Консультация по теме: «Влияние внутрисемейных отношений на развитие одаренности в дошкольном возрасте»

Перминова Наталья Валентиновна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №35 «Метелица» г. Воркуты

 

Гении не падают с неба, они должны              

иметь возможность образоваться и развиться.

 А.Бебель

В последнее время все чаще уделяют повышенное внимание проблеме целостности всестороннего развития личности ребенка. Поэтому активизировался интерес к одаренным детям.

«Одаренный ребенок» — кто он?Какой он? Одарен или нет? Как определить «одаренность»? Что за ней скрывается?

Именно эти вопросы можно часто услышать от родителей.

В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости.

В психологии под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.

Признаки одаренных детей

  • Высокая любознательность и исследовательская активность.
  • Способность прослеживать причинно- следственные связи и делать соответствующие выводы.
  • Обладают отличной памятью, речью, абстрактным мышлением.

Общие способности ученые расшифровывают так: умение обобщать, рассуждать на отвлеченные темы, решать проблемы и учиться на собственном опыте. Несомненный признак некоторой одаренности – раннее развитие речи. Особенно, если ребенок почти сразу переходит от отдельных слов к простейшим предложениям. У таких детей и запас слов богаче, и речь выразительнее. Они инстинктивно чувствуют оттенки и нюансы слова. Предложения у них длиннее и логичнее выстроены.

«Одаренность человека – это маленький росточек. Едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» — говорил В. А. Сухомлинский.

Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. В том числе и от правильно организованной системы обучения и воспитания. 

На протяжении дошкольного детства именно родители, семья играют ведущую роль в становлении личности ребенка, раскрытии его потенциальных возможностей.

Трудно переоценить значение общения и взаимодействия с матерью и другими близкими взрослыми в освоении малышом окружающего мира и развитии новых психических способностей.

Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия и общения. Осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный), оказывает по мнению Р. Бернса воздействие на формирование у ребенка Я – образа.

Гармония внутрисемейных отношений – залог здоровья и успешности растущей личности. Такую семью отличает теплое эмоциональное отношение к детям, полное принятие их, дающее им уверенность в родительской любви; взаимодействие строится по диалогическому принципу; четко определены нормы и правила поведения, в пределах которых предоставляется достаточный простор для личной инициативы детей.

Одаренные дети обладают высоким творческим потенциалом. Существует мнение, что одаренные дети не нуждаются в поддержке, так как и так достаточно талантливы и могут сами управлять собой.

На самом же деле, как считают ученые, потребность таких детей в эмоциональном комфорте, независимости, признании и осознании себя очень велика и слишком часто не удовлетворяется. Талант, даже большой, останется нераспознанным, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений. Одаренность, не говоря уж о скромных поначалу способностях, о склонностях, проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.

Существует две крайности в социализации одаренного ребенка:

— игнорирование и подавление высокого уровня познавательной и творческой активности;

-искусственное ускорение развития и чрезмерные требования со стороны родителей.

В обоих случаях присутствует явное или подсознательное ожидание высоких результатов ребенка. Такие особенности воспитания вызывают проблемы в развитии ребенка. Страх не соответствовать требованиям, возросшая тревожность, проявление агрессии, эмоциональные расстройства – вот небольшой список того, к чему приводит описанная позиция родителей.

Эффективность развития одаренности на прямую связана с созданием условий для детского творчества: доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение за высказывание оригинальных идей. Обеспечение возможности для упражнения и практики.

Вот краткая памятка по развитию одаренности у ребенка (Джоан Фриман, английский писатель, психолог)

  • Развивайте у ребенка самостоятельность, самодисциплину. навыки самоуправления.
  • Порицать за неуспех нежелательно. Надо разбирать этот неуспех, анализировать вместе с ребенком.
  • Обеспечьте насыщенную и интересную жизнь и ежедневное общение с другими детьми.
  • Преодоление препятствий даст ребенку ощущение радости, снимает страхи перед неизвестным, закаляет волю.
  • Взрослым необходимо помнить, что самая яркая характеристика любого одаренного ребенка – стремление к познанию и любознательность!

Также для раскрытия творческого потенциала ребенка, родителям необходимо:

  • Создавать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его (обеспечение материалами, местом для творчества, организация посещения ребенком студий, кружков, приглашение специалистов для индивидуальных занятий музыкой, рисованием и т. п.)
  • Личное активное участие родитенлей в детский играх, занятиях; совместный досуг вне дома (посещение театров, библиотек, стадионов и др.);
  • Стимулировать творческую активность ребенка (поощрение творческих проявлений, стремление исследовать окружающий мир, помощь в поиске единомышленников).

То, что влияние родителей на этой фазе развития ребенка является решающим, относится ко всем детям, а к одаренным в особенности. Ведь родители – главная опора одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.

Каждый ребенок талантлив!

 Дело за малым – помочь ребенку:

— найти свой путь;

 — поверить в себя.