Сайфетдинова Гузяль Давлетшовна, учитель начальных классов,
МБУ «Школа «11» г.о.Тольятти Самарской области
В феврале 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил национальную образовательную инициативу “Наша новая школа”, цель которой модернизация и развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная инициатива предусматривает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
Трудно не согласиться с тем, что каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь право обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но следует помнить о том, что такое интегрированное образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного ученика с ограниченными возможностями здоровья и требует от педагога ведения отдельного маршрута обучения и воспитания.
Среди детей, пришедших в школу, есть дети с нарушением слуха
( слабослышащие дети).
Для них должен разработан индивидуальный образовательный маршрут, т.е. индивидуальная траектория образования в календарно-тематическом, поурочном планировании. Задача учителя – постараться найти индивидуальные формы обучения, позволяющие реализовать его актуальные коммуникативные возможности.
В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с нарушениями слуха, входит:
—Диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики ребенка, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам
Составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута
- регулярная работа с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы;
- фиксация динамики развития обучающихся с нарушениями слуха в диагностических документах (дневник наблюдений, характеристика, потфолио, лист успеха);
Взаимодействие со специалистами и родителями:
- изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания особого ребенка и, как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей;
- знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога – с результатами диагностики и планами специалистов;
- предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями как со стороны учителя, так и специалистов;
- участие узких специалистов ОУ (сурдолога, логопеда, психолога, социального педагога, врачей) в работе МО учителей, проведении родительских собраний;
- работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям.
Основные принципы, положенные в основе
Реализации работы коррекционной направленности
-системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
-игровая форма обучения;
-интерактивность;
-задания, при которым слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации механизмов мозга;
-дифференцированный подхода к обучению;
-объективность
-создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
Одним из важнейших направлений в работе со слабослышащими детьми является –вовлечение ученика в во внеурочную классную и школьную деятельность ,т.к. главная задача — адаптировать ребенка к социуму. Только широкая речевая практика служит залогом успешной социальной адаптации слабослышащих детей. А где, как не в во внеклассной работе происходит непринуждённая речевая практика. Ученик не должен чувствовать «изгоем». Но вместе с этим нельзя ученика слишком опекать. А участие во внеклассной работе различной направленности дает возможность почувствовать себя наравне со всеми детьми.
- Совместная работа с родителями.
— устанавливают с родителями хорошие деловые отношения;
— согласовывают индивидуальный подход к детям;
— проводят индивидуальные беседы.
Памятка при работе со слабослышащими детьми
Для успешной работы педагогов в классе, где обучаются слабослышащие дети необходимо знать:
- Слабослышащему ученику воспринимать и понимать устную речь может мешать даже маленький шум.
- Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо.
- Нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости , разговаривая с ним, смотреть прямо на него, чтобы он одновременно видел лицо (губы) и «слышал» речь говорящего
- Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
- Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте слова часто употребляемые в речи. Избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок.
- При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов.
- Компьютер –в помощь!
В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой ученикам становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации слабослышащего ребенка. Можно использовать видеофайлы, учебные диски, программы для работы в НШ,т.к используя данные виды работы , можно познакомить уч-ка с понятиями, связанными с ограниченным словарным запасом.
Литература, использована при составлении доклада/в помощь педагогу для работы
- “Мы вместе” Специальные компьютерные инструменты обучения детей с нарушениями слуха. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2009-03-16. — №1.
- http://logoped.far.ru/p48aa1.html
- http://softlus.ucoz.ru/load/igra_baba_jaga_uchitsja_chitat_igra_dlja_malyshej_dlja_obuchenija_chteniju/71-1-0-649
- http://www.logopunkt.ru/tigra.htm
- Волкова Л.С. Логопедия (учебник) ООО “Гуманитарный центр Владос”, 2004. стр. 551-553
- Вренева Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ// Коррекционная педагогика. — 2008 . — №4(28).
- Гилевич И.М., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха)// Дефектология, 1996. № 6. с.44-51
- Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании // Начальная школа. — 2009. -№ 2.
- Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Дефектология, 1997. с.3-15
- На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998г.). СПб., 1998, 126с.
- Учебные проекты с использованием Мicrosoft Office: Методическое пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 93с.
- Шипицына Л.М., Ресвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. с.130
- Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. М., Изд.центр “Академия”, 2003. стр.159-163
- Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе (50%)
- Конспект урока в 5 классе по теме: «Горох. Особенности строения растения» (50%)
- ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УРОКОВ БИОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА (50%)
- Педагогическое сопровождение и поддержка ребенка с нарушением слуха в современном образовании (50%)
- «Использование технологии наглядного моделирования при формировании связной речи у глухих детей» (50%)
- Конспект урока русского языка по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов сел, деревень, улиц» (RANDOM - 50%)