Формирование связной речи посредством использования мнемотаблиц

Елена Анатольевна Прахова, воспитатель, МАДОУ № 8 «Огонёк», г. Сургут

 

За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у  детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения. 

     Одна из актуальных задач дошкольного воспитания – развитие речевой компетентности детей, то есть умения решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования. Успешно использую в работе по обучению связной речи мнемотаблицы. Данную методику в дошкольной педагогике разрабатывали: Воробьева В.К.(сенсорно-графические схемы), Ткаченко Т.А.(предметно-схематические модели), Глухов В.П. (блоки-квадраты), Большева Т.В. (коллаж), Ефименкова Л.Н. (схема составления рассказа). Этот метод не только развивает речь ребенка, но и обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях обьектов природы, об окружающем мире,  запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.

     В основе эффективности мнемотаблиц лежат факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др.- наглядность.

     У ребенка  дошкольного возраста  преобладает наглядно-образное мышление,  а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение    свободному владению родным языком. Вспомогательным фактором является создание плана высказывания, о значимости которого неоднократно говорил Л.В. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения всех конкретных элементов высказывания.

Используя в своей работе по обучению связной речи мнемотаблицы, опираюсь на методику Ткаченко Т.А. Мнемотаблицы помогают раскрыть обобщенное содержание элементов слова, наполнить его конкретными образами. При использовании образов у детей обобщается представление об окружающем.

     Мнемотаблица – это своеобразный план рассказа о чем-либо, который не нужно запоминать, он всегда перед глазами. Это свойство мнемотаблиц используется мной в работе с детьми при:

—    обогащения словарного запаса;

—    при обучении составлению рассказов;

—    при пересказах художественных текстов;

—    при отгадывании и загадывании загадок;

—    при заучивании стихотворений.

      При составлении описательного рассказа мнемотаблицы помогают детям самостоятельно определить главные признаки предмета, установить последовательность изложения, удержать ее в памяти. С помощью мнемотаблиц эти задачи легко решаемы.   Картинки-помощницы формируют представление об объекте, дети сами отбирают значимые факты для рассказа, мысленно представляют их взаимосвязь.

     Чтобы в пересказах ребята не допускали односложных ответов, стремлюсь научить их по-разному раскрывать значение мнемотаблиц, подбирать яркие речевые характеристики объектов. Надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности в подборе языковых средств. Поэтому часто первые рассказы получаются схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание по знакомству с каждой мнемотаблицей ввожу задачи по активизации и обогащению словаря.

     При заучивании стихотворений,  использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

     При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов, вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем соответствие и последовательность элементов мнемотаблиц к содержанию произведения.  В  старшем возрасте  дети сами  учатся выбирать нужные элементы мнемотаблиц, которые необходимы для пересказа литературного произведения, последовательно их располагать в единую модельную цепь.

     Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству с детьми. Если на начальном этапе работы  предлагаю детям   готовые мнемотаблицы, то на следующем — коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты. При этом я стараюсь незаметно помогать найти и выбрать наиболее удачные решения, оформить их в целостное произведение. Постепенно дети начинают проявлять творческую самостоятельность, т. е. создавать, придумывать мнемотаблицы.

     Когда воспитанники овладеют описательными рассказами с использованием предметно-схематических мнемотаблиц, работу усложняю, предлагая детям схематические мнемотаблицы. Это  полезное упражнение  развивает память, воображение, логическое мышление, творческие способности.

     С помощью мнемотаблиц дети придумывают начало, окончание рассказа и  составляют рассказы на заданную тему.

В своей практике монемотаблицы я использую для придумывания загадок о предметах, для сравнения предметов, а также в таком важном моменте развития речи, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

Все виды деятельности дошкольника носят моделирующий характер. В сюжетно-ролевой игре дети замещают одни предметы другими. Близким к игровому замещению являются замещение персонажей сказки фигурками, различие между которыми соответствует различию между персонажами.

Таким образом, использование мнемотаблиц, заметно облегчает и делает более эффективным обучение детей во всех возрастных группах. Это, прежде всего,  начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование данного метода позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Но не следует забывать, что параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.