Тема саморазвития: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

 

 

 

МБДОУ Детский сад №17 «Золушка»
Воспитатель: Козлова Елена Алексеевна

1кв. категория  

г.о.г.Бор

ЛИЧНАЯ КАРТА  

ФИО воспитателя:Козлова Елена Алексеевна   

Дата рождения:30.08.1967

Образование (когда и где какое заведение окончил):среднее специальное (Ирбитское педагогическое училище; 30 июня 1986 г.)

Специальность по диплому:воспитатель детского сада

Место работы:МБДОУ детский сад №17 «Золушка»

Занимаемая должность:воспитатель

Общий стаж: 31 год

Педагогический стаж: 30 лет

Квалификационная категория, дата присвоения: 1кв. категория

Курсы повышения квалификации:

1.тема «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (108 часов) 28. 12. 2016г.

2.тема: «Основы православной культуры» (144 часа) 2017г.

 

 

Актуальность:Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать

Цель: Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Задачи:1. Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.2.Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.3.Учить понимать причинно-следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.4.Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.5.Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.                                          6. Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, к диким животным.7.Учить детей правильно взаимодействовать с природой.8. Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.9.Развивать интерес и любовь к родному краю.

 

Перечень вопросов по саморазвитию:

1.Изучение психолого-педагогической и методической литературы;2. Разработка программно–методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;3. Исследовательская деятельность;4. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;5. Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;6. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

 

Предполагаемый результат:

Повышение профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в организации образовательного пространства.

Внедрение в работу новых форм и методов воспитания и обучения детей.

Улучшение условий для развития экологической культуры детей дошкольного возраста.

Обогащение представлений детей о природе родного края и формирования гуманного отношения к ней,соблюдение правила безопасности в природе по отношению к себе.

Дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.Экологическое просвещение родителей даст большой плюс                                                                        в экологическом воспитании детей детского сада.

 

Форма отчета по проделанной работе:

1. Публикация статей в сетевых образовательных пространствах;2. Проведение открытых дверей для педагогов и родителей;3. Размещение разработок зантий и работ детей в сетевых образовательных пространствах;4. Презентации;5. Обобщение из опыта работы;6. Отчет на педсоветах;7. Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне;

 

Форма саморазвития: индивидуальная

 

Этапы изучения темы:

Программа рассчитана на реализацию в течение 2017-2020 учебного года, предполагает работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию.

 

 

1.     Подготовительный этап

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Практические выходы

 

1

Изучение методической литературы

2017г.

 

Сентябрь

октябрь

 

 

ноябрь декабрь

— Подбор и анализ методической литературы;

— Знакомство с практическим опытом;

2

Анкетирование родителей «Экологическое образование дошкольников».

— Сбор информации о семейном воспитании детей.

3

Составление перспективного планапо экологическому воспитанию.Разработка конспектовНОДпо экологическому воспитанию.

— Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию

 

4

Родительское собрание «Дошкольник и экология»

2018г.

Январь

 

Февраль

Март

 

 

Апрель

— Экологическое воспитание родителей

5

Создание творческой лаборатории.

Составление серии опытов для дошкольников.

— Материалы для наблюдений, рассматривания, опытно-экспериментальной работы

— Пополнение предметно- развивающей среды;

7

Участие в экологических интернет-конкурсах

— Опыт работы

8

Мониторинг развития познавательно-исследовательской деятельности детей в мире живой и неживой природы

Май

Анализ информации для дальнейшего применения полученных знаний на практике по данной теме.

 

 

 

 

 

 

II. Основной этап

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Практические выходы

1

Консультации для родителей «Знакомим детей с природой родного края»;

Изготовление совместно с родителями макетов: «Животные наших лесов», «Животные жарких стран»

Изготовление дактических игр по экологическому воспитанию

2018 г.

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

декабрь

— Экологическое воспитание родителей

 

— Создание условий совместно с родителями и детьми по данной теме.                                                                  

2.

 

Акция «Интересно, что у нас под ногами?»

 

 

 

Сбор природного материала. Выставка «Дары осени»

— Обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.Изготовление знаков «Не сорите», «Чистый двор»

— Изготовление поделок из природного материала совместно с родителями и детьми.

 

Изготовление дидактических пособий совместно с детьми, для изучения темы.

— Продукты детской деятельности

 

Экологическая тропа  (игра-путешествие)      

— Составление с детьми карты-схемы экологической тропы детского сада

 

Консультации для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»;

— Экологическое воспитание родителей

— Обновление информации в родительском уголке

 

Подготовка и проведение НОД по экологическому воспитанию.

— Экологическое воспитание детей.

 

Акция «Птичье меню»

 

Экологическая тревога -«Птицам нет еды»

— Набллюдение, беседа с детьми

— Изготовление птичьих кормушек (совместно с родителями), развешивание по экологической тропе

3.

Акция«Ёлочка-краса»    

 

Экологическая тропа  

 

-Цикл наблюдений за ельюОбщение с природой, бережное отношение к елям.   — Укрыть ёлочку снегом.           — Изготовление табличек знаков «Не рубите ели»

 

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

2019 г.

Январь

 

 

 

 

Февраль

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

Май

 

 

— Экологическое воспитание родителей

 

 

Консультации для родителей:«Движущие силы исследовательского поведения детей»                           «Опытно-экспериментальная деятельность»

— Овладение практическими умениями и навыками, через работу с родителями;

— Составление картотеки опытов

 

Акция «Капелька воды»                                                                              Экологическая тревога: вода  в опасности

— НОД «Кому нужна вода»Представления детей о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней                       — Опыты по изучению свойств воды.Создание лаборатории.-Выставка  «Запрещающие знаки»

 

Экологическое развлечение «День земли».

Эколого-познавательный праздник с участием детей и родителей

 

Проект «Работа на огороде летом»

— Приобщить родителей и детей к созданию огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

 

Экологический КВН   

Совместная деятельность педагога с детьми

 

III.Заключительный

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Практические выходы

1

Фотовыставка «Родные просторы»

2020 г.

 

Январь

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

Март

 

 

Апрель

 

 

 

 

Май

Фотоотчёт;

2

Публикация статей в сетевых образовательных пространствах;

Размещение разработок зантий и работ детей;

3

Проведение Дня открытых дверей для родителей;

Обобщение из опыта работы;

4

Презентации проектов:           «Экологическая тропа»,«Ёлочка-краса»,        «Воздух-невидимка»,«Капелька воды», «Огород»

Обобщение из опыта работы;

 

5

Выступление на педагоги-ческом совете ДОУ

Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание дошкольников»;

      6

Представление администрации аналитического отчета.

Обобщение из опыта работы;

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
  2. О.Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
  3. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с природой и развитие речи» — интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
  4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» — интегрированные занятия для работы с детьми

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

  1. Т.И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
  2. Л.С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

  1. С.А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.
  2. Т.И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
  3. Л.Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.
  4. С. Мусиенко, Г. Бутылкина. «Оригами в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Москва. «Обруч» 2010г.
  5. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
  6. О.О Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию». Санкт — Петербург, 2003.
  7. Посылкина Р.Ю., Николаева Л.И. «Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста». Нижний Новгород, 2002
  8. Серебрякова Т.А. Методический комплекс «Край родной». Нижний Новгород, 2005.