«Профилактика заикания у детей» (советы родителям)

  Балбышкина Марина Николаевна,  учитель — логопед, 

МАДОУ детский сад №36 «Радуга», г.Невьянск

         

      Заикание – это нарушение  темпа, ритма, плавности  речи, вызываемое судорога  ми  в различных частях речевого аппарата. При появлении заикания в речи наблюдаются  вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.                                                             

   Обычно  заикание  появляется  от 2 до 5 лет. В  этот период  речь наиболее  активно  развивается,  но речевая функция еще недостаточно сформирована,  поэтому  проис-ходит  ее «поломка».  По сравнению с девочками заикание у мальчиков  возникает  в 3-4  раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью.                                 

Чтобы  вовремя  помочь  ребенку,  очень  важно  не  пропустить  первые  признаки  заикания:  ребенок  вдруг  внезапно  замолкает,  отказывается  говорить.  (Это  может  длиться  от  2 часов  до суток, после  чего ребенок  вновь  начинает  говорить, но  уже, заикаясь:  употребляя перед  отдельными словами лишние  звуки (а, и); повторяя  целые  слоги или целые слова в начале фразы; вынужденные остановки  в середине слова, фразы;  затруднения перед началом речи. 

                      Причины  заикания:                                                                                                                             

1. Физиологические.  Ослабленность  и  заболевания центральной нервной системы, связанные с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и  т.д.  Иногда оно может возникнуть после  ряда  инфекционных заболеваний, когда  организм  ослаблен.  Также  проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа).                                                                                                                                                               

2. Психологические.  Причины заикания могут  крыться в эмоциональном  состоянии Невротическое заикание, или логоневроз, вызвано не проблемами нервной системы  мы, а, например, внезапным сильным эмоциональным потрясением. Часто заикание  возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении  к ребенку окружающих  его людей.  Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.                                                                                                                                                                     

3.  Социальные.  Если  родители  недостаточно работали над  формированием  речи малыша,  у ребенка  может возникнуть  скороговорение,  нарушение  звукопроизно-шения, произнесение слов  на выдохе. Возможно появление заикания у детей с рано  развившейся речью, когда родители обращаются с постоянными просьбами «повто-рить, «рассказать», говорить  напоказ. Иногда  заикание  проявляется  при  одновре-менном  изучении  нескольких  языков  или перезагрузки ребенка речевым материа-лом , особенно не соответствующим возрасту.                                                                                                                                       .   Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь.  Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоро-вой нервной системой.                                                                                                                                       .     Знание  этих  причин  должно  помочь родителям и педагогам вовремя заметить  тревожные  признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психо-неврологу, логопеду), поскольку заикание проще предупредить, чем лечить.

                       Общие рекомендации для предупреждения заикания:

              Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная сис тема,  для  них требуется индивидуальный  подход, спокойная  обстановка  в  семье, правильный общий и речевой режим.               

  1. 1. Соблюдать распорядок дня.  Для  ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет  должен  спать 10 – 11  часов  ночью  и 2 часа днем.  Вредно чтение перед  сном «страшных» сказок (о Бабе Яге, Лешем и т.п.)   Не следует  разрешать  часто и долго смотреть телевизионные передачи, заниматься у компьютера.                                                                                                                                              
  2. Создавать  благоприятную  психологическую  обстановку.  Постоянные  замечания и одергивания травмируют  ребенка. Постарайтесь  исклю- чить ссоры и шумное поведение в присутствии  ребенка. Не  показывайте  малышу свои волнения по поводу его речи. Важно помнить, что нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые  их прихоти, т.к.  в  этом случае  психической  травмой  для  ребенка   может  послужить  даже  незначительное  противоречие  ему,  например, отказ  в  чем-то желаемом.   Нельзя  запугивать  ребенка,  наказывать, оставляя его  одного в помещении,  особенно  плохо освещенном. В  виде наказания можно  заставить его спокойно  посидеть на  стуле, занимаясь чем — либо, или же лишить участия в любимой игре  и  т.п.                                           
    3. Помогать  ребенку  в  ежедневном  общении.         Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и  спокойно, т. к. малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При  выраженном заикании  говорите  с ребенком  нараспев. Не заставляйте  малыша  проговаривать  трудные слова по нескольку раз.
    4.Укреплять общее  здоровье.                     Позаботьтесь об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключите очень шумные компании и продолжительные подвижные игры. В детском  коллективе  следи те,  чтобы  его  не дразнили  другие дети. Следует сблизить такого ребенка с наиболее   уравновешенными,   хорошо  говорящими   детьми,  чтобы, подражая им,  он учился говорить выразительно и плавно.                                                                                                                   При заикании также рекомендованы  закаливающие процедуры: игры на улице,  воздушные ванны, обтирание и т.д. Для снятия эмоционального напряжения, чаще делайте  вместе с ним гимнастику и играйте.

                  Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют  развитию  правильного  речевого  дыхания,  чувства   темпа,  ритма.  Полезны  дополнительные  занятия по пению.                                                                                         

И  главное: заикающийся   ребенок  все   время  должен  находиться  под наблю- дением логопеда  и  психоневролога – эти  специалисты  Ваши  верные союзники в борьбе с заиканием.