Москалёва Ольга Михайловна, воспитатель первой категории МАДОУ «Умка», город Ноябрьск, ЯНАО.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трёх основных задач:
- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
- формирование положительного эмоционального отношения к школе;
- формирование опыта учебной деятельности.
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, библиотеку, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и сюжетно-ролевая игра «Школа».
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом и телефоном. Поэтому развитие речи становится более актуальной проблемой.Я хотела бы остановиться на таком игровом методе как мнемотехника.
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать:ассоциативное мышление,зрительную и слуховую память, внимание,воображение,связную речь,мелкую моторику рук.
Последовательность работы с мнемотаблицами
1ЭТАП: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2ЭТАП: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 ЭТАП:После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы, то есть происходит отработка метода запоминания.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку, — квадрат из 3-4 картинок. Затем по ним ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения.
В средней группе начинают работать с мнемотаблицами. Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить.В начале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем взрослый подробно расшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят.
Например: «Наступила осень. Солнышко стало греть слабее, все звери в лесу начали готовиться к зиме. Белочка заготовила много орешков, которые она прячет в своем домике на елочке. Зайчик поменял свою серенькую шубку на белую, чтобы его не было видно на снегу. А большой бурый мишка готовит себе берлогу, в которой он будет спать до весны. Мишка не замерзнет, ведь выпавший снег укроет домик медведя как покрывалам. Так мишка и проспит до самой весны».
В старших группах ДОУ нужно предлагать детям самим нарисовать таблицу по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам и рассказать её.
Использование мнемосхем способствует:
1.Обучение пересказу;
2.Составление рассказов;
3.Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
4.Отгадывание загадок;
5.Обогащение словарного запаса.
6.Использование мнемотехники в ДОУ (последовательность процесса умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола).
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
- Педагогическая характеристика готовности ребенка к обучению в школе (50%)
- Конспект открытого занятия непосредственной организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада (50%)
- Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС» (50%)
- Консультация «Готовность детей к обучению математике в школе» (50%)
- Конспект ОД в старшей группе на тему «Осень» (50%)
- Статья на тему: «Важность подготовки ребенка к школе». (RANDOM - 50%)