Статья по теме «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и не живой природы»

Винникова Наталия Викторовна, воспитатель, МОУ детский сад № 366, г. Волгоград

     В настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективныхвидов деятельности дошкольников – поисково-исследовательский, который занимает всё более прочное место в работе с детьми в ДОУ. Каждый из нас, педагогов, прекрасно понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, т. к. овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Главную роль в этом должна играть активизация познавательной деятельности ребенка. Поэтому,одной из ведущих деятельностейдолжна быть выбрана поисково-исследовательская, основным методом которой является экспериментирование.

Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны. Ведь в процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т. к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы.Дети действительно очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственныйспособ познания мира. Исследования и опыты можно включать в различные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, наблюдения, трудовую, самостоятельную или совместную деятельность, главное, чтобы работа, направленная на развитие поисково-познавательной деятельности, способствовала решению следующих задач:

— формирование диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

— развитие собственного познавательного опыта;

— расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

— поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Экспериментально-исследовательская деятельность, как стержневая, может быть обрамлена другими видами деятельности:

  1. Чтение художественной литературы, вводящей в конкретную тему, затем экспериментирование.
  2. Познавательно-исследовательская, затем продуктивная. (Пример: «Воздух»и рисование «Воздушные шарики»)
  3. Познавательно-исследовательская и сюжетная игра.

Не надо забывать и о том, что поисково-познавательная деятельность должна усложняться в соответствии с возрастной категорией детей. Кроме того, она должна строиться не в виде «урока», а в форме партнерской деятельности со взрослым. Партнерская позиция педагога способствует развитию у детей активности, умения самостоятельно принимать решения, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению нужного результата, способствует эмоциональному комфорту и развитию познавательной активности. При этом необходимо помнить, что при проведении опытов и экспериментов, дети в силу возрастных особенностей еще не могут постоянно, на протяжении всего исследования следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, кроме того, обеспечивают развитие двух типов детской активности: собственной, полностью определяемой им самим и активности, стимулируемой взрослым. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Таким образом, экспериментально-исследовательская деятельность развивает у детей познавательную инициативу, обогащает их представления об окружающем мире, учит устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные связи, формирует устойчивый интерес к приобретению знаний, что является одним из основных критериев готовности детей к обучению в школе.

Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется несколькими темами:

Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов как приспособлений к окружающей среде).

Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет, электричество). В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса. Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляем материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытаются выявить свойства магнита. Много интересных опытов можно провести со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трех бутылках зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замерзнет и почему? Нравятся детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получатся ли тоннели из сухого песка?

Человек. Представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки, нос определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус).

     Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления. Поэтому работу по опытно-экспериментальной деятельности можно условно разделила её на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:

  • Учить детей видеть проблему;
  • Формировать умения выдвигать гипотезы;
  • Совершенствовать умения задавать вопросы.

На этом этапе предлагаются детям следующие упражнения: “Закончи рассказ”, “Сколько значений у предмета?”, а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.

Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов живой и неживой природы, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как “Отгадай”, “Чудесный мешочек”, “Трудные слова” учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры “Кто пропал?”, “Рассматривание”, “Чего не стало” помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.

Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как “Что на что похоже?”, “Клякса”, “Что здесь изображено?”. Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике. Развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи. Дети узнают о свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их человеком. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.

Для поддержания интереса рекомендуется использовать игровой сюжет, проблемные ситуации, использование сказочных героев. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

     Для того чтобы процесс познания был интересным и привлекательным в группе должна быть создана соответствующая развивающая среда, в которой подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В экологическом центре располагается мини-лаботория, в которой имеется все необходимые для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и многое другое).

     Огромное значение в работе с дошкольниками имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества с родителями.Ниже приведу некоторые примеры сотрудничества:

  • Анкетирование родителейна тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома». Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
  • Привлечение к созданию развивающей средыв группе.
  • Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
  • Буклеты и памятки: “Исследовательская деятельность и детское экспериментирование: что это такое?”, “Ставим опыты дома”, “Мир общения ребенка”, “Учимся рассуждать”, “Учим ребенка быть любознательным”
  • Рекомендации:«Проведите с детьми дома»
  • Родительское собраниена тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
  • Оформление наглядной информациив родительском уголке
  • Открытое занятие для родителей и др.