Авторская работа по теме: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Капитанова Нина Андреевна, воспитатель, МБДОУ д/с 52 г. Арзамас Нижегородской обл.

 

Для воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста я использую следующие методы и приемы.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. (Комарова Т.С., Болотина Л.Р.). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируется качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Педагоги (воспитатели) тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны меняться, в этом и состоит творческий подход педагога к процессу.

Прием – это частое явление того или другого метода воспитания. Другими словами, прием – это отдельное действие воспитателя внутри определенного метода. По отношению к методу прием носит подчиненный характер.

При формировании у детей основ сенсорной культуры следует использовать способность детей к подражанию.

  1. Сначала все действия выполняют совместно с ребенком, так как это максимально соответствует возможностям детей.
  2. Детям показывают, как выполнить то или иное действие, а затем совместно (руками ребенка) выполняют. В данном случае подражание является сопряженным: взрослый осуществляет поэлементный показ действия, а ребенок его повторяет. В случаях затруднения взрослый помогает ребенку выполнять действие, направляя его руки. Далее подражание носит отраженный характер: после показа операции ребенок самостоятельно выполняет действие.
  3. На втором этапе обучения ребенок способен выполнить задание по наглядному образцу после тщательного анализа, объяснения и показа педагога. Воспитатель руководит, оказывает помощь.
  4. На третьем этапе обучения можно подойти к выполнению заданий по инструкции с опорой на образец.

При формировании представлений о величине предметов исходным является обследование этого признака.

Я использую следующие приемы обследования: показ величины (высоты, ширины), измерение ее разведенными пальцами по указанной протяженности или руками, сравнение величины путем наложения или приложения.

При формировании умения строить сериационные ряды сначала детей обучают раскладывать три предмета по подражанию, затем по образцу, а далее по правилу: большой, средний, маленький.

При формировании представлений о геометрических фигурах, телах и форме предметов внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм осязательным путем под контролем зрения и со словесным сопровождением воспитателя.

  1. Сначала все действия выполняются «рука в руке», затем по подражанию и образцу.
  2. Целесообразно использовать показ геометрического тела (фигуры), его «называния» педагогом и затем «повторения» такого же по подражанию и образцу.

Формирование представлений о цвете происходит путем фиксации внимания детей на тождестве цвета предметов.

  1. На начальном этапе, когда у детей не сформированы эталонные представления, выделение цвета осуществляется через соотнесение предметов между собой. При это обычно берут следующие комбинации пар: красный-зеленый, черный-желтый, синий- желтый, белый- черный.
  2. Затем пары устанавливаются произвольно, и ребенку предлагается выбрать среди всех «такой же, как у меня».
  3. В дальнейшем постепенно увеличивают численность элементов группы однородных предметов до шести. Ребенок каждый раз выбирает один предмет определенного цвета, перекладывает его в указанное место педагогом (коробочку, стакан).
  4. Далее происходит группировка, когда раскладывают в определенной последовательности предметы и ребенок берет их по порядку и определяет путем наложения к образцу, в какую группу их положить.
  5. В дальнейшем предметы раскладываются без использования образца. (элементарная классификация).

 

Я использую в своей работе следующие дидактические игры на развитие сенсорных качеств у детей 2-3 лет:

Дидактическая игра «Разложи карандаши по стаканчикам»

Цели: способствовать формированию умения различать цвета; совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Описание игры: дети должны разложить карандаши по стаканчикам определенного цвета.

Дидактическая игра «Цветочная поляна»

Цели: закреплять понимание размера; цвета; способствовать развитию моторики руки.

Описание игры:выполнить задания: «Подбери серединку к цветку», «Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую», «Заверни у цветка красную серединку»

Дидактическая игра «Разложи яички в свои домики»

Цели: способствовать формированию умения различать и правильно называть 4 основные цвета; побуждать совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Описание игры: дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом, по возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическая игра «Пальчиковый сухой бассейн»

Цели: способствовать формированию основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитанию усидчивости и терпеливости в работе; снятию эмоционального напряжения.

Описание игры: попросить малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки.

Дидактическая игра «Мозаика»

Цели: способствовать развитию мелкой моторики рук, образного мышления, воображения, художественного вкуса ребенка, умения ориентироваться на плоскости игрового поля, формированию умения различать и правильно называть цвета, проявлению творческой активности.

Описание игры: попросить ребенка сложить узор, выложить дорожку определенного цвета и т.д.

 

В написании данной статьи я использовала следующую литературу:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М.Аксарина. – М.,1974.
  2. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение / Л.А.Венгер. – М.,1969.
  3. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) / Е.А.Янушко. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.