«Особенности организации режимных моментов и образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с авторской программой Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости»

Котельникова Ирина Вячеславовна, воспитатель, МДОУ «Д/с №3» г. Ухты.

  

«Особенности организации режимных моментов и образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с авторской программой Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости»

1. «Особенности программы-технологии»

     Особенностью программы является тесное взаимодействие обоих воспитателей и инновационный подход к занятию.

     Индивидуальное обучение. Основной акцент в программе делается на индивидуальных обучающих занятиях с детьми – планомерное общение взрослого с каждым воспитанником, направленное на содействие овладению программной деятельностью, ежедневно утром по очереди приглашаются пятеро воспитанников и с7.00 до 7.30. С каждым отдельно в течение 5 минут проводится индивидуальная работа по какой-либо теме, остальные играют рядом. Таким образом, дети невольно прослушивают разговор с воспитателем несколько раз, происходит закрепление материала.

     Структура занятия. Занятие всегда имеет определенную трехчастную структуру:

— вводная часть (5-7 минут) – мотивация деятельности (формулировка замысла), проводится до завтрака (или до полдника);

— основная часть (20-25 мин.) – осуществление замысла, реализация;

— итоговая часть – это формулировка ребенком самооценки полученного продукта (результата деятельности) проводится с каждым ребенком индивидуально и длится до тех пор, пока не будет достигнута ожидаемая эффективность обучения.

     Фронтальная деятельность проводится, когда большинство дошкольников овладевают данным содержанием на уровне самостоятельности. На фронтальном занятии воспитатель осуществляет мониторинг уровня овладения каждым воспитанником содержанием обучения.

Каждое занятие интегрировано включает в себя несколько видов деятельности.

2. «Лесенка успеха»

     Любой вид деятельности, которую будет осваивать с помощью воспитателя дошкольник, назван метафорой «Лесенка успеха». В ней четыре ступеньки: первая – узнавание, вторая – воспроизведение, третья – самостоятельность, четвертая – творчество. И только последовательно, пройдя каждую ступеньку, ребенок может перейти к творчеству, проявляя при этом высокий уровень своего развития.

«Лесенка успеха»

Любая деятельность имеет четыре ступени:

1. «Театр взрослого». Предполагает показ взрослым действий.

Воспитатель – актер. Ребенок (дети) – очарованный (е) зритель(и).

Результат: Ребенок говорит: «Я хочу сделать!»

2. «Посиделки». Предполагает индивидуальное и подгрупповое обучение.

Воспитатель и Ребенок – собеседники.

Результат: Ребенок говорит: «Я хочу – научи меня делать!»

3. «Оркестр».  Предполагает проведение фронтального занятия.

Воспитатель – дирижер.

Дети – заботливые исполнители задуманного.

Результат: Дети говорят: «Мы хотим и научились – будем делать!»

4.«Театр ребенка». Предполагает творчество Ребенка.

Воспитатель – очарованный зритель.

Ребенок – актер.

Результат: Ребенок говорит: «Я хочу сделать свое!»

3. «Постоянный игровой персонаж»

      Для повышения речевой активности детей во всех видах деятельности в группе «живет» персонаж – объемная игрушка Незнайка (или кукла Чевостик). Это недотепа и глупыш, который ничего не знает, говорит иногда смешные вещи и всегда все путает. А дети с большим удовольствием учат его, рассказывают ему о том, что сделали, узнали. Эмоциональный контакт с Незнайкой (Чевостиком) дети устанавливают очень легко, т.к. они видят в нем не строгого критика, а недотепу, которому нужно помочь, о котором нужно позаботиться или чему-то научить. Любое занятие по продуктивной деятельности дошкольников (рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд) проходит с использованием игровых приемов. Незнайка (Чевостик) — постоянный игровой персонаж в старшей и подготовительной группах, ставит перед детьми проблемную ситуацию, дети ее решают (продуктом является рисунок, аппликация, вылепленный предмет, постройка или рассказ).

4. «Система пяти пальцев».

     В работе педагогом используется «система пяти пальцев» — это модель структуры любой деятельности. Она всегда и у всех «под руками». Это – ладонь, вернее пять пальцев, каждый из которых символизирует один из компонентов структуры любой деятельности.

Любая деятельность (продуктивная или речевая) имеет пять компонентов:

1. Мизинец – обозначает замысел (что хочу сделать).

2. Безымянный – обозначает предмет преобразования (из чего сделаю, то есть материал – предмет или слово).

