Краткие рекомендации педагогам, работающим в классах интегрированного обучения  с детьми  с нарушениями слуха.

Сайфетдинова Гузяль Давлетшовна, учитель начальных классов,

МБУ «Школа «11» г.о.Тольятти Самарской области

 

        В  феврале 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил национальную образовательную инициативу “Наша новая школа”, цель которой модернизация и развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная инициатива предусматривает возможность обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья  в общеобразовательной школе.

    Трудно не согласиться с тем, что каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь право обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но следует помнить о том, что такое интегрированное образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного ученика с ограниченными возможностями здоровья и требует от педагога ведения отдельного маршрута обучения и воспитания.

    Среди детей, пришедших в школу, есть  дети с нарушением слуха

 ( слабослышащие дети).

   Для них должен разработан индивидуальный образовательный маршрут, т.е. индивидуальная траектория образования в календарно-тематическом, поурочном планировании. Задача  учителя – постараться найти индивидуальные формы обучения, позволяющие реализовать его актуальные коммуникативные возможности.

 

      В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с нарушениями слуха, входит:

—Диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики ребенка, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам

Составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута

  • регулярная работа с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы;
  • фиксация динамики развития обучающихся с нарушениями слуха в диагностических документах (дневник наблюдений, характеристика, потфолио,  лист успеха);

 

 

               Взаимодействие со специалистами и родителями:

  • изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания особого ребенка и, как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей;
  • знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога – с результатами диагностики и планами специалистов;
  • предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями как со стороны учителя, так и специалистов;
  • участие узких специалистов ОУ (сурдолога, логопеда, психолога, социального педагога, врачей) в работе МО учителей, проведении родительских собраний;
  • работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям.

            Основные принципы, положенные в основе 

Реализации работы коррекционной направленности

-системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; 
-игровая форма обучения; 
-интерактивность;
-задания, при которым слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации механизмов мозга;
-дифференцированный подхода к обучению;
-объективность

-создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

       Одним из важнейших направлений в работе со слабослышащими детьми является –вовлечение ученика в во внеурочную классную и школьную деятельность ,т.к. главная задача — адаптировать ребенка к социуму. Только   широкая речевая практика служит залогом успешной социальной адаптации слабослышащих детей. А где,  как не в во внеклассной работе происходит непринуждённая  речевая практика. Ученик не должен чувствовать «изгоем». Но вместе с этим нельзя ученика слишком опекать. А участие во внеклассной работе различной направленности дает возможность почувствовать себя наравне со всеми детьми.

  • Совместная работа с родителями.

— устанавливают с родителями хорошие деловые отношения;

— согласовывают индивидуальный подход к детям;

— проводят индивидуальные беседы.

 

 

 

Памятка при работе со слабослышащими детьми

 

   Для успешной работы педагогов в классе, где обучаются слабослышащие дети необходимо  знать:

  • Слабослышащему ученику воспринимать и понимать устную речь может мешать даже маленький  шум.
  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо.
  • Нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости , разговаривая с ним, смотреть прямо на него, чтобы он одновременно видел  лицо (губы) и «слышал» речь говорящего
  • Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
  • Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте  слова часто употребляемые в речи. Избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок.
  • При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов.
  • Компьютер –в помощь!

 

 

      В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой ученикам становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации слабослышащего ребенка. Можно использовать видеофайлы, учебные  диски, программы для работы в НШ,т.к используя данные виды работы , можно познакомить уч-ка с понятиями, связанными с ограниченным  словарным запасом.

 

 

        Литература, использована при составлении доклада/в помощь педагогу для работы

  1. “Мы вместе” Специальные компьютерные инструменты обучения детей с нарушениями слуха. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2009-03-16. — №1.
  2. http://logoped.far.ru/p48aa1.html
  3. http://softlus.ucoz.ru/load/igra_baba_jaga_uchitsja_chitat_igra_dlja_malyshej_dlja_obuchenija_chteniju/71-1-0-649
  4. http://www.logopunkt.ru/tigra.htm
  5. Волкова Л.С. Логопедия (учебник) ООО “Гуманитарный центр Владос”, 2004. стр. 551-553
  6. Вренева Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ// Коррекционная педагогика. — 2008 . — №4(28).
  7. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха)// Дефектология, 1996. № 6. с.44-51
  8. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании // Начальная школа. — 2009. -№ 2.
  9. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Дефектология, 1997. с.3-15
  10. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007
  11. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998г.). СПб., 1998, 126с.
  12. Учебные проекты с использованием Мicrosoft Office: Методическое пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 93с.
  13. Шипицына Л.М., Ресвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. с.130
  14. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. М., Изд.центр “Академия”, 2003. стр.159-163