Балбышкина Марина Николаевна, учитель — логопед,
МАДОУ детский сад №36 «Радуга», г.Невьянск
Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорога ми в различных частях речевого аппарата. При появлении заикания в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.
Обычно заикание появляется от 2 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому проис-ходит ее «поломка». По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью.
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. (Это может длиться от 2 часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь: употребляя перед отдельными словами лишние звуки (а, и); повторяя целые слоги или целые слова в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи.
Причины заикания:
1. Физиологические. Ослабленность и заболевания центральной нервной системы, связанные с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. Иногда оно может возникнуть после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа).
2. Психологические. Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии Невротическое заикание, или логоневроз, вызвано не проблемами нервной системы мы, а, например, внезапным сильным эмоциональным потрясением. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.
3. Социальные. Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизно-шения, произнесение слов на выдохе. Возможно появление заикания у детей с рано развившейся речью, когда родители обращаются с постоянными просьбами «повто-рить, «рассказать», говорить напоказ. Иногда заикание проявляется при одновре-менном изучении нескольких языков или перезагрузки ребенка речевым материа-лом , особенно не соответствующим возрасту. . Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоро-вой нервной системой. . Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психо-неврологу, логопеду), поскольку заикание проще предупредить, чем лечить.
Общие рекомендации для предупреждения заикания:
Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная сис тема, для них требуется индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.
- 1. Соблюдать распорядок дня. Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10 – 11 часов ночью и 2 часа днем. Вредно чтение перед сном «страшных» сказок (о Бабе Яге, Лешем и т.п.) Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи, заниматься у компьютера.
- Создавать благоприятную психологическую обстановку. Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Постарайтесь исклю- чить ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Не показывайте малышу свои волнения по поводу его речи. Важно помнить, что нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, т.к. в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя его одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, занимаясь чем — либо, или же лишить участия в любимой игре и т.п.
3. Помогать ребенку в ежедневном общении. Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, т. к. малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Не заставляйте малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.
4.Укреплять общее здоровье. Позаботьтесь об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключите очень шумные компании и продолжительные подвижные игры. В детском коллективе следи те, чтобы его не дразнили другие дети. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. При заикании также рекомендованы закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Для снятия эмоционального напряжения, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.
Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
И главное: заикающийся ребенок все время должен находиться под наблю- дением логопеда и психоневролога – эти специалисты Ваши верные союзники в борьбе с заиканием.
- Конспект отрытого занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сундучок тетушки Рассказушки» (50%)
- «Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль» (50%)
- Конспект занятия: "Звук [Л]" (50%)
- Советы логопеда для родителей по теме : «Домик звуков» вашего ребенка» (50%)
- Конспект итогового занятия в старшей группе для детей 6-го года жизни по теме: «В гостях у Совы — Говорушки» (50%)
- Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3х-4х ЛЕТ» (RANDOM - 50%)