Организация пространства и  предметной среды на коррекционном занятии при работе с аутичным ребёнком

Статья посвящена организации пространственно – предметной среды для коррекционных с детьми с РАС в рамка эмоционально – смыслового подхода. Нацеленного на установление контакта с аутичным ребёнком, развитие его способности к совместно – разделённому переживанию, стимуляцию интереса к житейским событиям.

 

 Автор:  Переверзева Н. И. воспитатель

КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа – интернат»

 

 

При рассмотрении необходимых условий организации и поведения индивидуальны психологических коррекционных занятий  с учащимися имеющими расстройство аустического спектра, следует отметить,  что особенности обустройства пространства и предметной среды на занятии зависят от того коррекционного подхода, который используют практики т.е. мы с вами.

Специально продуманная структура среды – пространственное зонирование   помещения, где проходят занятия, представление необходимой последовательности действий в виде наглядного расписания – побуждают ребёнка вовремя включиться в нужное действие, ступать в коммуникацию,  переходить от одного вида занятий к другому, что даёт ему возможность сориентироваться в происходящем , способствует организации поведения. Таким образом, структурированная среда позволяет модифицировать поведение ребёнка, ведёт его за собой.

Главной целью является приспособление  ребёнка к привычной среде с помощью  обучения его навыкам, необходимым для самостоятельной жизни.  Принципиальной сложностью, с которой сталкиваемся в работе, является проблема переноса отработанного на занятии навыка в другую среду, то есть проблема свободного использования ребёнком навыка в новой ситуации. В связи с  этим всё больше усилий направляется на разработку способов обучения ребёнка в ходе его обычной жизни, в «естественной среде».

Другие направления коррекционной помощи не ограничиваются отработкой нужных аутичному ребёнку навыков или его приспособлением к жёстко ограниченным условиям жизни, так как нацелены на поиск средств, стимулирующих психическое и социальное развитие ребёнка с аутизмом. Такое направление носит название «эмоционально – смысловой подход». Важным здесь является опора на собственную активность ребёнка, назначимые для него   впечатления, интересы, их постепенное расширение и углубление. Присоединяя своё внимание к вниманию ребёнка и осторожно включаясь в его действия, мы стараемся вовлечь ребёнка в самые простые формы коммуникации, внести в его действия осмысленность посредством комментария. Развитие устойчивых и воспроизводимых форм воздействия с ребёнком позволяет решать задачу создания у него осмысленного отношения к происходящему вокруг. Это могут быть впечатления, связанные с движением, которые ребёнок получает в процессе собственных спонтанных перемещений или созерцания движения, например, сидя у окна в транспорте. Это могут быть сенсорные впечатления, получаемые ребёнком при стереотипном манипулировании предметами: слуховые (щёлканье, постукивание, стереотипное произнесение звуков), зрительные (вращение «колёсиков», выстраивание рядов), телесные (бег по кругу, потряхивание руками), аффективные (воспроизведение понравившихся цитат из мультфильмов). Также у ребёнка с аутизмом могут быть особые специфические интересы, связанные с фиксацией и стереотипным воспроизведением пугающих, неприятных впечатлений.

Организация пространства и предметной среды на индивидуальных коррекционных занятиях нацелена на развитие эмоционального контакта, способности ребёнка к совместно – разделённому переживанию, стимуляцию его интереса к житейским событиям. При подборе оборудования игровой комнаты важно учесть, что ребёнок должен иметь возможность получить значимые для него впечатления.

Объекты, позволяющие ребёнку получать впечатления, связанные с движением. Например,офисные стулья на колёсах или объёмные игрушки дают возможность дают организовать игры «поездка на метро» с перечислением любимых станций, остановок. В дальнейшем можно такую игру вводить игрушки – персонажи, постепенно двигаясь в сторону формирования совместной сюжетной игры. В классе пригодится и диван, на котором можно организовать простые игры.

Объекты, позволяющие получать тактильные, зрительные, слуховые впечатления. Например: мыльные пузыри. Выдувая пузырь, взрослый использует яркое сенсорное впечатление, чтобы привлечь внимание ребёнка. Колючие резиновые шарики, мячики привлекательной расцветки. В игровой комнате нужны также куски ткани и другие мягкие материалы: платок, которым можно накрыться, мягкое одеяло, в которое захочет завернуться ребёнок, туристический коврик, по которому можно пробежать, как по дорожке.  Сыпучие материалы – дети любят разбрасывать «снег» из разрезанной бумаги, смотреть на блестящий «дождик» из фольги. Звучащие игрушки – погремушки, муз.инструменты. Часто ребёнок подбирает для себя привлекательные предметы по форме, размеру – выстраивает ряд из колпачков от фломастеров, постоянно носит в рука одинаковые баночки, предметы , скрепки, которые «ездили в гости на электричке».

Значимым показателем позитивной динамики коррекционного процесса и психического развития ребёнка является смещение его собственного интереса в сторону использования игрушек с функциональным смыслом.

Игрушки с функциональным смыслом:  игрушечные домики, посуда, транспорт, мебель, игрушки – персонажи, которые мы используем для построения общей сюжетной игры,  тоже должны обладать сенсорно привлекательными свойствами, чтобы вызвать интерес у ребёнка.  

Необходимые дополнительные материалы и игрушки:      мелки, фломастеры, краски, карандаши, бумага, ножницы. При работе с такими детьми важно создать положительное разрешение проблемной ситуации: «заболел – вылечили»,  «разгорелся пожар – потушили». Необходимо присваивать ребёнку героическую роль спасателя, помощника, доктора, учить его, например, «ухаживать за несмышлёнышем волчонком», одевать динозавриков «чтобы зимой не простудились», то есть дать возможность почувствовать контроль над ситуацией, свою главенствующую роль в ней.

Книги, мультфильмы, диафильмы, необходимо использовать с самого начала коррекционной работы с аутичными  детьми. Важно заинтересовать ребёнка сюжетом книги, что поможет постепенно формировать у него понимание последовательности событий, поступков, отношений и характеров персонажей. С этой целью в работе лучше использовать несколько вариантов книг с одним и тем же сюжетом, поэтому удобно иметь книги с одинаковым сюжетом, но с разными иллюстрациями.

Организация пространства  и предметной среды на коррекционном занятии должна способствовать возможности  развития осмысленного, развёрнутого взаимодействия с ребёнком с расстройством  спектра,  не препятствовать решению этой задачи. Детям с аутизмом, действительно, нравятся сенсорные комнаты, подобные  объекты и игрушки привлекательны для них, поскольку тесно связаны со способами их стереотипной аутостимуляции. В таком помещении ребёнок может реализовать привычные способы аутостимуляции и найти новые впечатления того же ряда ( слуховые, зрительные и др.) Ребёнок увлекается сверкающими и переливающимися огоньками, предметами может долго развлекать себя, манипулируя звучащими игрушками, с удовольствием пересыпает кинетический песок  или погружается в бассейн с шариками. Понятно, что взрослому при этом крайне трудно вовлечь ребёнка в контакт,  привлечь внимание к себе, поскольку ребёнок слишком захвачен своей игрой.

Анализируя всё выше сказанное можно сделать вывод, что основная цель занятий при аутизме – налаживание контакта и развитие взаимодействия с ребёнком.

 

Литература:

1. Баенская Е. Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффектной сферы: содержание подхода// Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах №19.
2. Баенская Е. Р. Разделённое переживание – путь терапии детского аутизма// Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах №20.
3. Либлинг М. М.  Игра в коррекции детского аутизма// Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах № 20.