«Такая разная обувь»

 

Конспект  образовательной деятельности в технологии «Проблемный диалог»

 

Группа дошкольного возраста 4-5 лет

 МДОУ детский сад № 105

Составила воспитатель:

Миничева Ирина Константиновна

Рыбинск, 2020 год

 

Задачи:  

1. Расширять представления детей о частях, из которых состоит обувь: материалах для обуви через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности;

2. Закреплять знания детей о профессии сапожник; о доступных способах ухода за обувью;

3. Активизировать связную речь воспитанников, умение поддерживать беседу, отвечать на поставленные вопросы, составлять простые предложения;

4.Развивать у детей познавательную активность, стремление наблюдать, экспериментировать, применять свои знания при решении проблемных ситуаций;

5. Воспитывать в детях аккуратность, ценностное отношение к предметам обуви, привычку бережного ухода за обувью.

 

Предварительная работа: рассматривание картинок на тему « Обувь». НОД: «Обувь». Развитие речи: «Да здравствует Туфляндия!». Аппликация: «Укрась сапожок»; «Чудо- дерево».  ИЗО: «Красивые сапожки». Самостоятельная художественная деятельность «Раскрасим обувь». Сюжетно-ролевая игра «Обувной магазин». Чтение: К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Чудо – дерево». Е. Благинина «Научу одеваться и братца», ЛВоронкова «Маша — растеряша», Б. Заходер «Сапожник».  Заучивание: М. Яснов«Считалка с башмачком»; Физкультминутка: « Нарядились ножки в новые сапожки». Пальчиковая игра: «Наша обувь». Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге». Дидактические игры: «Один — много»; «Разрезные картинки»; «Четвертый лишний»; «Найди тень»; шнуровка «Башмачок», игры со скрепками «Щетка»; Игра с пуговицами «Укрась сапожок», «Чего не стало?».П\игра:  «Растеряшки — башмачки».   

 

Материал: кукла, сундук, подбор обуви.  Материал: резина, кожа, джинсовая ткань, лейка с водой, тазик. Коробка обувная, крем для обуви, щетка, тряпочка, губка, газета. Карточки – схемы по чистке обуви, Тучки и солнышки на каждого ребенка, для самоанализа. Прищепки для игры.

 

Ход деятельности:

С добрым утром, дети. Какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть.

Давайте возьмемся за руки и громко скажем друг другу«Доброе утро!» Теперь шепотом. А теперь снова громко.

Посмотрите ребята, кто к нам пришел. (Это кукла) Ее зовут Мэри. Вас, что-нибудь удивляет? (Она в одном ботинке)

Послушайте, что с ней произошло: Английская песенка «Мэри»:

 

У маленькой Мэри большая потеря:

Пропал ее правый башмак.

В одном она скачет и жалобно плачет,

— Нельзя без другого никак.

 

— Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на занятии? Сейчас я вам загадаю загадки:

 

1. Если дождик, мы не тужим

Бойко бегаем по лужам.

Станет солнышко сиять

Нам под вешалкой стоять.

(Резиновые сапоги).

 

2. На улицу не ходим ни летом, ни зимой

Зато без нас ни шагу, когда придешь домой. 

(Тапки).

 

3. Ни ботинки, ни сапожки

Очень сильно греют ножки

В них мы бегаем зимой

Утром в сад, потом домой. 

(Валенки).

 

4. Быстро в них ныряет ножка

Ведь нет ни пятки, ни застежки.

 (Шлепки).

 

5. В нас прыгать легко и бегать легко,

Мы вас понесем далеко-далеко,

В походе и в спорте вам служим,

С подвижными играми дружим

(Кеды, кроссовки).

 

Молодцы ребята, все загадки отгадали. Сегодня мы поговорим с вами об обуви.

 

Пальчиковая гимнастика

 

Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки  (На каждое название обуви)

Для Наташи и Сережки, (загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

 

— Можно ли ходить без обуви? (нет) Можно ли ходить в одном ботинке? (Нельзя)

— Почему нельзя ходить без обуви? (холодно, наколешь ноги, порежешь, заболеешь и т. д.)

— Ребята, вы правы. Люди придумали обувь, чтобы оберегать свои ноги от холода, укусов насекомых, от травм.

