и разрушения, прежних под влиянием приемов изобразительности. Именно на активизацию действия этого механизма должна быть направлена вся работа. 
Театрализованные игры дошкольников способствуют развитию как познавательного, так и эмоционального воображения детей, развитию их аффективной сферы. Необходимо создать особый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми в процессе театрализованной деятельности, которые помогут детям, справится с возникшими проблемами, преодолеть страхи и тревожность, обнаружить индивидуальность в творческой деятельности. Для развития творческого воображения средствами театральной деятельности необходимо: — развивать творческие способности детей в плане воплощения сценического образа; — дать представления о невербальных и вербальных средствах воплощения образа; — развивать познавательную активность; — формировать эмоциональный контроль; — для полноты восприятия театральной деятельности – ознакомить детей с различными видами театра: настольным театром резиновой, мягкой и дымковской игрушки; театром на фланелеграфе; пальчиковым театром с куклами бибабо и игровой – драматизацией. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представляли образы героев сказки выразительными, эмоционально отраженными), вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная актерская тренировка, цель которой помочь овладеть следующими средствами образной выразительности: интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимикой. 
При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, а именно содержать в себе образовательные воспитательные задачи. 
Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, и поэтому очень важно уметь отобрать художественные произведения, на основе которых строится сюжет театрализованной игры. Театрализованная игра должна нести в себе информацию об окружающей действительности, влиять на формирование личности ребенка, активизировать его творческое воображении, иметь развивающий и воспитывающий характер, а также соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Таким образом, только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей. Большой вклад в развитие творческого воображения может внести еще одна деятельность – это изобразительная. В процессе овладения детьми изобразительной деятельностью таятся большие возможности для развития творческих способностей, однако, проблема эта сложна и состоит она из двух частей с одной стороны, нужно культивировать творческие способности ребенка, а с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Таким образом, проблема развития творческого потенциала ребенка посредством изобразительной деятельности предстает как проблема организации этой деятельности. 
При руководстве изобразительной деятельности не надо натаскивать детей, заставлять их рисовать, надо играть с ними, рассказывать им сказки, просить их самих сочинять. В процессе освоения изобразительной деятельности детям необходимо привить определенные навыки и умения, вырабатывать приемы изображения, то есть необходимо целенаправленность обучение детей, привитие им художественного опыта. При этом приветствовать творческое изменение образца изображения (его величины, деталей, цвета). В процессе обучения ребенка изобразительной деятельности советовать и рекомендовать нужно осторожно, так как это отучает видеть разные неповторимые дома, листья, грибы и видеть их по-своему. Ребенок часто оказывается скованным, ограниченным частной формой действий, шаблонов. Художественное качество детских рисунков заключается в том, что в них запечатлена душа ребенка, изумленная окружающим миром, очарованная его красочностью, движением, бесконечным разнообразием. В развитии творческого воображения рисующих детей большую помощь оказывает музыка, слушание музыки. Она создает настрой, рождающий иное отношение к сочетанию цветов и линий. Таким образом, один из способов амплификации детской изобразительной деятельности заключается не в передаче им конкретных и жестких способов построения образа, а в обогащении их чувственного опыта, создании особой поэтической атмосферы сотворения образа, развитии детской наблюдательности. 
Вторая линия амплификации изобретательной деятельности – это развитие сюжетной линии воплощения образа: необходимо добиться разнообразия сюжетов, воплощаемых в рисунках и пластилиновых скульптурах; необходимо обсуждать с детьми замысел, предлагать новые интересные для них темы. «Приучайте ребенка реализовывать задуманное, выражать свои образы и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творческом созидании» / О.М. Дьяченко./ Необходимо разводить понятие терминов «замысел» и «тема». Тема рисунков легко формулируется в словах, иногда только в названии. Замысел же предполагает наглядное представление будущего рисунка, хотя бы в общих чертах. Многие дети не понимают самой задачи: замыслить, представить себе будущий рисунок, до того, как его начать. Воспитатели сами чаще ограничиваются только названием темы или перечислением входящих в неё предметов. Таким образом, воображение не развивается, дети не учатся «замысливать». Лишь в тех случаях, когда ребенок наглядно представляет себе задуманное содержании, он при соприкосновении с материалом ищет средства воплотить образы, созданные его воображением. Случайные ассоциации, если и возникают, то не заглушают замысла, а могут лишь частично изменить или заполнить его. Овладев способом формирования у детей сюжетно – изобразительного замысла в рисунке, мы получим возможность побуждать и направлять воображение. Когда замысел рисунка родится из сюжета литературного произведения, воображение играет главную роль. Оно опирается на художественные образы. Некоторые литературные произведения носят описательный характер, их содержание легко переносится в пространственную форму рисунка. Очень подходят и народные сказки: они доступны детям, рождают живые образы фантазии. Действие в сказке развертывается непрерывно и плавно. Обычно для рисунка выбирается один эпизод, который легче организуется пространственно.