Зайцева Ольга Владимировна, воспитатель,
МБДОУ «Детски сад № 13» г. Уссурийск.
Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; развить интерес к природе и животному миру, видеть и чувствовать её красоту, воспитывает бережное отношение к ней.
Задачи:
Продолжать пополнять знания детей об обитателях леса;
Закреплять знания детей об осени;
Учить детей видеть красивое и чувствовать красоту природы;
Развивать воображение;
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, фотографий, открыток с изображением осени, беседа об осени, загадывание загадок о лесных жителях, о грибах, овощах. Заучивание стихов, разучивание песен об осени и слушание музыки. Наблюдение за осенними явлениями природы.
Оборудование: картинки с нарисованными на них грибами и овощами, муляжи (гриб, орехи, морковка, капуста, ягода, яблоко, баночка с медом), аудиозаписи с мелодией и песней про осень.
Действующие лица:
Сорока
Белка
Медведь
Еж
Заяц
Осень
Ведущая
Звучит красивая музыка и на ее фоне говорит ведущая
Ведущая: В одном лесу жили-были звери и птицы. Они радовались теплому солнышку, птички распевали песни, лакомились ягодами и плодами деревьев.
Но однажды что-то случилось. По лесу летела сорока, и захлебываясь от волнения, сообщила новость.
Сорока: — Слушайте, слушайте все! Я узнала, что к нам идет Осень. Скорее, скорее, собирайтесь все на лесной совет.
Ведущая: Звери оставили свои дела и собрались на большой лесной поляне. Медведь, как самый большой из присутствующих зверей, открыл собрание.
Медведь: Послушайте меня звери! Нам сообщили, что наступает осень. Что она несет с собой какие-то перемены в природе, в погоде, и что с нами со всеми тоже что-то произойдет. Кто из вас знает, что такое осень? И что от нее можно ожидать?
Заяц: Я не знаю и очень боюсь.
Белка: Я тоже не слышала ни о какой осени, и не хочу, чтобы она приходила.
Еж:Я знаю, что делать. Я вижу, что к нам в лес пришли ребята из детского сада. Давайте их расспросим об осени.
Медведь: молодец Еж. Сейчас мы все узнаем.
Ведущая: Ребята, поможем зверятам? Кто расскажет, какие изменения происходят в природе с приходом осени, и с какими дарами она к нам приходит?
Ответы детей (дует холодный ветер, желтеют и падают листья, на небе появляются серые тучи, солнце меньше греет; осенью мы собираем урожай картошки, капусты, огурцов, помидор, яблок, баклажан и кабачков).
Медведь: Спасибо, ребята. Теперь мы знаем, что такое осень. А нам, звери, нужно решить, кто как будет к осени готовиться. Какие у кого предложения будут?
Белка: Я Белка-попрыгунья, с ветки на ветку прыг-прыг, шишки срываю, на землю бросаю, грибы собираю, на пенек положу посушиться, что бы не испортились. А что потом делать, нужно у ребят спросить.
Медведь: Ну-ка ребята, подскажите Белке, куда спрятать ей запасы?
Дети: В дупло.
Белка: Правильно, я совсем забыла, что у меня в дупле есть укромное местечко, куда можно сложить орехи, шишки и грибы.
Медведь: А теперь Зайцу слово. Скажи нам Косой, как ты осень встречать будешь?
Заяц: Не знаю, я совсем от страха разум потерял. Ведь теперь деревья меня не защитят, они листья сбросят, в траве не спрячешься, под кустами тоже. Меня отовсюду видно. Лиса и Волк меня обязательно увидят и съедят. Как же мне быть? Помогите кто-нибудь!
Медведь: Не расстраивайся так сильно, Зайчик. Сейчас у ребят спросим, и они скажут, как тебе быть и что делать.
Ответы детей( Зайцы осенью меняют серую шубу на белую, а быстрые ноги и хороший слух спасают зайца от врагов. Питаются зайцы корой деревьев).
Заяц: Спасибо ребята, немного успокоили. Но все равно я не хочу, чтобы осень приходила к нам. А ты Михайло Иванович, как будешь осень встречать?
Медведь: Я думаю, что мне нужно, пока еще осень не наступила, наесться вдоволь, чтобы жир накопить. А потом я залезу в свою берлогу, буду крепко спать и лапу сосать. Это мое любимое занятие. А сниться мне будет, как я на дерево залез, чтобы медом полакомиться, как ягоды сладкие ем. Ах, какие приятные сны!