— Сможем ли мы помочь кукле Мэри? Как? (найти, купить, сшить, смастерить ботинок).

 

…Но, милая Мэри,

Ботинок для правой ноги,

Сошьем тебе новый,

Иль купим готовый,

Но только смотри – береги!

 

— Давайте все вместе поищем ботиночек, может он к нам в группу попал или кто – нибудь из вас его надел? Выходите, детвора, ждет вас новая игра!

 

Игра:  «Растеряшки башмачки»

(играют на ковре, снимают свою обувь 

выполняют движения согласно тексту).

 

У вас на ногах разная обувь. И мы сейчас с ней поиграем  

 

Растеряшки-башмачки

Озорные каблучки.

Каждый рядышком шагал,

Вдруг один из них упал.

А вон там, за горой,

Потерялся и другой.

Не теряйтесь, башмачки

Озорные каблучки.

Надо нам скорей бежать,

Надо нам их отыскать.

 

-Дети, вы смогли выполнить задание и найти Мэри ботиночек? (нет) В чем затруднение?  Какую обувь носят маленькие дети?  (детскую)

-А женщины, какую? (женскую) А мужчины, какую? (мужскую).

Ребята, раз у нас Мэри еще маленькая, то и обувь у нее детская. Посмотрите, что у меня стоит на столе?  (сундук) Правильно сундучок! Давайте посмотрим,  что внутри (обувь).

Ребята, сколько здесь разной обуви! Давайте ее рассмотрим. Обувь состоит из нескольких частей.

— Например: у сапога есть пятка, каблук, носок, подошва, голенище, молнияети достают по одному предмету обуви и описывают ее). 

— У туфли есть  что? (застежка, ремешок, подошва, каблук). У кроссовок?  (подошва, носок, шнурки, пятка). У ботинок?  (подошва, носок, пятка, и т.д.). 

(последним дети находят ботиночек куклы Мэри, с оторванной подошвой, рассматривают его).

Посмотрите, что случилось с подошвой у ботинка Мэри? (оторвалась) Как мы можем помочь?  (Купить новую, пришить, отнести в мастерскую) Как называют человека, который, чинит обувь?  (сапожник).

-Правильно дети, а еще такую профессию называют: мастер по ремонту обуви или просто  обувной мастер.

-Ребята, хотите сами попробовать чинить обувь? Тогда нам надо отправиться в обувную мастерскую.

Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге»

 

Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топоп-топ-топ.
(Ходьба широким шагом)

Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
(Бег мелким шагом)

 

Вот мы пришли в нашу мастерскую (на столах вырезанная из картона разная обувь).

 

Игра со скрепками «Подшиваем ботиночки»

 

— Когда обувь носят долго, бывает так, что подошва у обуви отклеивается. Тогда подошву подшивают. Вот вы попробуйте надеть скрепки на края ботиночек, как будто подшиваете подошву.

Воспитатель во время работы детей зачитывает стихотворение или отрывок стихотворения Л. Лядова «Стал Сапожником Енот»

 

Стал сапожником Енот,

Он для всех обувку шьет:

Тапки – на-лапки,
     Сапожки – на ножки.
     Он на туфельки у стойки,
     Делает набойки.
     А тапки – на лапки,
     А сапожки – на ножки.
     Даже старые ботинки,
     Принимает для починки.
     Молотком стучит он ловко:
     «Тук-тук-тук!»

 

Вам было сложно прикреплять скрепки ровно по всей подошве? Вы молодцы хорошо справились с этим заданием! Ребята, а вы знаете, что не только люди, но и предметы, обувь, любят, когда их называют ласково.

 

Игра: «Назови ласково»

Туфли-….   (туфельки)

Тапки-….    (тапочки)

Ботинки-…. (ботиночки)

Сапоги-….    (сапожки)

Кроссовки -…. (кроссовочки).

 

— Что надо делать,  чтобы обувь долго носилась и не портилась? (аккуратно ходить, не пачкать, не рвать и д.р.). Ещё можно сказать: «надо ухаживать за обувью».

-Зачем, надо за ней ухаживать? (ответы-рассуждения). Кто знает, как надо ухаживать за обувью? (Воспитатель достает коробку) Хотите узнать, что у меня в коробке?

