Л.И.Басова, воспитатель.
КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа – интернат»
Аннотация: в статье рассматривается структура и содержание представлений умственно отсталых старшеклассников о проблемах создания семьи и семейной жизни. Выявляются представления, ключевые характеристики соответствующих сторон жизни. Формирование представлений о добрачном поведении, брачных и родственных отношениях.
В настоящее время основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью предъявляет ряд требований к формированию компетенций умственно отсталых обучающихся в вопросах добрачного поведения, планирования семьи, брачных и родственных отношений, любви и брачных отношений. Выполнение данных требований особенно актуально в свете значительного количества социально- психологических проблем семей выпускников образовательных организаций для обучающихся с умственной отсталостью. Для обучения вопросов по психологии семьи необходимы учебные пособия, аудиовизуальные материалы, адаптированные к особым образовательным потребностям данной категории обучающихся. Обучающиеся с нарушением интеллекта нуждаются в уточнении представлений о создании семьи, семейной жизни и воспитании детей.
Целью цикла занятий по семейному воспитанию стало выявление и анализ содержания представлений умственно отсталых обучающихся подросткового – юношеского возраста о проблемах создания семьи, семейной жизни и воспитания детей, а также воспитание осознанного ценностного отношения к семье.
Содержание занятий с обучающимися направлялись следующими вопросами:
— являются ли представления о проблемах создания семьи, семейной жизни и воспитания детей, присущие ли они умственно отсталым обучающимся подросткового возраста?
— каково идейное содержание представлений о семье и воспитании, проблемах создания семьи, семейной жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?
В ходе занятия «Моя будущая семья» воспитанникам предстояло из предложенных ситуаций выявить проблемы:
Ребята довольно грамотно обозначили проблемы: нет своего жилья, недостаточное количество денежных средств, нет помощи от родителей, нет постоянной высокооплачиваемой работы и т д. Предложили несколько вариантов выхода из затруднительных ситуаций : можно жить с родителями или снимать квартиру, обязательно найти работу, не заводить детей в раннем возрасте.
При проведении беседы на тему «Мой избранник» рассмотрели проблемы создания семьи. В своих суждениях старшеклассники сформулировали и перечислили трудности в развитии отношений с будущим избранником:
— появление противоречий в отношениях, отсутствие взаимности, включая несогласие партнёра на согласие семьи. Например: « Не получается , мы не подходим друг другу, её постоянно что-то не устраивает», « У нас нет общего, он любит компании и застолье, а я больше времени проводить дома», «Мой парень сказал, что не хочет жениться вообще. Он меня любит, а жениться не готов».
Почему же возникают проблемы взаимоотношений партнёров: непонимание, ревность, ссоры, измены? Вот некоторые ответы обучающихся с пониженным интеллектом на данный вопрос: «Может его что-то не устраивает, или её. В семье всегда ругаются», «Если хочешь с человеком жить, надо научиться прощать. Можно и пострадать ради любимого человека», «Могут расстаться, случаются разводы. Жена может уйти куда-нибудь или муж».
Конфликты в добрачных отношениях могут возникнуть из-за нежелания вступать в добрачные половые отношения на раннем этапе отношений.
При обсуждении способов знакомства юноши привели несколько вариантов решений начала построения отношений. Например: «Найти девушку. Спросить, что тебе интересно, чем любишь заниматься?». «Хочет ли она хорошую семью?». «Надо пригласить на свидание, чтобы ближе познакомиться». «Можно с ней переписывать-сяв интернете». «Сначала надо узнать друг друга хорошо, а потом можно и влюбиться».«В кино пригласить, в кафе, цветы купить ей». «Узнать, какой у неё характер, какие увлечения».
После обсуждения темы знакомства девятиклассники сделали вывод: трудно найти другого человека, который захочет с тобой всю твою жизнь прожить.
Волнуют старшеклассников и проблемы финансового обеспечения семьи: необходимость денежных средств, достаточных для содержания семьи, их нехватка; проблемы кредитования. Например: «Не хватает денег прокормить семью», «Мало зарабатывают ученики коррекционных школ», «Надо отдавать кредит, а отдавать нечем, денег не хватает».
Проблемы заботы о детях, с уходом за ребёнком, с воспитанием детей обучающихся с пониженным интеллектом подростково — юношеского возраста волнуют мало. В этом аспекте они видят выгоду в виде материнского капитала. Детского пособия. Неспособность родить здорового ребёнка их тоже не пугает, так как за инвалида семья будет получать неплохую пенсию.
Обучающиеся соглашаются, что создание семью и рождение детей нужно планировать. Необходимо подумать, как ты будешь кормить семью, как и где ты будешь с ними жить. На практике же получается совсем наоборот. Молодые люди не знают, как предохраняться, рождение детей не планируют, беременность часто наступает в раннем возрасте.
В итоге констатация неудачных попыток создания семьи. Сложные и трудные проблемы получения общего и профессионального образования; неудовлетворительная оплата труда; забота о семье; совместное проживание, часто без регистрации отношений. Всё перечисленное и ряд других причин влияют на распад семьи.
Ряд важных проблем создания семьи актуален и требует особого внимания в коррекционно-развивающей работе. К их числу относится проблема осмысления требований к выбору будущего партнёра и взаимоотношения с ним, а также проблема планирования семьи. Бытовые проблемы, невыполнение бытовых обязанностей; вредные привычки, зависимое поведение членов семьи приводят к частым ссорам и разводам.
Скудность представлений об отношениях и содержании внутрисемейного общения закономерным образом наследует негативные особенности создания семьи – слабую осведомлённость воспитанников о содержании общения в период ухаживания и формирования отношений, основанных на психологической общности партнёров. Представляется, что сферы внутрисемейного досуга и общения, оздоровления и заботы членов семьи друг о друге требуют дальнейшей дифференциации в представленияхобучающихся с умственной отсталостью.
Литература.
1.Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии: учеб. Пособие. М., 2015. 304с.
2.Стебляк Е.А. Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии: учебное пособие. М., 2017. 484с.
3.Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М., 2012. 288с.
4.Щербинина Ю.В. Введение в педагогический дискурс. М.,2015. 432с.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ (50%)
- «Социальное партнерство – залог подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена» (50%)
- ФГОС НОО: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (50%)
- Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (50%)
- Формирование у детей гуманного отношения к природе (50%)
- "Компетентностный подход в современном образовании" (RANDOM - 50%)