Консультация для родителей по теме: «Помощь ребёнку в период адаптации»

Федореева Елена Владимировна, воспитатель

МБДОУ « Детский сад № 13», г. Уссурийск.

 

При поступлении ребёнка в детский сад происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, — все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.

   Вводить ребёнка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни, приводя ребёнка в детский сад, побудьте вместе некоторое время (1-2часа), что позволит ему спокойно ориентироваться в новых условиях. Целесообразно приводить ребёнка на прогулку, причём желательно на вечернюю, когда можно обратить внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. Если нет возможности приводить ребёнка на прогулку, тогда следует прийти с ребёнком позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слёз и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами. И только после таких кратковременных визитов дети остаются без мамы, но ненадолго, а затем время постепенно увеличивается.

  В целом наличие в группе и на прогулке мам, бабушек очень дезорганизует работу группы, поэтому количество и продолжительность их посещений, если не возникает осложнений, лучше ограничить первой неделей. За эту неделю дети познакомятся с участком, группой, игрушками, будут знать в лицо своего воспитателя и нескольких сверстников – для начала этого достаточно.

   Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребёнку хочется, чтобы мама всё время была рядом. Поэтому очень хорошо, если ребёнок принесёт из дома маленький «семейный» фотоальбом с фотографиями близких людей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

   Дайте ребёнку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него светлые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит» в садик вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Со временем можно предложить ребёнку оставить игрушку «ночевать» в детском саду, а на утро снова с нею встретиться.

   Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка, о том, как он ведёт себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него какие-то привычки, расскажите об индивидуальных особенностях ребёнка. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

   Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2 месяцев). Ко времени дневного сна лучше на первых порах забирать ребёнка домой. Дети, которые комфортно себя чувствуют в первой половине дня, могут оставаться на сон, а после этого и на вечернее время. Желательно, чтобы в первую неделю, когда будете оставлять ребёнка на дневной сон, приходили не позже 16 часов.

   А что делать, когда малыш постоянно плачет и в прямом смысле хватается за вашу юбку? Психологи рекомендуют не затягивать расставание и не «дразнить» ребёнка своим присутствием. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода малыш спокойно включается в игру – детская психика гибкая и легко «приспосабливается» к «новому». Можно поручить папе процесс сопровождения в садик. Как правило, при папе особо не поплачешь, придётся отправляться в группу.

   Во время прощания вы должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребёнком только доброжелательным тоном и обязательно уточнить, когда заберут его домой. При этом никогда не задерживайтесь, старайтесь приходить вовремя. Держите своё слово: если обещали забрать ребёнка до обеда, не нарушайте обещание, в противном случае ребёнок перестанет вам доверять и его страхи усугубятся. Обсудите с ребёнком, чем  будете заниматься, когда вернётесь за ним, приятные ожидания улучшают эмоционально тяжёлое состояние ребёнка.

   Желательно разработать несложную систему прощальных знаков  (например, воздушный поцелуй, прощание двух мизинчиков, рукопожатие т.п.) и ежедневно повторять её. При этом важно уходить, не задерживаясь, не оборачиваясь, — так малышу будет проще отпускать вас. Если вы не будете бояться разлуки с ребёнком, то он легче будет её переносить.

   Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода  — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребёнок их «уловит» и ему будет ещё труднее расставаться с вами.

   По дороге домой старайтесь поговорить с ребёнком, узнайте, что было хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребёнок играл, что узнал нового, погуляйте с ребёнком на детской площадке, в парке, похвалите его за проведённый день: «Молодец! Ты хорошо ведёшь себя, я горжусь тобой». Теперь вы проводите меньше времени с малышом, чем раньше, но важно другое – нежность и тепло ваших взаимоотношений, любовь друг к другу, которую ребёнок должен чувствовать всегда: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

   Имейте в виду, что проблемы адаптации ребёнка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьёзном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания в детском саду либо в течении какого-то времени по договорённости с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

   И ещё несколько полезных советов…

  • Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша.
  • Выполняйте предписания врачей, советы и рекомендации педагогов.
  • Не отучайте ребёнка от вредных привычек в адаптационный период.
  • Сообщите врачу-педиатру, педагогу-психологу об индивидуальных особенностях ребёнка.
  • На время адаптации прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест, сократите время просмотра телепередач, старайтесь щадить ослабленную нервную систему.
  • Одевайте ребёнка в садик в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращайте внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида.
  • Когда ребёнок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слёз при расставании всерьёз – это может быть вызвано просто плохим настроением.

Практика работы с семьями, дети которых начинают посещать детский сад, свидетельствует, что большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимает установлением с родителями отношений сотрудничества. Главной фигурой и центром внимания для 2-3 летних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Такие отношения предполагают равные, партнёрские позиции с прояснением желаний и возможностей каждой из сторон. Если ребёнок готовится к дошкольному учреждению, если и семья, и коллектив детского сада настроены на сотрудничество, то количество сложностей в период адаптации будет сведено к минимуму.

 Главными помощниками в непростой период адаптации всегда являются любовь,  терпение, последовательность и понимание. Слушайте сердцем своего малыша и себя, у вас все получится, будьте счастливы! 

Список используемой литературы:

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие /Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. Линка-Пресс, 1993. –110с.
  3. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006. — 236 с.
  4. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Проспект, 2002. — 414 с.
  5. Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. — М.: Просвещение, 1994. — 226 с.
  6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. — М.: Просвещение, 1993. — 170 с.
  7. Внешняя среда и психическое развитие ребенка/Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. — М.: Педагогика, 2004. — 232 с.
  8. Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Современная воспитательная система детского сада. // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 3. — С. 12 — 17.
  9. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.