Елена Анатольевна Прахова, воспитатель, МАДОУ № 8 «Огонёк», г. Сургут
За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения.
Одна из актуальных задач дошкольного воспитания – развитие речевой компетентности детей, то есть умения решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования. Успешно использую в работе по обучению связной речи мнемотаблицы. Данную методику в дошкольной педагогике разрабатывали: Воробьева В.К.(сенсорно-графические схемы), Ткаченко Т.А.(предметно-схематические модели), Глухов В.П. (блоки-квадраты), Большева Т.В. (коллаж), Ефименкова Л.Н. (схема составления рассказа). Этот метод не только развивает речь ребенка, но и обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях обьектов природы, об окружающем мире, запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.
В основе эффективности мнемотаблиц лежат факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др.- наглядность.
У ребенка дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение свободному владению родным языком. Вспомогательным фактором является создание плана высказывания, о значимости которого неоднократно говорил Л.В. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения всех конкретных элементов высказывания.
Используя в своей работе по обучению связной речи мнемотаблицы, опираюсь на методику Ткаченко Т.А. Мнемотаблицы помогают раскрыть обобщенное содержание элементов слова, наполнить его конкретными образами. При использовании образов у детей обобщается представление об окружающем.
Мнемотаблица – это своеобразный план рассказа о чем-либо, который не нужно запоминать, он всегда перед глазами. Это свойство мнемотаблиц используется мной в работе с детьми при:
— обогащения словарного запаса;
— при обучении составлению рассказов;
— при пересказах художественных текстов;
— при отгадывании и загадывании загадок;
— при заучивании стихотворений.
При составлении описательного рассказа мнемотаблицы помогают детям самостоятельно определить главные признаки предмета, установить последовательность изложения, удержать ее в памяти. С помощью мнемотаблиц эти задачи легко решаемы. Картинки-помощницы формируют представление об объекте, дети сами отбирают значимые факты для рассказа, мысленно представляют их взаимосвязь.
Чтобы в пересказах ребята не допускали односложных ответов, стремлюсь научить их по-разному раскрывать значение мнемотаблиц, подбирать яркие речевые характеристики объектов. Надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности в подборе языковых средств. Поэтому часто первые рассказы получаются схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание по знакомству с каждой мнемотаблицей ввожу задачи по активизации и обогащению словаря.
При заучивании стихотворений, использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов, вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем соответствие и последовательность элементов мнемотаблиц к содержанию произведения. В старшем возрасте дети сами учатся выбирать нужные элементы мнемотаблиц, которые необходимы для пересказа литературного произведения, последовательно их располагать в единую модельную цепь.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству с детьми. Если на начальном этапе работы предлагаю детям готовые мнемотаблицы, то на следующем — коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты. При этом я стараюсь незаметно помогать найти и выбрать наиболее удачные решения, оформить их в целостное произведение. Постепенно дети начинают проявлять творческую самостоятельность, т. е. создавать, придумывать мнемотаблицы.
Когда воспитанники овладеют описательными рассказами с использованием предметно-схематических мнемотаблиц, работу усложняю, предлагая детям схематические мнемотаблицы. Это полезное упражнение развивает память, воображение, логическое мышление, творческие способности.
С помощью мнемотаблиц дети придумывают начало, окончание рассказа и составляют рассказы на заданную тему.
В своей практике монемотаблицы я использую для придумывания загадок о предметах, для сравнения предметов, а также в таком важном моменте развития речи, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Все виды деятельности дошкольника носят моделирующий характер. В сюжетно-ролевой игре дети замещают одни предметы другими. Близким к игровому замещению являются замещение персонажей сказки фигурками, различие между которыми соответствует различию между персонажами.
Таким образом, использование мнемотаблиц, заметно облегчает и делает более эффективным обучение детей во всех возрастных группах. Это, прежде всего, начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование данного метода позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Но не следует забывать, что параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Дидактическая игра на закрепление математических представлений «Весёлая змейка» (от 3до 6) (RANDOM - 50%)