Консультация для воспитателей: «Методы обучения дошкольников правилам дорожного движения»  

 

Выполнила:

Старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 28»

Г. Нижний Новгород

 

Методы   обучения  дошкольников правилам дорожного движения.

Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и  методы работы.

Первая младшая группа.

Задачи: Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта.

Методы и приемы работы с детьми.

Словесный:

-беседы: «Автомобиль», «За рулём», «На чём люди ездят»;

-Чтение и инсценировка рассказа Н.Павловой  «На машине».

Наглядный:

-наблюдение за транспортом;

работа с иллюстрациями по теме;

Практический:

-Дидактические игры: «Где мы гуляем», «Для чего нужны машины?» «Красный,зеленый»;

-Подвижные  игры: «Поезд», «Птицы и автомобиль».

Вторая младшая группа.

Задачи: Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руки взрослого)

Методы и приемы работы с детьми.

Словесный:

-беседы: «Знакомство с улицей», «Транспорт», «Светофор»;

-Рассказ воспитателя о средствах передвижения;

-чтение худ. произведений  С. Михалков «Бездельник светофор»,С. Маршак «Мяч», А. Северный «Светофор»,В.Кожевников «Светофор».

Наглядный:

просмотр презентации, обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы», «Смешарики;
-рассматривание автомашин, автобуса, трамвая(игрушки);

-рассматривание картины «Едем в автобусе»;

-целевые прогулки до ближайшей улицы.

Практический:

-дидактические игры: «Где мы гуляем», «Найди свой цвет», «Светофор»;

-художественная деятельность:

* конструирование: «Автомобиль»,

*аппликация: «Грузовик».

-подвижные игры: «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор», «Трамвай», «Поезд», «Воробушки и автомобиль».

 

Средняя группа.

Задачи: Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекрёсток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения «Скорая помощь», «Пожарная машина», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус. Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный пе5реход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.

 

Методы и приемы работы с детьми.

Словесный:

-беседы: «Мы знакомимся с улицей», «Дорога до детского сада», «Светофор(транспортный и пешеходный) и его сигналы», «Знай и выполняй правила дорожного движения», «Зачем нужны дорожные знаки».

-чтение худ.произведений:  В.Арбеков «Про умных зверюшек»,

Я.Пишумов «Машины»,В.Берестов «Это еду я бегом»,М.Пляцковский «Стоп,машина»,С.Михалков «Если свет зажёгся красный»,С.Яковлев «Нужно слушаться без спора»,С. Маршак «Мяч»,С. Михалков «Дядя Стёпа-милиционер»,Б.Житков «Что я видел», «Светофор», «Какое такси»;  Н.Кончаловская «Самокат»;В.Кожевников «Машины», «Песенка о правилах»;

-загадки(о светофоре ,о транспорте);

составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.

Наглядный:

-рассматривание иллюстраций по ПДД, различных видов транспорта, макета с изображениями проезжей части улицы и тротуара;

просмотр презентации , обучающих мультфильмов;
-целевые прогулки на ближайший перекрёсток, экскурсии к автостоянке.

Практический:

-дидактические игры: «Что такое улица?», «Какие бывают машины?», «Кто такой пассажир?», «Светофор», «Пешеход», «Куклы идут- машины едут(на макете дороги»);

-настольно-печатные игры;

-художественная деятельность:

* аппликация «Светофор», «Поезд»,

*рисование: «Дети вышли гулять »,

*конструирование:  «Мосты», «Выставка машин»,

*изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

-сюжетно-ролевые игры: «Машины и пешеходы», «Умный светофор»;

-подвижные игры: «Цветные автомобили», «Трамвай», «Самолёты», «Найди свой цвет».

  

Старшая группа.

Задачи: Уточнение знаний об элементах дороги(проезжая часть, пешеходный переход, тротуар),о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения ,правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт   медицинской помощи», «Остановка автобуса», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Методы и приемы работы с детьми.

Словесный:

-беседы: «Наша улица», «Какие бывают машины», «Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром », «Я –пешеход», «Правила дорожного движения», «Знакомство с городским транспортом», «В стране дорожных знаков»

-решение ситуаций: «Как нужно перейти через дорогу, если нет подземного перехода?».

-чтение худ.произведений  С. Михалков «Скверная история»,С. Маршак «Миллиционер»,В.Головко «Правила движения»,С.Яковлев «Читает книжку глупый слон..»А.Северный: «Светофор», Я.Пишумов «Машина моя» ,В. Кожевников «Светофор»,А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»,О.Бедарев «Если бы»;

Наглядный:

-рассматривание иллюстраций по ПДД;

просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто», презентации , обучающих мультфильмов;

-экскурсии к дороге, прогулки к подземному переходу.

Практический:

-дидактические игры: «Улица, на которой расположен наш детский сад(на проулке)», «Весёлый светофор», «Встань так, чтобы..», «Подбери знак», «Безопасный путь»;

-КВН по ПДД, поле чудес, конкурсы «Лучший пешеход»(через блиц-вопросы,стихи,пословицы;

-игра-тренинг «Я потерялся».

-художественная деятельность:

* конструирование: «Мосты»,

* ручной труд: «Автобус» «Выставка машин»,

*аппликация: «Машины везут урожай с полей», «Наша улица»;

-подвижные игры: «Правила дорожного движения», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Горелки»;

-игры с макетом перекрёстка.

  

Подготовительная группа.

Задачи: Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками-предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.

 

                           Методы и приемы работы с детьми.

Словесный:

-беседы:  «Улицы нашего города» «Для чего нужны дорожные знаки», «Перекрёсток»; «В стране дорожных знаков», «Берегись автомобиля», «Дорожные знаки наши друзья», «Красный,жёлтый,зелёный»;

-составление рассказов из личного опыта «Как я с мамой ездил в гости»;

-чтение худ.произведений :Н.Кончаловская «Самокат»,В.Семернин «Запрещается-разрешается»,Я.Пишумов «Песенка о правилах», «Пешеходный светофор»,И.Лешкевин «Гололёд»,О.Бедарев «Азбука безопасности»,Ф.Юрмин «Любопытный мышонок»,И.Серяков «Улица,где все спешат», «Машина,которую рисовать научили»;А.Северный «Светофор»,Л.Самашова «Знаки сервиса», «Предупреждающие знаки»,    «Запрещающие знаки», «Предписывающие знаки», «Информационно-указательные знаки»;

Наглядный:

наблюдение за работой сотрудника ГИБДД,объяснить значение его жестов.

-рассматривание иллюстраций по ПДД;

просмотр презентации , обучающих мультфильмов;

-экскурсия в автогородок с участием работника ГИБДД, целевая прогулка на перекрёсток.

Практический:

-дидактические игры:  «Что ты будешь делать,если…», «Угадай,какой знак», «Сигналы регулировщика», «Путешествие в Страну знаков», «Загадочное лото», «Говорящие знаки», «Занимательная дорожная азбука»;

— решение проблемных ситуаций;

-художественная деятельность:

*конструирование: «Наш комплекс», «Мосты», «Автозавод»

*лепка «Регулировщик»,рисование «Наш город».

-викторина «Пешеход на улице»;

-ролевые игры: «Светофор», «Правила дорожного движения»;

-Подвижная игра: «Стоп».