Образовательная программа «Веселые нотки»

Алферова Кристина Сергеевна, музыкальный руководитель, х. Калининский, ГКУСО РО Шолоховский центр помощи детям.

 

            Дополнительная образовательная программа  «Веселые нотки» соответствует Закону РФ «Об образовании в РФ», Примерным требованиям к программам дополнительного образования (пр. к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г). Методических рекомендаций по проектированию дополнительных образовательных программ.

         Дополнительная образовательная программа «Веселые нотки» имеет художественное направление и является авторской программой.

            Новизна дополнительной образовательной программы в том, что она основана на комплексном подходе к обучению. Инновационным явлением при реализации содержания названной образовательной программы можно считать использование отличительных методик преподавания, основанных на единстве обучения, развития и самовоспитания обучающихся. Новизна данной образовательной программы направлена на получение воспитанниками дополнительного художественного развития, способствующего формированию личностных компетентной, направленных на рост внутренней культуры личности.

             Актуальность дополнительной образовательной  программы заключается в том, Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, воспитанник учится взаимодействовать со сверстниками.

Коллективные творческие выступления  воспитанники демонстрируют на праздниках, концертах.

            Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Веселые нотки» заключается в том, что при ее реализации воспитанники получают необходимые  художественные знания и практические умения. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

              Цели и задачи программы:

             Целью данной программы является заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство музыки, стиля.

         Воспитательная цель программы: воспитать музыкальную и певческую культуру.

         Развивающая цель программы: развить музыкально-эстетический вкус.

 Задачи:

Образовательные:

— углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

— обучить детей вокальным навыкам.

 

Воспитательные:

воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

— воспитание организованности, внимания;

—  привить навыки сценического поведения.

Развивающие:

          — развитие музыкальных способностей детей;

          — развитие художественного вкуса, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения.

 

             Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы — от 3 до 17 лет.

             Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Веселые нотки» – 1 год (сентябрь-май).

             Режим занятий: сентябрь, октябрь – 4 раза в неделю , по 1 часу; ноябрь– май 2раза в неделю, по 1 часу.

             Формы занятий разнообразные: групповая, работа в подгруппах, индивидуальная. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастом, психологическими возможностями детей.

             Виды музыкальной деятельности:

слушание музыки (расширение представлений о жанрах, видах, формах музыки, расширение представлений о взаимосвязи музыки и других видов искусства, воздействии музыки на человека);

— исполнительская деятельность воспитанников: хоровое, сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.).

Ожидаемые результаты формирования различных компетенций воспитанников:

        Воспитанники имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.

Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая друг друга.

             Методы оценки результативности программы:

 

     Количественный анализ

         Качественный анализ

1.

Посещаемость, статистические данные

Форсирование навыков и умений

2.

Фиксация занятий в рабочем журнале

Анализ успеваемости деятельности и достижения цели

3.

Отслеживание результатов (наблюдение, диагностика)

Анализ диагностического материала

4.

Практический результат

Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы

           Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

— владеть необходимым запасом специфических вокально-хоровых навыков согласно содержанию программы; 

— вовлечение значительного числа воспитанников желающих заниматься данным видом музыкальной деятельности, приобщение их к духовным ценностям;

— укрепление вокально-хорового коллектива как творческой единицы для участия в последующей концертной деятельности;

— проявление высокой эстетической и музыкально-певческой культуры, умение применять полученные знания, умения и навыки на практике, расширенный музыкальный кругозор.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • начальная диагностика (сентябрь);
  • текущая диагностика (в течение всего учебного года);
  • промежуточная диагностика (январь);
  • итоговая аттестация (май).

             Увидеть результаты достижений каждого воспитанника помогут педагогические  наблюдения, мониторинг, а также анализ результатов анкетирования, тестирования, участия воспитанников в праздничных выступлениях, участие в смотрах, конкурсах.