3. Средний – обозначает средства (чем осуществлять преобразования, какими инструментами, каким способом).

4. Указательный – обозначает порядок действия (буду производить действия одно за другим).

5. Большой – обозначает достигнутый результат, продукт деятельности (что задумал, то и сделал; включает в себя рефлексию и самооценку).

   Дети второй младшей группы группы привыкают пользоваться этой моделью с помощью воспитателя, а в старшем дошкольном возрасте учатся применять ее самостоятельно. Проговаривание вслух индивидуально ребенком или всем вместе, хором, предстоящей деятельности, обсуждение действий развивает речь детей, помогает понять последовательность действий, успокоиться, поверить в свои силы.  

5. «Конструирование из настольного строителя»

     Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место в программе «Детский сад — Дом радости». Это вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают однозначно и позволяет ребенку не только проявлять творчество, но и давать адекватную самооценку полученному результату.  Именно этот вид деятельности наиболее значим для становления самосознания ребенка. Самосознание состоит из самопознания, рефлексии и самооценки. Конструирование проводится 1 раз в неделю; на каждого воспитанника имеется настольный строитель в коробке с крышкой с базовым комплектом деталей; отдельно наборы дополнительных деталей и игрушек для обыгрывания построек для всех детей; богатый иллюстративный материал.

6. Режимные моменты.

     Режимный момент «Опробование». По технологии Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» с детьми 3-7 лет проводится опробование продуктов каждое утро после мытья рук — перед завтраком (продолжительность 5-10 минут). Дети сидят полукругом перед воспитателем. На столе какой-либо продукт (овощи, фрукты, орехи, ягоды и т.п.). Обязательно «целое» и кусочки на каждого. Игровой момент – перед тем, как показать «целое», загадывается загадка, дети отгадывают. Первый раз воспитатель описывает предмет, давая тем самым речевой образец. Затем ребенок берет в руки «целое» и, пользуясь мнемотаблицей (для младшей группы, для средней, старшей и подготовительной они разные), описывают продукт. Можно опросить несколько детей по очереди, можно задавать вопросы, пока дети передают предмет друг другу.

Цель: дети учатся составлять связный описательный рассказ, используя весь сенсорный аппарат (зрение, осязание, слух, обоняние, вкусовые ощущения). Задачи: — оздоровительная (аппетит, желудочный сок, витамины);                      

            — образовательная (получение избыточной информации, обмен знаниями, речевая активность);

            — воспитательная (делится на всех поровну, благодарят)

Методические приемы – показ, обследование, проба, анализ.

Количество получаемой информации, а также самостоятельная работа со словом увеличиваются в соответствие с возрастом детей.

Разнообразие – использование всех чувств (зрение, обоняние, вкус, слух, тактильные ощущения); задачи на логику, математику; опыты, эксперименты; художественное слово (загадки, стихи. песенки); словесные игры, короткие рассказы.

Польза – улучшение аппетита, развитие речи, памяти, внимания, логики.

     Двигательный режим. В течение дня ребенок сидит на стуле очень кратковременно: во время приема пищи, индивидуального рассматривания книг, пробы продуктов, занятий продуктивными видами деятельности, второй части занятий по ознакомлению с окружающим. Остальное время ребенок двигается, сменяя позы: подлезает под столы во время организованной образовательной деятельности (для того, чтобы самостоятельно приготовить «рабочее место» — все необходимое для предстоящей деятельности); сидит на ковре, слушая чтение или рассказы взрослого – «минутка тишины»; танцует во время «минуток шалости», переходит от одного режимного процесса к другому в форме игры (едут на «поезде», «машине», летят на «самолете» и т.д.)  

      Организация приема пищи. Во время приема пищи идет спокойная беседа воспитателя с детьми о еде, о продуктах, из которых она приготовлена, о людях разных профессий. Уже во втором полугодии младшей группы дети пользуются всеми столовыми приборами, включая нож. Уносят посуду самостоятельно (последовательно по одному предмету в целях безопасности). После обеда каждый играет, а потом все вместе идут в спальню. В это время второй воспитатель продолжает индивидуально работать с детьми, а первый ведет непринужденный разговор с другими, а когда все дети лягут, читает красивое поэтическое произведение, приучая ребенка уже с трех лет слышать гармонию родного языка.

 Используемые материалы: Н. М. Крылова Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – з-е изд., перераб. и доп. –М., ТЦ Сфера, 2015, -352.