Выполнила:
Старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 28»
Г. Нижний Новгород
Методы обучения дошкольников правилам дорожного движения.
Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы.
Первая младшая группа.
Задачи: Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта.
Методы и приемы работы с детьми.
Словесный:
-беседы: «Автомобиль», «За рулём», «На чём люди ездят»;
-Чтение и инсценировка рассказа Н.Павловой «На машине».
Наглядный:
-наблюдение за транспортом;
—работа с иллюстрациями по теме;
Практический:
-Дидактические игры: «Где мы гуляем», «Для чего нужны машины?» «Красный,зеленый»;
-Подвижные игры: «Поезд», «Птицы и автомобиль».
Вторая младшая группа.
Задачи: Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руки взрослого)
Методы и приемы работы с детьми.
Словесный:
-беседы: «Знакомство с улицей», «Транспорт», «Светофор»;
-Рассказ воспитателя о средствах передвижения;
-чтение худ. произведений С. Михалков «Бездельник светофор»,С. Маршак «Мяч», А. Северный «Светофор»,В.Кожевников «Светофор».
Наглядный:
— просмотр презентации, обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы», «Смешарики;
-рассматривание автомашин, автобуса, трамвая(игрушки);
-рассматривание картины «Едем в автобусе»;
-целевые прогулки до ближайшей улицы.
Практический:
-дидактические игры: «Где мы гуляем», «Найди свой цвет», «Светофор»;
-художественная деятельность:
* конструирование: «Автомобиль»,
*аппликация: «Грузовик».
-подвижные игры: «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор», «Трамвай», «Поезд», «Воробушки и автомобиль».
Средняя группа.
Задачи: Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекрёсток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения «Скорая помощь», «Пожарная машина», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус. Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный пе5реход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.
Методы и приемы работы с детьми.
Словесный:
-беседы: «Мы знакомимся с улицей», «Дорога до детского сада», «Светофор(транспортный и пешеходный) и его сигналы», «Знай и выполняй правила дорожного движения», «Зачем нужны дорожные знаки».
-чтение худ.произведений: В.Арбеков «Про умных зверюшек»,
Я.Пишумов «Машины»,В.Берестов «Это еду я бегом»,М.Пляцковский «Стоп,машина»,С.Михалков «Если свет зажёгся красный»,С.Яковлев «Нужно слушаться без спора»,С. Маршак «Мяч»,С. Михалков «Дядя Стёпа-милиционер»,Б.Житков «Что я видел», «Светофор», «Какое такси»; Н.Кончаловская «Самокат»;В.Кожевников «Машины», «Песенка о правилах»;
-загадки(о светофоре ,о транспорте);
— составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
Наглядный:
-рассматривание иллюстраций по ПДД, различных видов транспорта, макета с изображениями проезжей части улицы и тротуара;
—просмотр презентации , обучающих мультфильмов;
-целевые прогулки на ближайший перекрёсток, экскурсии к автостоянке.
Практический:
-дидактические игры: «Что такое улица?», «Какие бывают машины?», «Кто такой пассажир?», «Светофор», «Пешеход», «Куклы идут- машины едут(на макете дороги»);
-настольно-печатные игры;
-художественная деятельность:
* аппликация «Светофор», «Поезд»,
*рисование: «Дети вышли гулять »,
*конструирование: «Мосты», «Выставка машин»,
*изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
-сюжетно-ролевые игры: «Машины и пешеходы», «Умный светофор»;
-подвижные игры: «Цветные автомобили», «Трамвай», «Самолёты», «Найди свой цвет».
Старшая группа.
Задачи: Уточнение знаний об элементах дороги(проезжая часть, пешеходный переход, тротуар),о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения ,правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Остановка автобуса», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Методы и приемы работы с детьми.
Словесный:
-беседы: «Наша улица», «Какие бывают машины», «Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром », «Я –пешеход», «Правила дорожного движения», «Знакомство с городским транспортом», «В стране дорожных знаков»
-решение ситуаций: «Как нужно перейти через дорогу, если нет подземного перехода?».
-чтение худ.произведений С. Михалков «Скверная история»,С. Маршак «Миллиционер»,В.Головко «Правила движения»,С.Яковлев «Читает книжку глупый слон..»А.Северный: «Светофор», Я.Пишумов «Машина моя» ,В. Кожевников «Светофор»,А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»,О.Бедарев «Если бы»;
Наглядный:
-рассматривание иллюстраций по ПДД;
—просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто», презентации , обучающих мультфильмов;
-экскурсии к дороге, прогулки к подземному переходу.
Практический:
-дидактические игры: «Улица, на которой расположен наш детский сад(на проулке)», «Весёлый светофор», «Встань так, чтобы..», «Подбери знак», «Безопасный путь»;
-КВН по ПДД, поле чудес, конкурсы «Лучший пешеход»(через блиц-вопросы,стихи,пословицы;
-игра-тренинг «Я потерялся».
-художественная деятельность:
* конструирование: «Мосты»,
* ручной труд: «Автобус» «Выставка машин»,
*аппликация: «Машины везут урожай с полей», «Наша улица»;
-подвижные игры: «Правила дорожного движения», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Горелки»;
-игры с макетом перекрёстка.
Подготовительная группа.
Задачи: Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками-предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.
Методы и приемы работы с детьми.
Словесный:
-беседы: «Улицы нашего города» «Для чего нужны дорожные знаки», «Перекрёсток»; «В стране дорожных знаков», «Берегись автомобиля», «Дорожные знаки наши друзья», «Красный,жёлтый,зелёный»;
-составление рассказов из личного опыта «Как я с мамой ездил в гости»;
-чтение худ.произведений :Н.Кончаловская «Самокат»,В.Семернин «Запрещается-разрешается»,Я.Пишумов «Песенка о правилах», «Пешеходный светофор»,И.Лешкевин «Гололёд»,О.Бедарев «Азбука безопасности»,Ф.Юрмин «Любопытный мышонок»,И.Серяков «Улица,где все спешат», «Машина,которую рисовать научили»;А.Северный «Светофор»,Л.Самашова «Знаки сервиса», «Предупреждающие знаки», «Запрещающие знаки», «Предписывающие знаки», «Информационно-указательные знаки»;
Наглядный:
—наблюдение за работой сотрудника ГИБДД,объяснить значение его жестов.
-рассматривание иллюстраций по ПДД;
— просмотр презентации , обучающих мультфильмов;
-экскурсия в автогородок с участием работника ГИБДД, целевая прогулка на перекрёсток.
Практический:
-дидактические игры: «Что ты будешь делать,если…», «Угадай,какой знак», «Сигналы регулировщика», «Путешествие в Страну знаков», «Загадочное лото», «Говорящие знаки», «Занимательная дорожная азбука»;
— решение проблемных ситуаций;
-художественная деятельность:
*конструирование: «Наш комплекс», «Мосты», «Автозавод»
*лепка «Регулировщик»,рисование «Наш город».
-викторина «Пешеход на улице»;
-ролевые игры: «Светофор», «Правила дорожного движения»;
-Подвижная игра: «Стоп».
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- «Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с коррекционными нарушениями речи «Зимние забавы» (RANDOM - 50%)