ОПЫТ РАБОТЫ “Умные сказки в добрых руках”

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В. В. ВОСКОБОВИЧА

Воспитатель: МБДОУ “ДСОВ № 15”

Дмитриева Александра Артуровна

 

Цель: —  повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.

 Задачи: — систематизировать и углублять знания педагогов по технологии развивающего обучения В.В. Воскобовича.

Я расскажу вам об замечательной технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Это игровая технология, т к игра – это ведущая деятельность детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде. Другими словами, можно строить образовательный процесс, начиная с раннего дошкольного возраста и до младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет).

Цели занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича:развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности; развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчеств; гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои — мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик — сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

К универсальному блоку относятся:

1. Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»,

2. Предметные универсальные средства — комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик»,

3. Графическое универсальное средство — Игровой графический тренажер «Игровизор»

4. ИКТ универсальное средство “Умные сказки в добрых руках”

Многим педагогам уже известны многие технологии В.В. Воскобовича, но более подробно сегодня я остановлюсь на четвертом блоке “Умные сказки в добрых руках”

Использование ИКТ в организации и проведении интегрированных занятий: является одним из приоритетов, требованиям ФГОС. Внедрение иновационных технологий призванно, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из иновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Использование ИКТ в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как находится в наиболее доступной игровой форме, где развивается логическое мышление, усиливает творческую составляющею учебного процесса.

Систему интегрированных занятий “Умные игры в добрых сказках”, я использую в свое работе с детьми  и они являются неотъемлемой частью наших занятий в ИКТ.

Система занятий “Умные игры в добрых сказках” направленна на внедрение технологий развивающих игр в образовательную деятельность детского сада. Вместе с тем эта программа решает ряд важных задач по формированию личности дошкольника. Занятия предназначены для детей от средней группы до подготовительной группы, проводится в течении учебного года с октября по май два раза в месяц. В основе занятий лежат сказки, как русские народные, так и сказки народов мира.

Система занятий состоит из четырех базовых компонентов:

1.Сказкотерапия. Сказки занимают главное место в воспитательном процессе. При правильном подходе к их использованию, могут стать эффективным средством общения с ребёнком и донесения до него морально-этических ценностей общества, понятия добра и зла,хорошо-плохо,  а также непременным средством развития воображения дошкольника. Кроме того сказки, проверенные временем, несут  в себе  воспитательный элемент, помогают определять нравственные ценности.   О психотерапевтическом эффекте сказок, «сказкотерапии», известно давно. Основное воздействие в этом методе происходит именно на ценностном уровне. Любая сказка — это путь приобщения ребенка к опыту всего народа,  то есть социализация.

     Трудно переоценить роль сказки в воспитании подрастающего поколения. «Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности; она учит его видеть человеческую судьбу. Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. 

            Прямая связь между поступком и его следствием характерна для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку — дошкольнику. Ему еще трудно оперировать отвлеченными понятиями и гораздо легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах.

2. Развивающие игры. Игры  формируют хорошее развитиепространственного воображения, логики, сообразительности, конструкторских, математических и прочих приемов и способностей мышления. За основу нами взяты игры Воскобовича. Развивающие игры  формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы. Развивающие игры настолько универсальны, что их можно использовать по подгруппам, что мы и делаем на наших занятия.

Работа с художественным словом предполагает ответную реакцию от детей в виде рисунка, лепки, аппликации по окончании сказки. Но ребёнок хочет «прожить» сказку от начала и до конца, проникаясь каждым ее эпизодом. Развивающие игры представляют наилучшие возможности в этом планеиз «Чудо-Крестиков вырастает город «Град на острове стоит», затем эти же детали превращаются в «богатырей» и «Царевну-лебедь». Игры «взаимодействуют» между собой и представляют широкий спектр возможностей.                                                                                                                                        

3.Психопрофилактические методы и приемы . На протяжении всего занятия дети знакомятся с чертами характера героев сказки и отражают их эмоционально. Эмоции воздействуют на все познавательные процессы: ощущения, восприятие, воображение, память, мышление, речь, а так же активно используются мимика, жесты, пантомимика. Это нужно для того, чтобы: активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию; благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;  у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для коррекции и профилактики нервного напряжения у некоторых детей»            

4.Музыкальное сопровождение творческого процесса. Известно, что музыка имеет огромное значение в формировании внутреннего мира ребенка,  помогает стать  духовно богаче, развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте.
Благодаря музыке, ускоряется рост клеток, отвечающих за интеллектуальное развитие человека. Но самое главное – при помощи мелодии можно влиять на самочувствие человека. Доказано, что занятия под классическую музыку ускоряют созревание нейронов в коре головного мозга. Кроме классической у нас представлена и народная музыка. Она отражает национальное художественное сознание,  закрепляет эстетические ценности нашего народа, оказывает ничем не заменимое воздействие на духовное  развитие. 

Сочетание всех этих компонентов будет более успешным если при этом задействованы компьютерные технологии. Использование мультимедийной установки, расширяет работу педагога, связанную с развитием эмоционального восприятия сказки. С большого экрана дети видят прекрасные иллюстрации к сказкам, созданные отечественными художниками-иллюстраторами: Н.М. Кочергиным, М.Ф. Петровым, Т.А. Мавриной, И.Я. Билибиным, Е.М. Рачевым, Ф.С. Рожанковским, В.Е. Ерко. Кроме этого, использование презентаций позволяет активизировать музыкальное сопровождение в момент выполнения детьми заданий. Отметим, что на занятиях звучит только классическая музыка, рекомендованная к прослушиванию детьми в соответствии с методическими рекомендациями О.П. Радыновой

В заключении отметим, что в условиях внедрения ФГОС мы реализуем иновационные подходы к организации образовательного процесса по средствам развивающих игровых технологий. Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать, как в совместной, так и в индивидуальной деятельности. Использовать методические рекомендации автора, а так же не бояться эксперементировать.

 

 

Литература:

1Развивающие игры Воскобовича. 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В.Воскобовича, Л. С. Вакуленко

2.Развивающие игры Воскобовича. Методическое пособие “Умные игры в добрых сказках” издательство ТЦ СФЕРА

Под редакией В.В. Воскобович, С.В. Макушкина

Спасибо за внимание!