Статья посвящена организации пространственно – предметной среды для коррекционных с детьми с РАС в рамка эмоционально – смыслового подхода. Нацеленного на установление контакта с аутичным ребёнком, развитие его способности к совместно – разделённому переживанию, стимуляцию интереса к житейским событиям.
Автор: Переверзева Н. И. воспитатель
КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа – интернат»
При рассмотрении необходимых условий организации и поведения индивидуальны психологических коррекционных занятий с учащимися имеющими расстройство аустического спектра, следует отметить, что особенности обустройства пространства и предметной среды на занятии зависят от того коррекционного подхода, который используют практики т.е. мы с вами.
Специально продуманная структура среды – пространственное зонирование помещения, где проходят занятия, представление необходимой последовательности действий в виде наглядного расписания – побуждают ребёнка вовремя включиться в нужное действие, ступать в коммуникацию, переходить от одного вида занятий к другому, что даёт ему возможность сориентироваться в происходящем , способствует организации поведения. Таким образом, структурированная среда позволяет модифицировать поведение ребёнка, ведёт его за собой.
Главной целью является приспособление ребёнка к привычной среде с помощью обучения его навыкам, необходимым для самостоятельной жизни. Принципиальной сложностью, с которой сталкиваемся в работе, является проблема переноса отработанного на занятии навыка в другую среду, то есть проблема свободного использования ребёнком навыка в новой ситуации. В связи с этим всё больше усилий направляется на разработку способов обучения ребёнка в ходе его обычной жизни, в «естественной среде».
Другие направления коррекционной помощи не ограничиваются отработкой нужных аутичному ребёнку навыков или его приспособлением к жёстко ограниченным условиям жизни, так как нацелены на поиск средств, стимулирующих психическое и социальное развитие ребёнка с аутизмом. Такое направление носит название «эмоционально – смысловой подход». Важным здесь является опора на собственную активность ребёнка, назначимые для него впечатления, интересы, их постепенное расширение и углубление. Присоединяя своё внимание к вниманию ребёнка и осторожно включаясь в его действия, мы стараемся вовлечь ребёнка в самые простые формы коммуникации, внести в его действия осмысленность посредством комментария. Развитие устойчивых и воспроизводимых форм воздействия с ребёнком позволяет решать задачу создания у него осмысленного отношения к происходящему вокруг. Это могут быть впечатления, связанные с движением, которые ребёнок получает в процессе собственных спонтанных перемещений или созерцания движения, например, сидя у окна в транспорте. Это могут быть сенсорные впечатления, получаемые ребёнком при стереотипном манипулировании предметами: слуховые (щёлканье, постукивание, стереотипное произнесение звуков), зрительные (вращение «колёсиков», выстраивание рядов), телесные (бег по кругу, потряхивание руками), аффективные (воспроизведение понравившихся цитат из мультфильмов). Также у ребёнка с аутизмом могут быть особые специфические интересы, связанные с фиксацией и стереотипным воспроизведением пугающих, неприятных впечатлений.
Организация пространства и предметной среды на индивидуальных коррекционных занятиях нацелена на развитие эмоционального контакта, способности ребёнка к совместно – разделённому переживанию, стимуляцию его интереса к житейским событиям. При подборе оборудования игровой комнаты важно учесть, что ребёнок должен иметь возможность получить значимые для него впечатления.
Объекты, позволяющие ребёнку получать впечатления, связанные с движением. Например,офисные стулья на колёсах или объёмные игрушки дают возможность дают организовать игры «поездка на метро» с перечислением любимых станций, остановок. В дальнейшем можно такую игру вводить игрушки – персонажи, постепенно двигаясь в сторону формирования совместной сюжетной игры. В классе пригодится и диван, на котором можно организовать простые игры.
Объекты, позволяющие получать тактильные, зрительные, слуховые впечатления. Например: мыльные пузыри. Выдувая пузырь, взрослый использует яркое сенсорное впечатление, чтобы привлечь внимание ребёнка. Колючие резиновые шарики, мячики привлекательной расцветки. В игровой комнате нужны также куски ткани и другие мягкие материалы: платок, которым можно накрыться, мягкое одеяло, в которое захочет завернуться ребёнок, туристический коврик, по которому можно пробежать, как по дорожке. Сыпучие материалы – дети любят разбрасывать «снег» из разрезанной бумаги, смотреть на блестящий «дождик» из фольги. Звучащие игрушки – погремушки, муз.инструменты. Часто ребёнок подбирает для себя привлекательные предметы по форме, размеру – выстраивает ряд из колпачков от фломастеров, постоянно носит в рука одинаковые баночки, предметы , скрепки, которые «ездили в гости на электричке».
Значимым показателем позитивной динамики коррекционного процесса и психического развития ребёнка является смещение его собственного интереса в сторону использования игрушек с функциональным смыслом.
Игрушки с функциональным смыслом: игрушечные домики, посуда, транспорт, мебель, игрушки – персонажи, которые мы используем для построения общей сюжетной игры, тоже должны обладать сенсорно привлекательными свойствами, чтобы вызвать интерес у ребёнка.
Необходимые дополнительные материалы и игрушки: мелки, фломастеры, краски, карандаши, бумага, ножницы. При работе с такими детьми важно создать положительное разрешение проблемной ситуации: «заболел – вылечили», «разгорелся пожар – потушили». Необходимо присваивать ребёнку героическую роль спасателя, помощника, доктора, учить его, например, «ухаживать за несмышлёнышем – волчонком», одевать динозавриков «чтобы зимой не простудились», то есть дать возможность почувствовать контроль над ситуацией, свою главенствующую роль в ней.
Книги, мультфильмы, диафильмы, необходимо использовать с самого начала коррекционной работы с аутичными детьми. Важно заинтересовать ребёнка сюжетом книги, что поможет постепенно формировать у него понимание последовательности событий, поступков, отношений и характеров персонажей. С этой целью в работе лучше использовать несколько вариантов книг с одним и тем же сюжетом, поэтому удобно иметь книги с одинаковым сюжетом, но с разными иллюстрациями.
Организация пространства и предметной среды на коррекционном занятии должна способствовать возможности развития осмысленного, развёрнутого взаимодействия с ребёнком с расстройством спектра, не препятствовать решению этой задачи. Детям с аутизмом, действительно, нравятся сенсорные комнаты, подобные объекты и игрушки привлекательны для них, поскольку тесно связаны со способами их стереотипной аутостимуляции. В таком помещении ребёнок может реализовать привычные способы аутостимуляции и найти новые впечатления того же ряда ( слуховые, зрительные и др.) Ребёнок увлекается сверкающими и переливающимися огоньками, предметами может долго развлекать себя, манипулируя звучащими игрушками, с удовольствием пересыпает кинетический песок или погружается в бассейн с шариками. Понятно, что взрослому при этом крайне трудно вовлечь ребёнка в контакт, привлечь внимание к себе, поскольку ребёнок слишком захвачен своей игрой.
Анализируя всё выше сказанное можно сделать вывод, что основная цель занятий при аутизме – налаживание контакта и развитие взаимодействия с ребёнком.
Литература:
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ (50%)
- «Социальное партнерство – залог подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена» (50%)
- ФГОС НОО: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (50%)
- Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (50%)
- Формирование у детей гуманного отношения к природе (50%)
- Выступление для педагогов ДОУ: «Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО» (RANDOM - 50%)