«Земля – наш общий дом»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Авторы: воспитатели МБДОУ«Детский сад №135» г. Рязань

Тетерина Татьяна Прокофьевна, Задубровская Галина Анатольевна.

 

Программное содержание: формировать у детей представление об окружающем мире, егомногообразии, оразных странах, России как о родной стране.

Образовательные задачи:Расширить знания детей о планете Земля, дать представление детям о том, что Земля-общий дом для всех.Закрепить представления детей о значении герба, как символа города, страны.Расширять словарный запас, умение использовать в речи сложные предложения, отвечать на вопросы, совершенствовать культуру речевого общения.

Развивающие задачи: Развивать поисковую активность детей, стремление узнать новую информацию о жизни других народов, стран.

Воспитательные задачи:Продолжать воспитывать доброжелательное отношение детей к людям других национальностей, воспитывать в детях чувство гордости за родную страну, уважение к ее жителям, любовь к природе, интерес к истории России.

Оборудование и материалы: глобус, фотовыставка «Клуб любителей путешествий», видео-слайды «По странам и континентам», Наборы карточек для игр «Узнай флаг и герб страны», «Кто, где живет».

Ход занятия:

Воспитатель (демонстрирует детям глобус): Ребята, кто из вас знает, что это такое? Правильно, это глобус. Глобус – это не что иное, как уменьшенная модель огромной Земли, где живем мы, где живут все люди на свете. Вот ивыходит, что Земля –это наш общий дом. Послушайте стихотворение поэта В. Орлова, который написал о нашей огромной голубой планете.

           Словно крыша над землей,

           Голубые небеса.

           А под крышей голубой

           Реки, горы и леса,

           Океаны, пароходы,

           И поляны, и цветы.

           Страны все и все народы,

           И, конечно, я и ты.

           Кружит в небе голубом

           Наш огромный круглый дом.

           Под одной голубой

           Общей крышей мы живем!

Если посмотреть на глобус, то заметишь, что он окрашен в разные цвета. Тут есть и синий, голубой, зеленый, желтый, коричневый и белый цвет. Глобус раскрашен в разные цвета ни ради красоты, а для того, чтобы мы смогли больше узнать о Земле.  Каким цветом, ребята, вы обычно раскрашиваете море на своих рисунках?

Дети: Синим или голубым.

Воспитатель: Правильно, вот и на карте и глобусе все моря, океаны, реки и озера раскрашены в синий или голубой цвет. На земном шаре есть и горы, и долины и низины, и вершины. Ровные, низкие пространства земли окрашены зеленым цветом, возвышенности темно-желтым, коричневым цветом, а горы – темно-коричневым. Ребята, рассмотрите внимательно глобус. Приглядитесь, в одном месте океан темно-синий, а в другом посветлее, почему?

Дети: Чем глубже океан, тем темнее синий цвет.

Воспитатель: Правильно, ребята.  Так же горы и долины окрашены по-разному. Горы- самые высокие участки суши окрашены в самый темный коричневый цвет. На нашей планете живет великое множество людей. У одних кожа белая, у других-желтая или красноватая. У одних волосы черные, курчавые, и других – русые, прямые. Люди говорят на разных языках, но для всех Земля –это наш общий дом, который мы должны любить и беречь. Как вы думаете, ребята сколько стран на земле?

Дети: Много разных стран.

Воспитатель: Да, очень много, не сосчитать! Есть страны большие, такие как Соединенные Штаты Америки, Индия, Китай, есть страны поменьше, такие как Германия, Франция. А как вы думаете наша страна Россия большая?

Дети: Да, большая.

Воспитатель: Что вы знаете о своей стране?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Россия – самая большая страна в мире. Она расположена в двух частях света: в Европе и Азии.  Нашу страну населяют люди разных национальностей.  А давайте проверим знаете ли вы народы, которые населяют нашу страну?

Игра «Кто, где живет». (Дети используя карточки с изображением людей в национальной одежде (нанайцы, чукчи, якуты, чеченцы, и др.) располагают их на карте России).

Воспитатель: Разные народы населяют нашу необъятную Родину. Очень интересно узнать об их национальных традициях, особенностях жизни.  Например, чукчи живут на далекой Чукотке, которую они называют Чаучу. Как вы думаете, что это значит?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Это значит «Богатая оленями» Этих сильных, выносливых животных и в самом деле много на Чукотке. А без оленей не было бы у чукчей меховой одежды, меховых сапог, еды – вкусной оленины. А без этого жизнь в этом холодном краю невозможна. А как называется жилище чукчей?

Дети: Яранга.

Воспитатель: А чем покрыты стены яранги?

Дети: Оленьими шкурами.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием.  Я надеюсь, что вы захотите узнать больше и о других народах нашей страны. А знаете ли вы какие народы населяют другие страны? Многие из вас отдыхали с родителями за границей! Где вы побывали?

Дети: В Турции, Египте, Греции, Болгарии.

Воспитатель: Расскажите об этих поездках, многие из вас принесли фотографии.

Дети: Рассказы детей.

Воспитатель: На каких языках разговаривают жители стран, где вы побывали?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Каждая страна имеет свои государственные символы. Какие вы знаете государственные символы?

  Дети: флаг, герб, гимн.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам найти герб, флаг не только нашей страны России, но и других стран.

Игра: «Узнай флаг и герб страны»

Воспитатель:Люди ездят в другие страны не только на отдых. Часто они совершают деловые поездки, многие работают за границей.  У некоторых людей есть родственники, которые живут за границей и они могут навещать их.А теперь давайте и мы свами немного попутешествуем.

Видео – слайды: «По странам и континентам».

Игра: «Путешествие» (дети на глобусе находят страны, которые выбирают для путешествий).

Воспитатель: молодцы, ребята, вот как много разных стран вы уже знаете. У каждой страны есть свой государственные символы и свой язык. Люди в разных странах разговаривают на разных языках. На каком языке разговаривают в России?

Дети: На русском языке.

Воспитатель: Русский язык – это государственный язык России. А на каком языке разговаривают люди в Англии, во Франции, в Испании, Италии, Германии?

Дети: На английском, немецком, французском.

Воспитатель: Очень много разных языков есть на Земле. Как же люди разных стран понимают друг друга?

Дети: Помогают переводчики.

Воспитатель: Правильно, ребята, с помощью переводчиков. Этой трудной профессии людей специально учат много лет. Скоро вы пойдете в школу и будете изучать иностранные языки, сможете понимать речь людей, живущих в других странах.В каждой стране живут люди, растят детей, работают, учатся, играют, читают.  Всем людям на Земле нужен мир. Очень важно сохранить наш общий дом – Земной шар для жизни всех людей планеты.

Итог занятия: Ребята, где мы побывали сегодня с вами? Что нового вы узнали?Что вам понравилось больше всего? Наше путешествие продолжим на следующем занятии. Подумайте в какой стране вы бы хотели побывать.