Дети рассматривают предметы ухода за обувью: крем, щетка, тряпочка, губка, рожок из металла или пластмассы, газетная бумага.

— Для чего нужны эти предметы? (Рассуждения детей о каждом предмете, опираясь на свой опыт. Воспитатель помогает, рассказывает для чего это нужно).

—  Чтобы вы лучше запомнили, как надо ухаживать за обувью, я приготовила для вас предметно-схематические картинки с изображением последовательности действий по чистке обуви:

— обтереть сухой тряпочкой

— намазать кремом

— начистить до блеска.

-Как называется обувь, которую надевают зимой? 

 

Игра:  «Договори словечко»
Если обувь для зимы, то она ЗИМНЯЯ.
Если обувь для лета, то она –
Если обувь для дома, то она –
Если обувь для спорта, то она –
Если обувь для праздника, то она

Молодцы, ребята, все старались и правильно ответили. Теперь мы отдохнем и  опять играть начнем.

Физкультминутка.

Нарядили ножки в новые сапожки (руки в стороны наклон, вперед, руками дотронуться до носков).

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке (маршировать)

В грязь не заходите, сапожки не рвите (погрозить пальчиком)

-Посмотрите, ребята, у меня есть разный материал из которого шьют обувь, назовите его(резина, кожа, джинсовая,  ситцевая, ткань).

-Как вы думаете, какой из этих материалов не боится воды?  (ответы детей)

-Как можно узнать об этом? (спросить взрослых, прочитать в энциклопедии, проверить и д.р.)

-Я с вами согласна, давайте проверим, поэкспериментируем. (Опыт с водой)

Пройдите в исследовательский центр  (дети подходят к столам, в середине стоит тазик, рядом лейка с водой и кусочки материала). Дети обследуют материал, затем  помогают по очереди, из лейки лить воду на материал, обследуют его и делают выводы).

Вывод: есть материал, который промокает, а есть материал, который не промокает, из такого материала шьют обувь на весеннюю, осеннюю погоду.

Из какого материала шьют обувь?

— Обувь из кожи, она какая? — кожаная. Из резины? Из войлока? Из джинса?

Сегодня мы с вами разговаривали про обувь. Что же мы узнали, какая бывает обувь?(мужская, женская, детская, зимняя, летняя, осенняя, весенняя, спортивная, домашняя, праздничная).

Рефлексия:

-О чем мы сегодня говорили?

-Кто сегодня к нам в гости приходил?

— Как мы помогли кукле Мэри?

— Чем мы сегодня занимались?

-Что нового узнали?

— Чему научились?

де и когда эти умения пригодятся?

 

Самооценка.

У нас на столе 2 коробочки,  в одной солнышки; в другой – тучки. Вы можете взять любую картинку, но сначала подумайте: если вам на занятие было интересно и у вас всё получилось, то возьмите солнышко, а если кому-то было не интересно и трудно – тогда возьмите тучку. Обобщение педагогом самооценки детей. 

 

 

 

Источники:

Н.Е. Васюкова, Н.М. Родина «Комплексное планирование образовательной деятельности с детьми 4 – 5 лет».

Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет(осень).

https://vini-puh.ru/marshak-s/anglijskie-pesenki-meri-samuil-marshak/

https://po-ymy.ru/zagadki-pro-obuv-s-otvetami.html#i-8 загадки про обувь

https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/12/18/kartoteka-fizminutok-dlya-detey-4-7-let-po-leksicheskim-temam- физкультминутки про обувь

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/10/04/fizminutki-i-palchikovye-gimnastiki-po-Н. Нищеева «Новые кроссовки».

http://mallishok.ru/palchikovaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov/- пальчиковые игры про обувь.

К. Чуковский «Чудо – дерево» (Книга для чтения 2-4 года, стр. 163)

Е. Благинина «Научу одеваться и братца» (Хрестоматия для маленьких, стр. 158)

Заучивание:

М. Яснов «Считалка с башмачком» (Книга для чтения 2-4 года, стр. 175)

Материал: подборка игр и упражнений на тему «Обувь» автор  Давыдова С. А.