Формирование компетенций у обучающихся с ОВЗ в вопросах планирования семьи

 Л.И.Басова, воспитатель.

КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа – интернат»

 

Аннотация: в статье рассматривается структура и содержание представлений умственно отсталых старшеклассников о проблемах создания семьи и семейной жизни. Выявляются представления, ключевые характеристики соответствующих сторон жизни. Формирование представлений о добрачном поведении, брачных и родственных отношениях.

  В настоящее время основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью предъявляет ряд требований к формированию компетенций умственно отсталых обучающихся в вопросах добрачного поведения, планирования семьи, брачных и родственных отношений, любви и брачных отношений. Выполнение данных требований особенно актуально в свете значительного количества социально- психологических проблем семей выпускников  образовательных организаций для обучающихся с умственной отсталостью. Для обучения вопросов по психологии семьи необходимы учебные пособия, аудиовизуальные материалы, адаптированные к особым образовательным потребностям данной категории обучающихся. Обучающиеся с нарушением интеллекта нуждаются в уточнении представлений о создании семьи, семейной жизни и воспитании детей.

  Целью цикла занятий по семейному воспитанию стало выявление и анализ содержания представлений умственно отсталых обучающихся подросткового – юношеского возраста о проблемах создания семьи, семейной жизни и воспитания детей, а также воспитание осознанного ценностного отношения к семье.

Содержание занятий с обучающимися направлялись следующими вопросами: 

— являются ли представления о проблемах создания семьи, семейной жизни и воспитания детей, присущие ли они умственно отсталым обучающимся подросткового возраста?

— каково идейное содержание представлений о семье и воспитании, проблемах создания семьи, семейной жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?

  В ходе занятия «Моя будущая семья» воспитанникам предстояло из предложенных ситуаций выявить проблемы:

1. Представь, что молодой человек или девушка хочет иметь свою семью. Как ты думаешь, какие проблемы у него или у неё могут возникнуть в создании семьи?
2. Представь, что у взрослого человека уже есть семья, и живёт он со своей семьёй уже много лет. Как ты думаешь, какие проблемы могут возникнуть в его семейной жизни?
3. Представь, что в семье растёт ребёнок или несколько детей. Как ты думаешь, какие проблемы могут возникнуть в воспитании  детей?

  Ребята довольно грамотно обозначили проблемы: нет своего жилья, недостаточное количество денежных средств, нет помощи от родителей, нет постоянной высокооплачиваемой работы и т д. Предложили несколько вариантов выхода из затруднительных ситуаций : можно жить с родителями или снимать квартиру, обязательно найти работу, не заводить детей в раннем возрасте.

  При проведении беседы на тему «Мой избранник» рассмотрели проблемы создания семьи. В своих суждениях старшеклассники сформулировали и перечислили трудности в развитии отношений с будущим избранником:

— появление противоречий в отношениях, отсутствие взаимности, включая несогласие партнёра на согласие семьи. Например: « Не получается , мы не подходим друг другу, её постоянно что-то не устраивает», « У нас нет общего, он любит компании и застолье, а я больше времени проводить дома», «Мой парень сказал, что не хочет жениться вообще. Он меня любит, а жениться не готов».

  Почему же возникают проблемы взаимоотношений партнёров: непонимание, ревность, ссоры, измены? Вот некоторые ответы обучающихся с пониженным интеллектом на данный вопрос: «Может его что-то не устраивает, или её. В семье всегда ругаются», «Если хочешь с человеком жить, надо научиться прощать. Можно и пострадать ради любимого человека», «Могут расстаться, случаются разводы. Жена может уйти куда-нибудь или муж».

  Конфликты в добрачных отношениях могут возникнуть из-за нежелания вступать в добрачные половые отношения на раннем этапе отношений.

  При обсуждении способов знакомства юноши привели несколько вариантов решений начала построения отношений. Например: «Найти девушку. Спросить, что тебе интересно, чем любишь заниматься?». «Хочет ли она хорошую семью?». «Надо пригласить на свидание, чтобы ближе познакомиться». «Можно с ней переписывать-сяв интернете». «Сначала надо узнать друг друга хорошо, а потом можно и влюбиться».«В кино пригласить, в кафе, цветы купить ей». «Узнать, какой у неё характер, какие увлечения».

  После обсуждения темы знакомства девятиклассники сделали вывод: трудно найти другого человека, который захочет с тобой всю твою жизнь прожить.

  Волнуют старшеклассников и проблемы финансового обеспечения семьи: необходимость денежных средств, достаточных для содержания семьи, их нехватка; проблемы кредитования. Например: «Не хватает денег прокормить семью», «Мало зарабатывают ученики коррекционных школ», «Надо отдавать кредит, а отдавать нечем, денег не хватает».

  Проблемы заботы о детях, с уходом за ребёнком, с воспитанием детей обучающихся с пониженным интеллектом подростково — юношеского возраста волнуют мало. В этом аспекте они видят выгоду в виде материнского капитала. Детского пособия. Неспособность родить здорового ребёнка их тоже не пугает, так как за инвалида семья будет получать неплохую пенсию.

  Обучающиеся соглашаются, что создание семью и рождение детей нужно планировать. Необходимо подумать, как ты будешь кормить семью, как и где ты будешь с ними жить. На практике же получается совсем наоборот. Молодые люди не знают, как предохраняться, рождение детей не планируют, беременность часто наступает в раннем возрасте.

  В итоге констатация неудачных попыток создания семьи. Сложные и трудные проблемы получения общего и профессионального образования; неудовлетворительная оплата труда; забота о семье; совместное проживание, часто без регистрации отношений. Всё перечисленное и ряд других причин влияют на распад семьи.

  Ряд важных проблем создания семьи актуален и требует особого внимания в коррекционно-развивающей работе. К их числу относится проблема осмысления требований к выбору будущего партнёра и взаимоотношения с ним, а также проблема планирования семьи. Бытовые проблемы, невыполнение бытовых обязанностей; вредные привычки, зависимое поведение членов семьи приводят к частым ссорам и разводам.

  Скудность представлений об отношениях и содержании внутрисемейного общения закономерным образом наследует негативные особенности создания семьи – слабую осведомлённость воспитанников о содержании общения в период ухаживания и формирования отношений, основанных на психологической общности партнёров. Представляется, что сферы внутрисемейного досуга и общения, оздоровления и заботы членов семьи друг о друге требуют дальнейшей дифференциации в представленияхобучающихся с умственной отсталостью.

 

Литература.

1.Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии: учеб. Пособие. М., 2015. 304с.

2.Стебляк Е.А. Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии: учебное пособие. М., 2017. 484с.

3.Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М., 2012. 288с.

4.Щербинина Ю.В. Введение в педагогический дискурс. М.,2015. 432с.