Еж: Мне тоже нужна помощь детей. Я решил собрать побольше грибов и отнести их в свою норку. Только боюсь, что попадутся мне не съедобные. Ребята, я вам буду показывать картинки, на которых нарисованы грибы, а вы мне называйте их и говорите- можно мне их собирать на иголки или нет.
(Показывает картинки для облегчения задания, рассказывает о грибах, дети называют их)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это? ……( сыроежка)
Золотистые лисички
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
(Лисички).
Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети —
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята).
Я – белый гриб, я – царь грибов,
Бесценный дар грибных лесов.
Росту в дубраве и в бору.
Прославлен широко в миру.
И если ты меня найдёшь,
Узнаешь сам, как я хорош!
(Белый гриб).
Хоть и ложные, но чудесные мы лисички ароматные,
В корзинку прыгнуть мы готовы. Вы хотите взять нас?
(Нет, вы ядовитые грибы)
Еж: — Вот спасибо вам, ребята, теперь я знаю, что голодным не буду и могу спокойно ждать прихода осени.
Ведущая: – Так звери решили, как они будут встречать осень, а она уже совсем близко была, к лесу приближалась. Вновь звери услышали, как сорока летит и на весь лес кричит.
Сорока: — Вот она, вот она! Осень! Смотрите скорее, я первая ее увидела и дорогу показала.
(Звучит лирическая мелодия, появляется осень.)
Осень: — Здравствуйте ребята, здравствуйте зверята. Долго к вам я добиралась, ведь по дороге столько было дел. Листья покрасить, тучи на небо отправить, урожай собрать.
Устала немного. Но к вам я пришла не с пустыми руками. Слышала, что вы боялись моего прихода, а я для каждого подарок принесла. В моей корзинке спрятались для всех вас дары. А что там, вы узнаете при помощи игры.
Ребята! Отгадайте, пожалуйста, что в моей корзинке и кому из зверей я это принесла.
(Загадывает загадки и достает из корзинки настоящие или муляжи, отгадки)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб для Белочки и для Ежика).
Лоскуток на лоскутке —
зеленые заплатки,
Целый день на животе
нежится на грядке.
(Капуста для зайчика).
Огородная краля
В оранжевом платье
Притаилась в погребке,
Лишь коса на бугорке.
(Морковь для Зайчика).
Стоит высоко,
Висит далеко,
Кругом гладко,
В середине сладко.
(Орех для белочки).
Круглое, румяное,
Оно растет на ветке.
Любят его взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко для Ежика).
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Ягоды для Медведя).
Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают.
(Мед для Медведя).
Осень: Я рада, что вам понравились мои дары, и надеюсь, что мы подружимся с вами. А мне пора отправляться в путь, много еще дел предстоит: урожай собрать, в кладовые спрятать, проводить птиц в теплые края, всем зверям помочь к зиме подготовиться.
До свидания, зверята. Мы с вами еще обязательно встретимся.
Белочка: — И мне пора идти, готовить орешки, грибочки. Шишки. Нужно все успеть сделать до первых холодов (убегает).
Ежик: — Ну, а мы почему сидим? Домики приготовили? Листочки в норку принесли, мхом теплым постелили? Нет! Тогда всем ежам пора спешить, пока еще не пришло время в норку забираться и от холода спасаться (убегает).
Зайка: — (в белой шубке): -Ой, смотрите на меня. Шубка стала белой, спрячьте меня поскорее, я очень боюсь хитрой лисы.
Медведь: — Не бойся, косой. Пошли со мной, будешь мне помогать ягоды собирать, а я тебя защищать буду, пока первый снег не выпадет.
Давайте попрощаемся с ребятами и поблагодарим их за то, что рассказали нам об осени.
Медведь и Заяц (вместе): — До свидания, ребята! До встречи весною (уходят).
Ведущая: — Вот так и закончилось приключение в лесу. Звери узнали, какая бывает осень, познакомились с ней и начали готовиться к зиме. А мне остается только еще раз сказать вам о том, что Осень – красивое, щедрое и прекрасное время года. Недаром ее называют золотой волшебницей, ведь она раскрашивает мир разноцветными красками. Давайте закончим нашу сказку песенкой об осени, и тогда она придет к вам ещё.
- КВН «Юный защитник природы» (50%)
- «Царица Вода в гостях у ребят» (развлечение для детей подготовительной группы) (50%)
- Родительское собрание по теме: «Учимся любить природу» (50%)
- Экологический праздник в старшей группе «Берегите Волгу-матушку» (50%)
- Отчёт об экологическом воспитании детей 5 лет (50%)
- Консультация для воспитателей по теме «Труд в природе» (RANDOM - 50%)